Мнение эксперта
Я бы начал с цифр, потому что не хочется размытых формулировок: рост новых клиентов МТС — порядка 70%, рост финансовой составляющей — почти 50%. Объективно, мы не первый день на рынке и росли с достаточно высокой базы. Стоит отметить развитие самих технологий, таких как МТС DSP, которая становится все умнее. Кроме того, одно из знаковых событий 2023 года — запуск рекламы в Telegram с BIG DATA. Это новая веха не только для нас, но и в целом для всего рынка.
В 2023 году МТС также приобрел несколько важных для рекламного рынка сервисов. Buzzoola — это огромный хаб, который консолидирует партнерские взаимоотношения, площадки, показывающие коды. Segmento — это такое always-on-решение, которое живет и до сих пор развивается самостоятельно. У нас поменялись команды, мы их пересмотрели, и получилась хорошая синергия, в том числе управление рекламными кампаниями.
Нельзя ответить на вопрос «можно ли ожидать таких же интересных сделок в 2024 году», поскольку любая сделка — это длинный путь и множество оценок. Мы рассматриваем много компаний, начиная от стартапов, заканчивая решениями, которые есть на рынке, поскольку нужно найти что-то стоящее. Анализируем различные технологии: все, что касается видеорекламы и дополнительных решений в виде антифрода, а также все, что помогает programmatic. Надо смотреть на то, что будет в следующем году.
Если говорить об основных событиях, произошедших на рынке AdTech:
Повторюсь, одно из ключевых — разрешение кликаута (возможность уводить из рекламного объявления на внешние ресурсы) в Telegram Ads и запуск рекламы МТС.
Помимо прочего, один из трендов — это увеличение рекламы и e-com. Ретейл-медиа растет колоссальными темпами, бренды активно там размещаются.
В то же время требования рекламодателей к рекламным технологиям всегда остаются похожими. В первую очередь это brand safety, то есть безопасность для бренда. Также достаточно сильно выросли требования к performance, так как рынку интересно получать конечные действия от пользователя. Всем нужно качество и финальные конверсии.
Сейчас технологии не умеют по нажатию одной кнопки приводить клиентов, а хотелось бы. Есть много разговоров об искусственном интеллекте, чате GPT, но все сводится к появлению co-pilot, то есть второму пилоту, который поможет управлять рекламными активностями, подскажет, что нужно делать.
История с креативами развивается достаточно давно, есть попытки автоматизированно собирать их и заменить труд людей. Мы развиваем собственную фабрику креативов, которая уже показала высокую эффективность на экосистемных рекламодателях, клиентах. Я жду, когда появится второй пилот, который поможет управлять процессами, упростить их и делать размещения для клиентов более эффективными.
Индустрия сдвинется вперед, только создав что-то новое. Сейчас многие игроки ушли из России, кто-то не ушел, но отключил монетизацию, а с кем-то стало намного сложнее работать, многие ниши освободились, в том числе ниша инвентаря. Поэтому для стартапов есть место, в AdTech его довольно-таки много.
Ниш много, и, кажется, для стартапов сейчас самое время.
Если говорить о прогнозах на 2024 год:
-
Я верю в историю с co-pilot, то есть нужно применять технологии, которые упрощают работу людей, оптимизируют ее;
-
Не обойду никак историю с Telegram, потому что ландшафт инвентаря мессенджера очень сильно меняют, меняется само потребление мессенджера: он становится гораздо большим, чем просто переписка между людьми. Такой инвентарь и такого качества сильно поменяет весь ландшафт.
-
Stable ID, стоит задуматься о том, что будет с идентификацией пользователей. Уже давно говорят: куки умрут, куки умирают, куки умерли. А это важно, поскольку, не имея идентификации пользователя, вряд ли получится создать качественную рекламу.