При поддержке
Digital

В каких условиях оказалась digital-реклама в 2025 году и за счет чего укрепила свои позиции

Erid: 2VtzqvhNy5k

Итоги года — digital

01
Январь

«Яндекс» добавил рекламу в ответы от «Нейро»

02
Февраль

«Телеграм» сильно расширил функционал для работы с видео

03
Март

Telegram Ads запустил Pixel Tag для отслеживания конверсий

04
Апрель

Вступил в силу закон об отчислении 3% с интернет-рекламы

05
Май

«Яндекс» добавил в «Поиск» технологии «Алисы»

06
Июнь

Interactive Advertising Bureau Tech Lab предложила создать правила доступа ИИ-ботов к контенту, чтобы учитывать интересы издателей

07
Июль

«Яндекс» собрал все рекламные возможности городских сервисов в один бренд UrbanAds

08
Август

Wildberries полноценно запустил рекламный кабинет для агентств и рекламодателей

09
Сентябрь

Cрок обязательной отчетности для большинства видов интернет-рекламы сократили с бессрочного до одного года

10
Октябрь

OpenAI выпустила свой ИИ-браузер

11
Ноябрь

Т2 запустил AdTech-направление

12
Декабрь

OpenAI заключила соглашение на $38 млрд для развития ChatGPT

Обзор рынка

Диджитал 2025: нужнее, умнее, дороже 

В 2025 году реклама в digital, как обычно, была «на коне». По данным АКАР, в январе — сентябре на нее пришлось более половины объема рынка. Рекламодатели активно перераспределяют бюджеты: 61% планируют увеличить инвестиции в диджитал-форматы на 4–20%. И это несмотря на медиаинфляцию и уже традиционную проблему отсутствия инвентаря, о которой говорят из года в год. 

К слову, о медиаинфляции: по оценке Okkam, в 2025 году она составит 15–18%. Причины — общая инфляция в стране, высокая ключевая ставка и новые законопроекты, включая сбор за интернет-рекламу. Плюс паблишеры инвестируют в контент, и расходы на его производство и привлечение сказываются на ценах. Рост стоимости может замедлиться по мере того, как крупные экосистемы будут развивать собственные рекламные платформы. 

В любом случае, рынок теперь ценит не просто бюджеты. В 2025 году еще больше выросло значение качества инвентаря, глубокого дата-анализа и экспертизы. Компании сочетают разные инструменты, делают ставку на мультиформатность, кросс-канальный и кросс-девайс-охват и, конечно, применяют нейросети для оптимизации. Это уже не ближайшее будущее, а реальность. 

Есть контакт? 

Россияне считают онлайн-рекламу самой релевантной. Она интегрируется в цифровые привычки людей и помогает решать повседневные задачи — например, пополнять холодильник, обновлять гардероб и планировать отпуск. Ничего удивительного, ведь именно в онлайне бренды могут использовать широкий набор имиджевых и перформанс-инструментов, включая решения для персонализации. 

Вот только даже релевантности мало, чтобы удержать внимание сегодняшнего потребителя. По данным OMD Resolution, 65% рекламы люди забывают в течение двух суток после просмотра. Среднее время контакта в диджитале сократилось с 3 до 1,65 секунды. 

Чтобы выжать максимум из этих секунд, рекламодатели в 2025 году полагались на интерактивные форматы, WOW-эффекты и размещение объявлений в фокусе экрана. И конечно, никуда не делась геймификация, когда человек участвует в рекламе — создает контент или играет в мини-игры. В итоге у него остается эмоциональный след, а реклама становится частью его личного опыта. 

В McKinsey даже вывели формулу для рекламодателей. Последним нужно предлагать пользователям объявления в соответствии с их целями (общение, удовольствие, просвещение и другие), сегментировать аудиторию с учетом восприятия рекламы и уровня внимания, а также монетизировать такие форматы, как электронные книги и видеоигры. 

А еще надо учитывать, что поколения по-разному воспринимают рекламу. Пользователи в возрасте до 24 лет чаще акцентируют внимание на визуале и озвучке роликов. Поколение 25–44 хочет видеть в креативах фокус на удобство и функциональность, а людей от 45 до 60 лет интересует ясность идеи и простота сюжета.

Retail media рвет танцпол

E-commerce и ретейл-медиа в 2025 году — впереди планеты всей. Они уже обгоняют традиционный digital, говорят в Okkam. Драйверы роста сегмента — вполне себе классические: персонализация, омниканальность и искусственный интеллект. 

Ретейлеры теперь сегментируют аудиторию с учетам данных о чеках, активности в приложениях, геолокации. Таргетинг становится точнее, объявления — релевантнее. А еще основные площадки внедряют ИИ и новые рекламные форматы. Это ответ на запрос рекламодателей, которые ждут от инвентаря большей технологичности. Как пример — RWB Media в сентябре запустила click-out-видеобаннеры на Wildberries. 

Кстати, смещение фокуса с охвата к действию через клик-аут — один из трендов на маркетплейсах. Эти площадки уже обогнали видео по количеству проведенных на них часов. Реклама здесь интегрирована в путь клиента, поэтому и CTR в 2–3 раза выше. В «Купере» отмечают, что ежедневно запускают click-out-рекламу, и по показателям, в том числе post-view-результатам, она бьет рекорды.

Наконец, динамично развивается In-store Retail Media. Тренд поддерживают и онлайн-ретейлеры: Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет». Они не только расширяют digital-форматы на маркетплейсах, но и интегрируют офлайн-каналы — например, размещают рекламные экраны в пунктах выдачи заказов. 

