-
01Январь
-
Walmart презентовал новые ИИ-инструменты
-
02Февраль
-
Deloitte опубликовала 15-й ежегодный отчет Tech Trends
-
03Март
-
OpenAI внедрила ChatGPT в тело робота
-
04Апрель
-
В России появится свой JavaScript
-
05Май
-
МТС создала метавселенную для взаимодействия со своими продуктами
-
06Июнь
-
«Сбер» и «СберТех» открыли Giga IDE со встроенным ИИ-ассистентом
-
07Июль
-
ChatGPT случайно поделился своими секретами
-
08Август
-
Российский робот побил мировой рекорд по сборке кубика Рубика
-
09Сентябрь
-
Нейросеть ChatGPT написала код для докторской диссертации за час
-
10Октябрь
-
«Нейро» научилась решать многосоставные задачи
-
11Ноябрь
-
Банк «Точка» купил сервис облачной кассы Digitalkassa
-
12Декабрь
-
«Яндекс» завершила покупку технологической платформы Pruffme
Обзор рынка
«Забудьте о том, что было вчера, ведь сегодня это уже не актуально» — девиз 2024 года. Глобализация, цифровая трансформация и инновационные разработки продолжили активно менять не только технологический ландшафт, но и повседневную жизнь. Развивалась креативная сфера, повышались требования к работе с Big Data, совершенствовались и ускорялись бизнес-процессы. Вместе с тем кризис смыслов в индустрии усугубился растущей зависимостью от технологий и дефицитом инвентаря.
Искусственный интеллект становится «титаном» технологий
По данным Statista, в 2024 году объем рынка ИИ достигнет $184 млрд. Ожидается, что он будет ежегодно расти на 28%, в результате чего к 2030 году объем рынка составит $826,7 млрд.
Российские компании продолжают активно инвестировать в технологические разработки: «Сбер» открыл Центр ИИ для научных исследований, «Яндекс» создал сервис Yandex Code Assistant для генерирования кода с помощью нейросетей, X5 Tech открыла лабораторию ИИ на базе AI Talent Hub, a Softline находится в процессе разработки операционной системы для ПК. ИИ все больше становится практическим помощником, который интегрируется в повседневную жизнь для управления задачами, помогая в принятии решений.
Не отстает и маркетинговая индустрия: с помощью ИИ компании разрабатывают медиапланирование, анализируют поведение пользователей, снижают затраты на производство контента, улучшают аналитику и увеличивают прибыль. Выручка «Яндекса» во включающем рекламу сегменте возросла на четверть в третьем квартале. На динамику повлияло развитие рекламных продуктов, в том числе на основе ИИ. Выручка сегмента цифровой рекламы и сервисов на основе больших данных и искусственного интеллекта «билайна» за девять месяцев 2024 г. также увеличилась на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г.
При этом бренды активно фантазируют о будущем, создавая различные платформы и активности с помощью новых технологий. Так, «Авито Работа» создала виртуальное путешествие по миру найма 2050 года. На портале представлены как современные инструменты, так и те, что могут появиться через несколько десятилетий. Рынок положительно реагирует на продукты с искусственным интеллектом, которые сегодня анонсируют компании. MTS AI опубликует большую языковую B2B-модель Cotype Nano, пишет «Ъ». Она будет предназначена для запуска на персональных компьютерах и телефонах.
Однако с развитием технологий возникают серьезные этические проблемы, вопрос о решении которых поднимается в разных уголках медиаотрасли. Представители музыкальной индустрии предложили лишать нейросети авторских прав, а издатели приняли без энтузиазма «НейроДаджест» от «Дзен». Ясно одно: искусственный интеллект продолжит развиваться, а запросы на оптимизацию будут только расти. Удастся ли найти баланс между технологичностью и человечностью — пока вопрос без ответа.
Виртуальная реальность
В начале года консалтинговая компания Deloitte опубликовала 15-й ежегодный отчет Tech Trends, где представила шесть технологических тенденций, которые будут актуальными в ближайшие два года. Среди них — развитие промышленных метавселенных, поиск новых разработчиков, стремление компаний к инновациям, развитие искусственного интеллекта и путь к «техническому благополучию». Подход компаний переходит к разработке более персонализированных и экономически эффективных технических решений, включая самовосстанавливающиеся технологии, которые сократят будущие расходы на модернизацию.
