Почему издатели приняли без энтузиазма «НейроДаджест» от «Дзен»
Платформа «Дзен» начала новый эксперимент с нейросетями на основе контента медиа. Сервис «НейроДайжест» позволит пользователям получать выжимку новостей нескольких СМИ, не переходя на сайты самих производителей медиапродукта. Как эксперимент отразится на медиарынке и что об этом думают издания, чей контент станет полигоном для тестов — в материале AdIndex
Сделаем это по-быстрому
На днях «Дзен» начал бета-тестирование сервиса «НейроДайджест», который будет на основе опубликованных новостей создавать краткую выжимку информации в ленте новостей. Приглашение принять участие в тестировании пришло руководителям редакций отечественных СМИ (текст есть в распоряжении AdIndex).
«”НейроДайджест” — это раздел сервиса “Новости в Дзене”, в котором в сжатой форме передается содержание новостных сюжетов в формате связного текста, сгенерированного с использованием технологий искусственного интеллекта… на основании нескольких источников общедоступной новостной информации, объединенных общей тематикой, размещаемой на ваших cайтах», — говорится в описании продукта.
Новая функция будет доступна только инфопартнерам сервиса, следует из справочной информации на сайте «Дзена». Те, кому пришло приглашение на тестирование, могут отказаться от него. В противном случае партнер автоматически дает согласие использование любых новостных фрагментов для целей формирования «НейроДайджеста» и обучения модели, говорится в справке к технологии. Как уточнили AdIndex в «Дзене», у каждого такого нейросаммари будут указаны кликабельные источники, как и в обычном дайджесте.
После тестирования доступ к сервису планируется передать СМИ, чтобы они могли использовать его в своей работе, рассказал Иван Макаров, руководитель по работе с медиа в «Дзене».
За чей счет банкет?
Использование нейросети для пересказа новостей и раньше не вызывало энтузиазма среди представителей СМИ. Когда в прошлом году «Яндекс» добавил в свой браузер возможность сделать «выжимку», издания указали на проблемы такого сервиса. «Лайфхакер» отметил, что из «нейроновости» будут пропадать важные детали оригинала, Forbes указал на проблемы с оригинальностью такого контента, а «Интерфакс» задался вопросом, можно ли запретить подобные пересказы.
В конце концов, подобный инструмент упрощает смысл текста до «информационной жвачки», говорил директор по развитию бизнеса «Шкулев Медиа Холдинг» Анатолий Рожков в прошлом году.
Обобщение текстов при помощи нейросетей — это направление, в котором двигаются многие поставщики и агрегаторы контента, считает руководитель интернет-редакции «Интерфакса» Алексей Гапеев. Притом «Дзен Новости» — уже не первый игрок на рынке, выпускающий подобный продукт.
«Отвечая на вопрос о том, как новый проект отразится на монетизации нашего общедоступного контента — полагаю, что не отразится примерно никак до тех пор, пока “НейроДайджест” от “Дзена” не станет сколько-нибудь заметным продуктом, а чтобы стать им, у него есть очень ограниченное время», — заметил Гапеев.
Подобного шага стоило ожидать, говорит управляющий партнер издания «Мел» Надя Папудогло. Она отметила, что контент редакции закрыт от сервисов «Нейро» и добавила, что «Мел» не учитывает в финансовом планировании монетизацию через «Дзен», поскольку редакция не черпает трафик из новостей. «Что глобально вызывает вопросы? Безвозмездное переиспользование контента медиа без какого-либо даже обсуждения условий, но это все уже давно превратилось в риторические вопросы», — поделилась Папудогло.
На вопрос, будут ли СМИ получать оплату за то, что «НейроДайджест» использует контент медиа для обучения, в «Дзене» сообщили, что дополнительного вознаграждения не предусмотрено. «Мы уже платим СМИ за попадание в дайджест. Пользователи “Новостей” по-прежнему будут видеть сначала дайджест, и только потом нейросаммари “за кликом” (то есть пользователю нужно будет нажать на кнопку и выбрать “пересказ от нейросети”). Добавлять рекламу в нейросаммари не планируем».
«Мы сознательно отказались от сотрудничества с “Дзеном” в момент, когда эта платформа стала требовать полные тексты в обмен на возможность размещения счетчиков, то есть около двух лет назад. Уже тогда стало понятно, что эпоха взаимовыгодного сотрудничества для медиа закончилась», — рассказал Алексей Пономарь, издатель редакции «Лайфхакера». Нынешние шаги сервиса не предлагают понятных условий сотрудничества, но при этом превращают СМИ в «безликих поставщиков контента», подчеркнул эксперт. «Понятно желание платформы замкнуть на себе все потребление контента, но зачем это нужно медиа, лично для меня давно уже загадка», — добавил он.
Тем временем тенденция к использованию ИИ для сокращения контента остается неизменной. В этом году «Яндекс» начал встраивать в браузер нейросетевые технологии — в апреле появился сервис «Нейро», который стал выдавать короткие ответы на поисковые запросы на основе анализа нескольких источников. А в октябре ИИ YandexGPT позволил пользователям получить краткий пересказ видеороликов.
Мировой спор издателей с big tech
Правительства западных стран обратили внимание на проблему еще в 2019 году. Сперва в директиве Европейского союза о смежных правах было указано, что крупные агрегаторы новостей должны платить СМИ компенсацию. Через два года чиновники США внесли законопроект, который обязал бы Google и Facebook* отчислять часть доходов новостным порталам за размещение их контента. Такой закон появился и в Австралии. IT-гиганты были против, при этом новостные сайты слишком сильно зависели от агрегаторов, поэтому дело далеко не ушло. В Австралии власти пошли на уступки, а закон против в США Google не был принят.
Идея создания дайджеста на основе анализа контента паблишеров не нова, напомнил Александр Папков, директор по инновациям группы АДВ. Схожий подход использует Google в рамках своих продуктов. При этом часть крупных паблишеров периодически инициирует разбирательства с Google, предметом которых является несанкционированное использование авторского контента для обучения искусственного интеллекта. В прошлом году некоторые крупные СМИ, например New York Times, уже отказались от этой идеи, добавил Папков.
«Что касается рекламного рынка, то потенциально появление новых страниц, созданных с помощью ИИ, увеличит объем доступного рекламного инвентаря в рамках “Дзена”, но существенного влияния на рынок в краткосрочной перспективе не окажет», — считает эксперт.
Он подчеркнул, что сегодня особенно важно, чтобы технологии и паблишеры налаживали взаимодействие друг с другом и эффективно работали над решением проблемы дефицита инвентаря.
*Meta и соцсети компании Facebook, Instagram и Threads признаны экстремистскими и запрещены в РФ.