Интернет-аудитория
При поддержке
Erid: 2VtzqvQYvbD Архив

Итоги года. Интернет-аудитория

01
Январь

Telegram впервые обогнал WhatsApp по объему пользовательского трафика по итогам 2022 года.

02
Февраль

В феврале состоялся релиз Atomic Heart — первого крупного релиза на площадке VK Play.

03
Март

К этому времен треть международных брендов приостановили деятельность в России.

04
Апрель

Ежедневная аудитория Рунета выросла практически до 100 млн человек.

05
Май

Россияне теряют интерес к иностранным сервисам онлайн-конференций.

06
Июнь

Tinder окончательно перестал работать в России.

07
Июль

Аудитория ChatGPT и Midjourney в России впервые уменьшилась.

08
Август

Доля Chrome в заходах в интернет в России сократилась до 45% .

09
Сентябрь

Исследование: россияне проводят в соцсетях в среднем один час в день.

10
Октябрь

Ретейлеры Ozon, Avito, Wildberries и Yandex.Market — в топ-15 самых посещаемых российских сайтов.

11
Ноябрь

КАР открыл выставку в ГУМе в честь 145-летия российской рекламы.

12
Декабрь

Хостинги будут обязаны идентифицировать клиентов по паспорту или «Госуслугам» с 1 декабря, но, возможно, это отложат.

Обзор рынка

Рунет продолжает развиваться и жить своей жизнью, несмотря на все блокировки и ограничения. Уходящий год укрепил тезис, что незаменимых площадок не бывает — всегда можно найти альтернативу и успешно использовать ее, в том числе и для бизнеса.

По оценке аналитиков Российской ассоциации электронных коммуникаций, интернетом в России на ежедневной основе в 2023 году пользуются практически 100 миллионов человек.

В среднем же россияне проводят в интернете около 5 часов в день. Согласно опросу Rambler&Co, пик использования сети — утро, сразу после пробуждения. Среди устройств лидерство похоже окончательно захватили смартфоны — их предпочитают использовать 43% респондентов.

В этом материале мы более подробно разберем, как именно проводили свое время в интернете россияне в 2023 году: какими сервисами пользовались, на что обращали внимание и как это можно монетизировать в следующем году.

Пересаживаемся на отечественное

Аудитория в России продолжает терять интерес к заблокированным соцсетям. Например, месячный охват Instagram*, согласно оценке Mediascope, по итогам октября 2023 составил лишь 25,1 млн человек — это почти на четверть меньше, чем за аналогичный период прошлого года. У Facebook* все не так плохо, но, возможно, из него пользователи совершили массовый уход еще в 2022 году — тогда показатели относительно данных за 2021 год сократились сразу в 2,3 раза.

Ключевой заменой продуктов Meta* стал Telegram, которому мы посвятили отдельный абзац. Интересно, что бурный рост «ВКонтакте» пока что приостановился, однако это не помешало данной платформе сохранить за собой роль самой посещаемой соцсети в России (89 млн человек в месяц).

Не исключено, что немалый вклад в сокращение аудитории запрещенных площадок вносит Роскомнадзор, который в 2023 году всерьез взялся за блокировку VPN-сервисов. А может, дело в людях. По мнению российских школьников, Instagram* и Netflix считаются «устаревшими» площадками. Таковы результаты опроса Mediascope среди аудитории интернета младше 12 лет. «Актуальными» же пока остаются YouTube, «ВКонтакте», Likee и TikTok.

Аналогичную тенденцию «импортозамещения» можно отметить и в плане использования браузеров — согласно оценке StatCounter, доля Google Chrome в заходах в интернет снизилась на 5 п. п., или до 45% за год. Также Google впервые за долгое время уступил статус самого популярного поисковика «Яндексу».

Россияне наконец-то готовы платить за контент

Россияне в 2023 году начали потихоньку мириться с необходимостью платить за контент в интернете. Это касается в первую очередь музыки и фильмов. Исследователи из Yota подсчитали, что российские стриминги за год нарастили аудиторию на треть, а потребление интернет-трафика на них выросло на 36%. Лидерами в этом сегменте стали «Звук», «Яндекс Музыка» и «VK Музыка». Вместе с этим YouTube Music и Apple Music потеряли большую часть своей русскоязычной аудитории.