По состоянию на 2024 год в Метавселенной насчитывается более 600 млн активных пользователей по всему миру, а сам рынок оценивается примерно в $74,4 млрд. Ожидается, что к 2026 году 25% людей будут проводить в виртуальном мире не менее одного часа в день. К 2030 году Метавселенная может внести дополнительный вклад в мировую экономику на сумму $5 трлн.
Человечество в digital-эпоху все больше отрывается от реальности. Свидания и переговоры проходят онлайн, крупные сделки совершаются в интернете, оплата виртуальными деньгами или их аналогами набирает обороты. Метавселенная становится реальностью, а люди в ней — цифровыми аватарами. Банк ВТБ начал тестировать свою метавселенную, которая пока будет способом корпоративной коммуникации, а МТС открыла бета-версию цифрового пространства МТС Verse.
Проекты в виртуальной и дополненной реальности продолжают создавать крупнейшие российские бренды — МТС, «Яндекс», «М.Видео-Эльдорадо», Телеканал «Пятница!», «Ашан Ретейл Россия», СберМаркетинг и другие. Если история с NFT сейчас сравнима с нашумевшим Clubhouse, то Метавселенная продолжает привлекать молодых людей по всему миру: 51% пользователей моложе 13 лет, а 83,5% — моложе 18 лет.
Метавселенная отлично работает в маркетинге: технологии позволяют создать лояльное комьюнити, промоутировать различные сервисы, вовлекать аудиторию в миссию и ценности бренда. При этом во многих виртуальных мирах люди в образе цифровых аватаров могут знакомиться, отмечать праздники, монетизировать свой контент и, конечно, получать вознаграждения. Как отметила Алена Исаева, руководитель группы цифровых коммуникаций «Ашан Ритейл Россия», в рамках конференции AdIndex Go Up 2024 в Самарканде, онлайн-платформа Roblox превосходит традиционное взаимодействие в соцсетях по времени использования почти в три раза.
Эволюция мероприятий
По данным Allied Market Research, мировая индустрия мероприятий, которая в 2019 году оценивалась в $1,1 трлн, к 2032 году увеличится до $2,1 трлн. Сегодня около 60% мероприятий проводятся лично, 35% — виртуально и 5% — в гибридном формате (Bizzabo, 2024). Ожидается, что средняя стоимость одного посетителя увеличится во всем мире — на 1,5% для небольших и простых встреч до 3% для конференций и выставок. (Прогноз AmEx Global Meetings and Events на 2023 год).
В России в первом квартале 2024 года втрое увеличился спрос на организацию корпоративов, пишет «Ъ» со ссылкой на «Авито Услуги». Однако согласно опубликованной в PPC.world статистике АКАР, почти все виды креативных услуг подорожали в 2024 году. Затраты в сфере продакшена также увеличились — об этом рассказали в интервью AdIndex Дарья Зелинская, руководитель отдела маркетинга Street Beat, и Артем Лопухин, директор по маркетингу «Иви».
Компании продолжают искать пути к оптимизации затрат без потери качества и аудитории. В этом помогают технологии будущего: искусственный интеллект, чат-боты, AR\VR-технологии, иммерсивные представления. Так, Студия виртуального продакшена «СберМаркетинга» объединила в себе несколько новых решений для съемочного комплекса, среди которых XR и volumetric-студия, скан для создания цифровых аватаров, системы motion control (управление камерами при помощи роботов). Soda Luv и «Яндекс Музыка» показали новый альбом артиста в формате иммерсивного концерта.
Несмотря на то что многие представители ивент-индустрии не верят в полную замену офлайн-мероприятий на присутствие онлайн, тренд на проведение гибридных ивентов набирает обороты. В них вместе с личным присутствием сочетается виртуальный формат. Это могут быть бизнес-встречи, конференции, митапы и тимбилдинги. С одной стороны, виртуальные и гибридные мероприятия позволяют охватить более широкую аудиторию и взаимодействовать с участниками новыми способами. С другой, как отмечают специалисты «Контура», риски тоже умножаются на два: подготовка гибридного мероприятия обычно в два раза сложнее и затратнее, чем «чистый» онлайн или офлайн.
Таким образом, технологии будущего активно применяются уже сейчас. Искусственный интеллект будет активнее проникать во все сферы жизни, а бизнес продолжит оптимизировать затраты и улучшать пользовательский опыт. Вместе с тем вопросы этики и кибербезопасности, защиты персональных данных и авторского права продолжат преобразовывать индустрию, требуя все больше высокотехнологичных решений.