E-com + ретейл
 

E-commerce и ретейл в этом году начали играть принципиально новую роль на российском рынке рекламы — этот сегмент стал крупнейшим рекламодателем на ТВ, а также изменил цифровой ландшафт, предложив брендам диджитал-инвентарь взамен ушедших площадок. Какое развитие эти тенденции получат в 2023 году — в ответах крупнейших игроков рынка

Вопрос 1
Как изменилась роль e-com и ретейла в отношениях с производителями товаров и услуг, особенно в области маркетингового взаимодействия?
Алексей Кулаков

Lamoda

Компании стали активнее продвигать товары через e-commerce и ретейл, доля самостоятельного продвижения уменьшилась. FMCG, фэшен-бренды и другие производители предпочитают крупные платформы, которые выбирают их потенциальные покупатели. Не так давно, но активно маркетплейсы стали развивать внутренние рекламные инструменты, которые достигают нужной аудитории.Главное — у игроков e-commerce есть своя аудитория и знание про нее, а бренды заинтересованы к ней обращаться через такие платформы, потому что и конвертация в продажи происходит там же. 

Василий Большаков

«М.Видео-Эльдорадо»

В турбулентный период и после ухода с рынка крупных рекламных платформ ретейл полноценно зарекомендовал себя как гибкое и эффективное медиа, которое аккумулирует значимые бюджеты. Общий трафик всех площадок двух наших брендов составляет порядка 1,5 млрд контактов в год.

Наши каналы демонстрируют высокую результативность при запуске новых брендов техники (Artel, Wiko, Thunderobot и прочих), помогают им строить знание и завоевывать доверие при разумных инвестициях, а также стали основным инструментом для стимулирования спроса на товары тех брендов, которые ушли с российского рынка (например, старт продаж iPhone 14), либо для тех производителей, кто по тем или иным причинам ограничил присутствие в охватных медиа. Поэтому в рамках нашей гибридной бизнес-модели мы продолжаем совершенствовать функционал мобильной платформы, а магазины развиваем как шоурумы и точки продолжения цифрового опыта.

Полина Мотосова

«Дикси»

По прогнозам Boston Consulting Group, общий рекламный оборот ретейл-медиа на рынке США в ближайшие годы будет расти в среднем на 25% в год. У Wallmart в 2021 году был зафиксирован рост на 30%, а у Amazon — на 32%. 

Новая реальность стала дополнительным драйвером развития ретейл-медиа. С экономической точки зрения этот кризис не первый, но впервые падение оказалось инфляционным. Одновременно с образованием дефицита цифрового инвентаря произошло и снижение спроса со стороны рекламодателей.

В 2022 году ретейл стал тем каналом, который способен решить возникшие проблемы дефицита инвентаря, одновременно нарастив бизнес-эффективность. 

Ирина Аллахярова

АО «Крокус»

В нашей стране наблюдается экстремальный рост доли e-com (и основная доля — это маркетплейсы), за счет чего площадки могут озвучивать любые требования к производителям и те условия, которые будут выгодны только маркетплейсам. В результате все их рекламные активности направлены на привлечение трафика на платформу, а у кого именно будет совершена покупка — значения не имеет.

Ретейл же сейчас, чтобы сохранить свою конкурентоспособность, предлагает разнообразный объем поддержки для производителей и объем услуг для конечного покупателя. Кобрендинговые рекламные кампании, поддержки за счет личных инструментов ретейла, использование программ лояльности и доступных баз данных, инструменты могут быть самыми разнообразными, но цель одна — увеличить трафик и продажи. Плюс ретейл уже не ограничивается офлайном, многие игроки начали пробовать инструменты онлайн-торговли, что дает им дополнительное преимущество. Несмотря на изменяющуюся культуру потребления, все равно остаются люди, предпочитающие вживую посмотреть на товар.

Олег Дорожок

Ozon

В этом году одним из фокусов Ozon было развитие рекламной платформы для продавцов и брендов. У нас была задача дать продавцам площадки весь необходимый и в то же время понятный инструментарий для продвижения их товара. Мы видим, что решения и изменения прошли не зря. В среднем в 6,6 раза увеличилось количество заказов у продавцов, которые начали использовать продвижение.

Максим Кан

«Авито»

Сейчас e-com-площадки и классифайды активнее наращивают долю присутствия в медиапланах рекламодателей. На это повлияла и пандемия, и уход крупных рекламных платформ с российского рынка. В свою очередь, маркетплейсы и классифайды чувствуют потребности рынка и внедряют все больше инструментов продвижения, которые доступны не только продавцам магазинов, но и внешним рекламодателям, желающим коммуницировать с многомиллионной аудиторией площадок. Важно отметить, что маркетплейсы и классифайды обладают аудиторией с высокой стадией готовности к покупке, кроме того, у них достаточно данных о поведении пользователей и их предпочтениях, чтобы создавать максимально релевантную рекламу.

С учетом существующих ограничений на ТВ маркетплейсы — это важный дополнительный канал коммуникации для производителей.

Значение онлайн-площадок для получения новых заказов на рынке услуг растет каждый год. В 2022-м уже более 70% провайдеров услуг пользуются хотя бы одним онлайн-каналом для привлечения заказов, среди которых лидирующим на протяжении нескольких лет остается «Авито»: каждый второй поставщик услуг в России использует «Авито» для привлечения новых заказов.