Расцвет «Телеги», возрождение «ТикТока»

Ушла эпоха — с 1 сентября в России официально запрещена реклама в Instagram*. Ответственность за нарушения ввели как для рекламодателей, так и для распространителей. Рынок отреагировал быстро — в сентябре объем рекламы в Telegram вырос на 67%. Именно этот мессенджер перетянул к себе большую часть бюджетов. Перспективной площадкой его считают и микро- и наноблогеры. 

Исследование АРИР и Telega.in показывает, что в 2025 году почти треть рекламодателей и агентств нарастили инвестиции в Telegram. Мессенджер теперь используется, помимо прочего, как конверсионный инструмент — это возможно благодаря наличию в нем платежеспособной и вовлеченной аудитории и таргетингу по интересам через тематические каналы. 

Telegram постоянно предлагает брендам новые возможности: например, добавил опцию размещения рекламы в поисковой строке. Да и другие компании инвестируют в решения для платформы, включая российских бигтехов. Так, МТС и «билайн» решили вместе развивать инструменты Telegram Ads. Рекламу с возможностью таргетинга по географии, интересам и другим параметрам на площадке теперь можно запустить как с командой МТС, так и с командой «билайн».

А еще от запрета Instagram* выиграл TikTok. Доля видеоплатформы в российском инфлюенс-маркетинге может вырасти до 15% по итогам 2025 года, несмотря на все ограничения. Эксперты прогнозируют, что объем переведенных в TikTok средств превысит 390 млн руб. 

Связано это с большим количеством молодых пользователей и эффективностью короткого формата в категориях FMCG, бьюти, фешен, авто и медицина. Молодежь не готова отказаться от TikTok, потому что ценит соцсеть за качественные алгоритмы и персонализированную ленту. К тому же тренды в TikTok зарождаются и вирусятся быстрее, чем в других соцсетях. При этом вряд ли платформа станет абсолютным лидером — главным бенефициаром перераспределения останется непоколебимый YouTube. 

Нейросети опутали рынок 

ИИ — везде. Обсуждать его уже нет сил, но и не говорить о нем — невозможно. В 2025 году 97% рекламных агентств используют искусственный интеллект для разработки продуктов и кампаний. У 35% даже есть свои сервисы на основе ИИ, которые приносят им доход.

ИИ сегодня — это новая норма в создании контента. Например, в «VK Рекламе» более 67% баннеров генерируется с помощью нейросетей, причем CTR креативов с автогеном превышает показатель баннеров с пользовательским текстом на 25%. 

Еще один тренд этого года — использование сегментов аудитории на базе ИИ. Алгоритмы могут анализировать сотни параметров, от любимого контента пользователей и паттернов использования сайтов до транзакций. Точный таргетинг помогает повысить конверсию более чем на 90%. 

Новые инструменты появляются постоянно: так, VK запустил ИИ-сервис для маркетологов «AI-персона». Он может описать сегмент аудитории, сравнить его с другими, выделить ключевые отличия, сгенерировать персонализированные креативы. А МТС AdTech представил виртуального ИИ-помощника для малого и среднего бизнеса — «AI таргетолог» определяет целевую аудиторию для рекламы в Telegram Ads и SMS-рассылках. 

Однако нейросети далеко не всегда приносят пользу как в рекламе с Марком Эйдельштейном. Уже 87% SEO-специалистов фиксируют сильное падение трафика на сайтах из-за нейроответов поисковиков. Около 74% делают шаги для вывода ресурсов в нулевую выдачу.

Яркий пример — в Google функция «Обзор от ИИ», которая всплывает под поисковым запросом, сокращает переходы на сайты издателей. Генеральный директор IAB Tech Lab предупреждает: «Крах издателей станет началом вымирания всей медийной диджитал-экосистемы». На этом фоне компания Interactive Advertising Bureau Tech Lab предложила создать правила доступа ИИ-ботов к контенту. К чему это приведет — увидим в 2026 году. 


*Instagram принадлежит организации Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ 

Читайте также

Фото Вадим Юдин
Вадим Юдин
генеральный директор
VBI

Рынок на подъеме, но с турбулентностью

Наша отрасль в этом году пережила в некотором смысле очередной революционный

Спикеры проекта

Фото Вадим Юдин
Вадим Юдин
VBI
Вадим Юдин
генеральный директор
VBI
Фото Владислав Лашин
Владислав Лашин
VBI
Владислав Лашин
управляющий партнер
VBI
Фото Анатолий Денисов
Анатолий Денисов
«Рейтинг Рунета»
Анатолий Денисов
главный редактор
«Рейтинг Рунета»
Фото Светлана Беликова
Светлана Беликова
«Колесо.ру»
Светлана Беликова
руководитель интернет-маркетинга
«Колесо.ру»
Фото Адельвина Гром
Адельвина Гром
«Грузовичкоф»
Адельвина Гром
директор по маркетингу
«Грузовичкоф»
Фото Елена Логунова
Елена Логунова
«Байкал Аква»
Елена Логунова
директор по маркетингу
«Байкал Аква»
Фото Александр Романцов
Александр Романцов
«СМ-Клиника»
Александр Романцов
руководитель отдела интернет-маркетинга и digital-проектов
«СМ-Клиника»
Фото Борис Базанов
Борис Базанов
«О'КЕЙ»
Борис Базанов
Digital-директор
«О'КЕЙ»
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.