AdTech
При поддержке
Erid: 2Vtzqv9ZCo6 Архив

Итоги года в AdTech

01
Январь

Эксперименты с ChatGPT и Midjourney. Рынок быстро оценил потенциал генеративного ИИ и нашел ему применение в создании креативов и текстов.

02
Февраль

МТС приобрела компанию Buzzoola для развития рекламных технологий.

03
Март

Ежедневная аудитория Telegram в России впервые превысила аудиторию YouTube.

04
Апрель

Новый метод подсчета конверсий в Google Analytics 4.

05
Май

NFT постепенно уходит в прошлое. Россияне уже больше осведомлены об ИИ и криптовалютах.

06
Июнь

С 1 июня реклама SberAds появилась во всех видео на YouTube.

07
Июль

Twitter переименован в X.

08
Август

Рекламный рынок России вырос в 1,5 раза.

09
Сентябрь

Регуляторы всерьез взялись за нарушителей закона о рекламе — отсутствие маркировок угрожает реальными штрафами.

10
Октябрь

МТС Ads открыла возможность таргетинга в Telegram на внешних данных и сегментах Big Data.

11
Ноябрь

Реклама в поиске на Wildberries уступает место автоматическим кампаниям.

12
Декабрь

Google объявил о своих планах начать тесты по отключению сторонних файлов cookie с января 2024 года.

Обзор рынка

По оценке The Business Research Company мировой рынок рекламных технологий вырастет с $15,95 млрд в 2022 году до $17,95 млрд в 2023-м при совокупном темпе роста в 12,5%. К 2027 году объем рынка по прогнозам должен достичь отметки в $27,42 млрд. Среди основных драйверов рынка называются реклама в digital и развитие высокотехнологичных решений, включающее искусственный интеллект, машинное обучение и все большую автоматизацию процессов.

Параллели расходятся

Для России же ключевое слово в сфере рекламных технологий в 2023 году — это даже не рост, а «локализация». Весь год игроки рынка пытались определить, с какими технологиями можно и нужно выстраивать долгосрочные отношения. А также как перераспределить бюджет в новых реалиях и вернуться к более или менее предсказуемой работе, по которой многие успели соскучиться.

Если последние несколько лет российские маркетологи активно сравнивали отечественный рынок с западным, скрупулезно рассчитывая, через сколько мы догоним международные стандарты, то в новой реальности можно смело говорить о том, что наши пути постепенно расходятся. И это совсем не обязательно плохо.

По результатам опроса Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), 67% участников рынка оценивают уход иностранных компаний в сфере рекламных технологий либо нейтрально, либо положительно. Ключевым же вызовом стало решение проблем технического характера. При этом сразу 81% опрошенных отметили, что готовы работать с начинающими технологическими компаниями, при этом больше половины из них готовы сотрудничать в формате тестов с бюджетом до 1 млн рублей. Это отличный сигнал для развития стартапов в AdTech.

Что касается объема рынка в денежном эквиваленте, АКАР сообщил о рекордном росте индустрии в первом полугодии 2023 года. Общий объем рекламы в средствах ее распространения по сравнению с аналогичным периодом в 2022 году увеличился сразу на 27%! При этом наилучшую динамику показала именно интернет-реклама.

Заметную роль в развитии рынка сыграло направление e-commerce, а именно реклама на маркетплейсах, которые сейчас стали фактически главными площадками для размещения рекламы. При этом пик использования маркетплейсов в этом направлении еще не достигнут. Однако большой спрос привел за собой и высокие цены. По оценке E-Promo, стоимость рекламы в e-commerce по итогам 2023 года может вырасти сразу на 80%. Клики уже подорожали на 15%, а объявления с конверсиями в виде заказов или покупок — на 18%.

Маркировка рекламы

В 2023 году интернет-реклама фактически разделилась на «белую» и «черную». Речь, конечно, о поправках в законе о рекламе, обязывающих маркировать объявления. С сентября 2023 года начали действовать штрафы за отсутствие данной маркировки. В результате, по данным Роскомнадзора, за первые девять месяцев года количество рекламодателей, размещающих рекламу в интернете по всем требованиям закона, превысило 940 тыс., а объемы их рекламных затрат составили более 400 млрд рублей.

При этом в статистике все равно не учтены все игроки рынка: кто-то еще не успел разобраться с механизмами маркировки, а кто-то продолжает рекламироваться в запрещенных социальных сетях, статус по которым относительно закона долгое время был неоднозначным.

Великаны становятся еще больше

На российском рынке AdTech продолжается активное формирование новых гигантов: крупные игроки либо покупают хорошо зарекомендовавшие себя небольшие компании, либо инвестируют в собственные решения. Например, МТС планирует вложить в развитие AdTech-сегмента до 1 млрд рублей и уже успел оформить многомиллионную сделку по покупке 67% доли в платформе интернет-рекламы Buzzoola. Эта компания занимается разработкой сразу нескольких продуктов в сфере интернет-рекламы: DSP, SSP и AD Exchange. Также МТС выкупил 100% долю в компании Segmento, являющуюся участником рынка programmatic-рекламы.

Высокие технологии

В сфере новых технологий все, как всегда, происходит невероятно стремительно: 2023 год прошел под большим влиянием генеративных ИИ, таких как ChatGPT и Midjourney. Игроки, быстрее всех оценившие перспективы этих решений, уже встроили их в свою работу по созданию текстов и креативов или занялись разработкой собственных аналогичных решений.

Однако какой-то революции на рынке из-за этого не произошло — без человеческого контроля и специальных навыков в этой сфере по-прежнему не обойтись. При этом далеко не факт, что данные технологии будут также востребованы и в 2024 году. В нашей индустрии уже довольно много похожих историй. Например, помнит ли еще кто-то о существовании NFT?

В целом, в преддверии 2024 года рынок чувствует себя довольно уверенно: область неопределенности чуть-чуть сократилась, открыв сразу несколько направлений для развития технологий и решений. Так что нам определенно будет чем заняться.

Читайте также

Фото Никита Фоминов
Никита Фоминов
директор по развитию бизнеса рекламной вертикали
МТС

Спикеры проекта

Фото Артем Пуликов
Артем Пуликов
коммерческий директор рекламного бизнеса
МТС
Фото Мария Арканникова
Мария Арканникова
руководитель отдела рекламы
JDE
Фото Роман Кобозев
Роман Кобозев
Programmatic Director
OMD
Фото Ярослав Варзанов
Ярослав Варзанов
Performance Director
Icom
Фото Кристина Мовсесян
Кристина Мовсесян
СЕО
Deft / группа ОККАМ
Фото Елена Коршак
Елена Коршак
руководитель акселерационных программ
Okkam MarTech
Фото Дмитрий Попов
Дмитрий Попов
Head of Digital
«Кофемания»
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.