Обзор
-
01Январь
-
Apple презентовали долгожданные очки Apple Glass
-
02Февраль
-
«Яндекс» представил нейробраузер, в котором собраны все наработки компании в сфере нейросетей
-
03Март
-
Gartner рассказал, какую роль играет ИИ в сфере аналитики данных
-
04Апрель
-
Пользователям ChatGPT теперь не нужна регистрация
-
05Май
-
Медианная зарплата специалистов в MarTech составила почти $130 тыс.
-
06Июнь
-
Маркетплейс Wildberries и оператор наружной рекламы группа Russ объявили об объединении
-
07Июль
-
Google передумал «убивать» cookies
-
08Август
-
Россияне столкнулись со сбоями в работе видеохостинга YouTube
-
09Сентябрь
-
Компании начали готовиться к трансформации бизнеса с помощью мультимодального ИИ
-
10Октябрь
-
Apple презентовала новые компьютеры iMac с чипом М4 и поддержкой ИИ Apple Intelligence
-
11Ноябрь
-
Google Lens начал помогать пользователям с выбором товаров в магазинах
-
12Декабрь
-
Сервис объявлений «Авито» купил инструмент управления интернет-рекламой AdRiver и платформу Soloway
Обзор рынка
Сразу отвечаем на вопрос, волнующий многих: «Жив ли Martech в 2024?» Однозначно да.
По оценке отраслевой аналитической компании Forrester, по итогам 2023 года траты в сфере маркетинговых технологий MarTech в мире составили $131 млрд, и в ближайшие годы эта цифра будет только расти. По прогнозу аналитиков, к 2027 году оборот превысит $200 млрд. Росту способствуют как достижения в области ИИ, так и высокий спрос на автоматизированные решения по сбору и аналитике данных без использования cookie-файлов.
Разнообразие инструментов и предложений также радует — исследователи ChiefMartech насчитали в 2024 году более 14 тыс. MarTech-решений. Это на 28% больше, чем в прошлом году. А совокупный годовой темп роста составляет аж 41,8%!
В России маркетологи также стремятся идти в ногу с быстро меняющейся цифровой средой — эксперты Smart Ranking оценили суммарную выручку топ-50 российских MarTech-компаний в III квартале 2023 года в 5 млрд руб. — на 28% больше, чем годом ранее. В топ-3 самых быстрорастущих сегментов вошли web-аналитика, CDP и сервисы для рассылок.
Удивительно, но в некоторых случаях такой рост даже становился источником проблем: на фоне ухода или отказа от использования иностранных сервисов, нагрузка на отечественные решения возросла настолько, что обработать такие объемы иногда просто нереально.
Чат-боты и ИИ
Искусственный интеллект проник во все сферы маркетинга — с его помощью компании генерируют контент, общаются с пользователями, собирают и обрабатывают данные о клиентах и многое другое. В результате кампании становятся пугающе персонализированными.
Согласно исследованию McKinsey, именно маркетинг и продажи получают больше всего пользы от внедрения генеративного ИИ. Например, чат-боты могут в среднем успешно решать каждый третий кейс обращения в поддержку или взять на себя роль хостес при бронировании столика в сетевом ресторане. Ожидается, что рынок чат-ботов на основе ИИ к 2029 году достигнет объемов в $20 млрд!
Умение работать с ИИ также становится одним из ключевых преимуществ для соискателей, которые планируют связать свою карьеру с маркетингом и технологиями. А вот тех, кто не сможет подчинить себе искусственный интеллект, ждет печальная участь — 87% маркетологов признались Gartner, что беспокоятся за свои рабочие места на фоне быстрых технологических изменений.
Технологии и маркетинг без границ: No-code и Low-code
Актуальный тренд прямиком из ИТ, призванный положить конец давнему противостоянию: маркетингу нужно реагировать на вызовы здесь и сейчас, а ИТ всегда нужны люди, бюджеты и время на разработку. Развитие этого направления позволяет нетехническим маркетологам в короткие сроки запускать собственные решения, используя визуальные и интуитивно понятные инструменты. В результате на проверку гипотез тратится гораздо меньше времени с минимальными рисками.
В BPMSoft на данный момент оценивают в 70% долю российских компаний, которые уже внедрили различные решения на основе low-code-технологий. При этом одной из причин роста популярности таких решений в России называют острую нехватку разработчиков.
Локомотив e-com
В роли ключевого драйвера MarTech в России выступает рынок электронной коммерции. Один из самых быстрорастущих сегментов в Рунете локомотивом тащит за собой и многие другие сферы. Согласно исследованию Tinkoff (сейчас Т-Банк) eCommerce, в 2023 году россияне увеличили свои траты на маркетплейсах в 1,5 раза. А Wildberries, Ozon и «Авито» вошли в топ-5 из 30 самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes.
Конечно, в первую очередь здесь идет речь об отслеживании поведения лидов: откуда они приходят, какие продукты им больше всего интересны и на что они обращали внимание до этого.
Также e-com все плотнее проникает в соцсети — например, Ozon осенью анонсировал решение, с помощью которого можно автоматически перенести всю витрину продавца в бизнес-сообщество во «ВКонтакте».
Работа с данными пользователей
По мере развития цифровой экосистемы, ценность наличия и умения использовать специальные платформы управления данными клиента (CDP) все сложнее переоценить. Согласно прогнозу IDC, оборот рынка CDP-платформ уже к 2026 году превысит $5,7 млрд.
Объединение и анализ данных сразу из нескольких точек соприкосновения с клиентом позволяет получить 360-градусную картину его поведения. Особенно актуальны эти решения стали в эпоху закручивания гаек в cookies и ужесточения законов о защите персональных данных. На данный момент 4 из 5 пользователей интернета волнуются за свои данные, которые они предоставляют компаниям. И это неудивительно — прецедентов с утечками за последние пару лет было предостаточно. Поэтому уделяйте особое внимание не только MarTech-инструментам с крутой аналитикой, но и с надежной подтвержденной системой безопасности.
Более целостный взгляд на своего клиента позволяет проводить более персонализированные компании. А персонализация — еще один тренд, за которым мы пытаемся поспеть уже не первый год. Настолько, что некоторые эксперты уже выделяют отдельный тренд на гиперперсонализацию. Представьте себе кампании, настолько адаптированные под индивидуальных потребителей, что они кажутся разговорами один на один. Сейчас это уже реальность.
Как бы ни сложился следующий год для MarTech в России, всегда помните, что начинать в этой сфере нужно раньше, чем будешь готов на 100%. Как показывают многочисленные исследования MarTech все еще не достиг своего пика. Это значит, что именно сейчас идеальное время для бизнеса проводить исследования, импровизировать и разрабатывать стратегии. Интеграция ИИ и общий технический прогресс еще не раз перевернут индустрию, но здесь всегда будет место для креативных идей и нестандартных человеческих решений.