Аналогично дела обстоят и у онлайн-кинотеатров, которые увеличили свою аудиторию в первом полугодии на 41%— до 36,7 млн пользователей. В топ-3 по числу платных подписок вошли «Кинопоиск», «Иви» и Okko. С одной стороны, росту способствовало увеличение числа уникальных телепроектов, а с другой — интеграция кинотеатров в крупные экосистемы операторов. При этом каждый третий онлайн-кинотеатр в 2023 году поднял стоимость подписки — у некоторых цены взлетели сразу на 50%.

Смотрят фильмы за деньги не только на больших экранах — мобильный трафик в онлайн-кинотеатрах вырос на 16%, при этом число пользователей этих сервисов увеличилось на 13%, согласно данным «МегаФона». Средняя продолжительность просмотра видеоконтента на мобильных устройствах составила 35 минут. Также важно отметить, что арсенал зрителей редко ограничивается какой-то одной платформой — в среднем россияне используют от 2 до 4 подписок на видеосервисы.

В онлайне — тратить

Уходящий год подтвердил, что будущее торговли — за онлайн-площадками. Однако для маркетологов тут, как всегда, на первое место выходит вопрос оценки эффективности. А с этим у онлайн-ретейлеров по-прежнему все не очень прозрачно.

Тем не менее специалисты из «Яндекс Рекламы» подсчитали, что пользователи, которые просмотрели рекламные ролики и баннеры, покупают онлайн в среднем в 1,5 раза больше. Также такие пользователи приносят брендам почти 50% дополнительных доходов. Эти цифры достигаются благодаря росту лояльности из-за рекламы и высокому проценту повторных покупок.

Также в 2023 году был установлен новый глобальный рекорд по объему онлайн-продаж непродовольственных FMCG-товаров — доля таких продаж по оценке NielsenIQ составила 21%.

Однако офлайн-ретейлеры не сдаются. «Ромир» и Fix Price провели опрос, согласно которому почти 70% покупателей готовы вернуться в офлайн, если для этого будут экономические обоснования. Также для 69% важно удобное расположение магазина. При этом только треть респондентов предпочитает исключительно онлайн-шопинг.

Запрягли телегу

Кажется, что в 2023 году Telegram окончательно заменил российским пользователям все соцсети, включая заблокированные. Согласно данным TGStat, по итогам 2022 года аудитория русскоязычных каналов увеличилась до двух млрд неуникальных пользователей — это двукратный рост за год. Также в два или полтора раза увеличилось количество каналов по самым популярным направлениям: «Искусство», «Новости и СМИ», «Блоги», «Медицина», «Игры» и других.

Именно на чтение каналов в Telegram пользователи, по данным Mediascope, тратят большую часть времени — в среднем до 30%, а по некоторым возрастным группам этот показатель и вовсе увеличивается до 46%. Неудивительно, что все это привело к тому, что Telegram стал в этом году одной из ключевых рекламных платформ.

Согласно исследованию все того же TGStat, каждый четвертый бренд проводит рекламную кампанию в Telegram раз в неделю или чаще. При этом основной фокус в таких размещениях — на целевых действиях. Также большинство рекламодателей работают с каналами напрямую, а треть — используют платформу Telegram Ads.

Важно отметить, что почти половина рекламодателей признались, что еще не начали маркировать рекламу по новым требованиям закона о рекламе. А конец 2023-го показал, что штрафы за такие финты уже не за горами!

Читайте также

Фото Ирина Гратинская
Ирина Гратинская
заместитель генерального директора
Scanners

Спикеры проекта

Фото Ирина Гратинская
Ирина Гратинская
заместитель генерального директора
Scanners
Фото Ирина Козлова
Ирина Козлова
управляющий директор практик: коммерс, перформанс, программатик
ГК «Родная Речь»
Фото Юлия Глоба-Михайленко
Юлия Глоба-Михайленко
руководитель группы по работе с клиентами
Deft
Фото Анна Фарафонова
Анна Фарафонова
Multimedia Director
Media Instinct Group
Фото Арминэ Гаспарян
Арминэ Гаспарян
руководитель группы электронной коммерции
MGCom
Фото Надежда Филягина
Надежда Филягина
Digital Executive Director
ГК Starlink
Фото Николай Сидорович
Николай Сидорович
Programmatic Director MDP
Media Direction Group
Фото Кирилл Фомин
Кирилл Фомин
Programmatic Lead
Easy Media
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.