Итоги года на тему «ИИ в бизнесе»
-
01Январь
-
Microsoft объявила о новых многолетних инвестициях в OpenAI — разработчика чат-бота на основе языковой модели с генеративным искусственным интеллектом ChatGPT. По разным оценкам, сумма вложений может составить 10 млрд долларов. В дополнении к 3 млрд, уже вложенным ранее с 2019 года.
-
02Февраль
-
Число пользователей чат-бота ChatGPT достигло 100 млн человек.
-
03Март
-
ChatGPT назвали самой популярной нейросетью в России в ходе опроса.
-
04Апрель
-
«Яндекс» запустил прототип собственной нейросети для генерации картинок по текстовым запросам пользователей. Продукт получил название «Шедеврум».
-
05Май
-
ИИ обошел криптовалюту, дополненную реальность и NFT по уровню осведомленности среди россиян.
-
06Июнь
-
Microsoft объявила, что в голосовые помощники Mercedes-Benz MBUX будет интегрирована ее технология OpenAI Azure.
-
07Июль
-
Аудитория ChatGPT и Midjourney в России впервые уменьшилась.
-
08Август
-
Соцсеть «ВКонтакте» разработала алгоритмы на основе машинного обучения, которые будут автоматически выявлять «недружелюбные» комментарии с ругательствами или оскорблениями и скрывать их под специальной плашкой в отдельном блоке.
-
09Сентябрь
-
Премьер-министр Михаил Мишустин объявил, что правительство выделит в 2024 году 5,2 млрд рублей на развитие в стране технологий искусственного интеллекта.
-
10Октябрь
-
Поисковик Google научился генерировать изображения с помощью искусственного интеллекта.
-
11Ноябрь
-
Совет директоров OpenAI уволил Сэма Альтмана с поста гендиректора. Но потом тот вернулся, а вот совет директоров распустили.
-
12Декабрь
-
ИТ-гиганты, среди которых IBM, Dell, AMD, Intel, ЦЕРН и более 50 иных организаций создали ИИ Альянс (AI Alliance), цель которого — открытое и безопасное развитие искуственного интеллекта.
Обзор рынка
Искусственный интеллект. Британский словарь английского языка Collins назвал словом 2023 года аббревиатуру AI (Artificial intelligence. — Прим. ред.). Думаем, что среди аудитории AdIndex такое положение дел не удивит никого. ИИ и отчасти родственные ему нейросети существуют уже много лет, однако в этом году сделали такой огромный шаг навстречу потребителям и бизнесу, что, кажется, теперь останутся в нашей жизни навсегда.
Разговоры с компьютером
В числе главных популяризаторов технологий ИИ в этом году без преувеличения можно выделить компанию OpenAI и ее самый известный продукт — чат-бот с генеративным искусственным интеллектом ChatGPT. Уже в начале февраля число пользователей чат-бота достигло 100 млн человек. При этом запущен он был всего несколькими месяцами ранее, в ноябре 2022 года.
Популярность продукта можно объяснить его возможностями: бот предлагает пользователю не просто общение (с имитацией чего компьютер худо-бедно справляется уже много лет), а возможность решить целый спектр самых разнообразных рабочих задач: от создания текстов, до написания кода.
ChatGPT завоевал популярность благодаря своей способности генерировать качественные тексты на различные темы, что делает его ценным инструментом для создания контента. Его адаптивность к различным стилям и задачам также выделяется среди пользователей, обеспечивая гибкость в использовании в различных областях — от написания статей до составления креативных текстов. Кроме того, способность ChatGPT обрабатывать и усваивать обширные объемы информации, анализируя контекст и предоставляя соответствующие ответы, способствует его широкому применению в обучении, исследованиях и бизнесе.
Абзац выше целиком написан ChayGPT версии 3.5. Да, ИИ не заменяет человека и опытные журналисты все равно пишут тексты лучше (надеемся на это), однако возможности новых технологий правда впечатляют.
Кажется, что вот он — успех. В то же время с большой популярностью приходят и риски. Чего только стоит скандал между генеральным директором компании OpenAI Сэмом Альтманом и советом директоров. Сначала совет директоров уволил Сэма с поста гендира, но потом разразился большой скандал, Альтман вернулся, и теперь уйти пришлось самому совету. Все это повлияло и на запуск новых продуктов компании. Посмотрим, что будет дальше.
Гонка искусственных интеллектов и реальных инвестиций
Буквально за один год в том или ином виде ИИ появился во многих формах в самых разных продуктах. Даже в Notion, в котором пишется этот текст, появился свой виртуальный помощник, который за 10 долларов в месяц готов помочь с любыми задачами — от генерации идей до написания вопросов к интервью. Что же говорить о больших технологических корпорациях, которым важно держать свои позиции на рынке.
Например, у Microsoft есть Midjourney. Нейросеть для генерации изображений как бизнесовый продукт чувствует себя отлично. Так, по данным Semantex, в период с 12 сентября по 12 октября 2023 г. она стала самой популярной по доле присутствия в поисковой выдаче Google и «Яндекс». Кстати, в OpenAI Microsoft вкладывается тоже, и очень существенно. В начале года компания объявила о новых многолетних инвестициях, которые, по разным оценкам, могут достичь 10 млрд долларов. И это в дополнении к 3 млрд, уже вложенным ранее с 2019 года.
Другой ИТ-гигант — Google — тоже не стоит в стороне. В конце года корпорация представила свой ответ GPT-4 от OpenAI — языковую модель Gemini. Разработчики уверяют, что она обходит конкурента по 30 параметрам из 32. Насколько этот продукт правда опережает решение от OpenAI, для нас совершенно не важно. Важно другое: крупные компании вступили в открытую схватку за внимание потребителей и готовы к любым расходам, чтобы победить.
Технологические гиганты и стартапы, развивающие ИИ-продукты, потратили на рекламу более 35 млн долларов только за третий квартал 2023 года. Это на 550% больше, чем за тот же период год назад. При этом большая часть расходов приходится на 6% наиболее крупных игроков.
Пока мы говорим только о международном опыте использования искусственного интеллекта. Даже о Западном, если быть точнее. Что же, пора перейти к России. Здесь тоже за прошедший год произошло много интересного.
Нейросети с пропиской
В России большинство жителей знакомы с ИИ, следует из данных опроса исследовательской компании Ipsos. В мае 2023 г. ИИ обошел криптовалюту, дополненную реальность и NFT по уровню осведомленности среди россиян.
Люди не только знают про ИИ, но и используют его в работе. Каждый четвертый начал экспериментировать с использованием таких технологий. Около 20% хотели бы изучить возможности нейросетей, но пока не знают, как лучше это сделать. Категорически не хотят контактировать с ИИ 18% респондентов. Каждый десятый опрошенный россиянин верит в замену человека на ИИ. В каких-то областях бизнеса это правда может произойти.
Четверть российских компаний внедрили технологии ИИ на ноябрь 2023 г. Половина опрошенных предприятий пользуются нейросетями каждый день. Чаще других ежедневно используют искусственный интеллект в сфере транспорта и логистики (67%), в гостинично-ресторанном бизнесе (59%), в банкинге (58%), сферах торговли (56%) и медицины (55%).
«Яндекс» оценил эффект для России от внедрения ИИ в 6,9 трлн рублей к 2028 году. Это означает то, что искусственный интеллект для бизнеса — уже не абстрактная идея, а случившийся факт, в том числе и в нашей стране. Многие иностранные технологии в настоящее время недоступны для компаний с российской пропиской, однако всегда есть альтернативы. Некоторые обходят ограничения, другие тестируют русские инструменты, третьи создают решения сами. Это происходит и в рекламной отрасли.
В мире к 2032 году годовой доход от цифровой рекламы, созданной с помощью искусственного интеллекта, достигнет 192 млрд долларов. В России тренд тоже активно развивается. Например, в октябре Ingate.Group объявила о смене позиционирования и внедрила ИИ во все свои бизнес-процессы: от маркетинговых исследований и предиктивной аналитики до управления контентом и рекламными кампаниями. Можно уверенно сказать, что в ближайшее время таких кейсов будет все больше.
На предновогодней пресс-конференции Владимир Путин заявил, что предотвратить развитие искусственного интеллекта невозможно, а значит, это направление нужно возглавить. Невозможно предсказать, что произойдет в 2024 году, в то же время можно предположить: в реалиях российского бизнеса и острой нехватки кадров для виртуальных помощников точно найдется место, и у ИИ есть все шансы стать такой же частью нашей жизни, какой стали мессенджеры и телефоны.
Поэтому знакомьтесь с ИИ сегодня, ведь уже завтра он может стать вашим коллегой.
Кстати, почитайте наш текст, как изменился образ ИИ в фильмах и сериалах и что об этом думают представители российских компаний. Тоже очень интересно.