Наталья Паршикова

«Сбер Еаптека»

Фармацевтические дистрибьюторы и производители препаратов постоянно находятся в поисках новых площадок для продвижения, так как им необходимо находить более точные таргетинги и возможность тестирования размещения рекламы именно на тех площадках, на которые приходит целевая аудитория. Основная цель — сократить путь пользователя от рекламы до оформления заказа. Поэтому e-com- и ретейл-игроки стараются расширять рекламные возможности и совершенствовать их, чтобы монетизировать свой трафик и помогать производителям в продвижении. Такое взаимодействие обеспечивает целевые охваты самой площадке, а бренду — новую аудиторию, которая пока не была с ним знакома.

В «Сбер Еаптека» мы, как правило, работаем по двум направлениям: достижение медийных показателей и дополнительный прирост продаж для компании-производителя именно у нас. Мы используем собственную рекламную платформу Neon для управления размещениями всех рекламных инструментов нашего сайта и мобильного приложения. Если говорить о возможностях по всем каналам, то наши рекламные инструменты аналогичны тем, которые используют e-com-площадки.

Евгений Николаев

«Магнит»

E-commerce продолжает расти опережающими другие сегменты ретейла темпами, несмотря на макроэкономические события. В России этот рынок по-прежнему далек от насыщения и он продолжит расти — это очевидно для многих участников рынка. Поставщики очень хотят развиваться в e-com, для них это по-прежнему один из приоритетных каналов, его доля и значимость в маркетинговых бюджетах растут. Производители продолжают инвестировать, чтобы в этом канале присутствовать с как можно большим числом брендов и более эффективными промо.

Мы наблюдали довольно резкий спад маркетинговой активности в марте — июне на фоне неопределенности, но уже в третьем квартале российские рекламодатели начали возвращаться. Сейчас мы видим высокую активность со стороны брендов в e-commerce, что характерно для четвертого квартала. Она прогрессирует и выше, чем в четвертом квартале 2021 года.

Вопрос 2
E-com и ретейл стали для маркетологов и рекламщиков медиаканалом, способным изменить традиционный медиамикс бренда в обозримом будущем. Назовите пять драйверов и стопперов, которые влияют на его развитие.
Алексей Кулаков

Lamoda

В 2021 году бюджет российского рекламного рынка — 578 млрд рублей. Порядка 313 млрд — диджитал-реклама, 197 млрд — телереклама (по данным АКАР). В ближайшие несколько лет бюджеты будут перераспределяться, e-commerce станет третьим самостоятельным каналом в этом направлении и заберет себе до 30% всех маркетинговых бюджетов — я думаю, что АКАР пора выделять этот сегмент отдельно. 

Драйверы этого роста: 

— появление новых е-com-форматов

— интерес пользователей к онлайн-покупкам 

— рост ассортимента и брендов в e-com

Мы не видим глобальных стопперов, с которыми онлайн-торговля не могла бы сейчас справиться. К примеру, раньше главным сдерживающим фактором была логистика, а сегодня она стала одним из драйверов роста e-commerce, так как иногда заказать через e-com быстрее, чем самому сходить в магазин.

Василий Большаков

«М.Видео-Эльдорадо»

В новых реалиях изменение медиамикса уже произошло. Ретейлеры с разнообразным инвентарем и доступом к большой платежеспособной аудитории уже становятся одной из ключевых платформ, где потребители ищут товары, минуя поисковые системы, узнают о товарах, новых брендах, сравнивают и получают дополнительную информацию. Также ретейлеры — один из немногих каналов, способных заместить выбывшие объемы инвентаря для охватной коммуникации. Основные преимущества ретейлеров — прозрачность и data-ориентированность инструментов. Партнерам такой медиаканал позволяет строить знание о марке или товаре в связке с популярностью бренда ретейлера. Среди стопперов для ретейлеров можно назвать наличие наценок за присутствие второго бренда в охватных медиа.

Полина Мотосова

«Дикси»

Драйверы:

 1. Совокупный охват ретейл-медиа у крупнейших игроков на уровне федеральных каналов.

 2. База лояльных клиентов топ-игроков — десятки миллионов.

 3. Возможность оценить бизнес-результат с точностью до sku (в отличие от банков и телеком, которым это недоступно).

 4. Цифровизация in store promotion в ретейле.

 5. Запрет прямых медиаактивностей для глобальных брендов.

Стопперы:

 1. Отсутствие сформированных отделов продаж на стороне большинства ретейлеров.

 2. Ретейлеры не гибкие.

Ирина Аллахярова

АО «Крокус»

Основные стопперы во многом свойственны рынку рекламы в целом. Высокий конкурентный клаттер, зачастую товары из предложения отличаются только ценой. Недоверие потребителя к рекламным сообщениям, так как они заведомо ожидают, что им будут продавать. Потребительское непостоянство: сейчас уже нет лояльности в привычном ее понимании, мы находимся в постоянной борьбе за каждого покупателя, потому клиенты ждут каких-то специальных условий, скидок, дополнительных сервисов или других бонусов. Для меня существует только один драйвер, но его вес самый большой. Это базы данных с историей покупок и потребительского поведения. Сейчас наши знания — это главная ценность. Благодаря им мы можем создавать абсолютно уникальные продукты, нацеленные на каждого уникального пользователя. В целом данных достаточно, чтобы построить CJM по каждому покупателю; вопрос в том, чтобы у нас были технологии, позволяющие использовать эту аналитику.

Олег Дорожок

Ozon

Маркетплейс уже зарекомендовал себя не только как место для продаж товаров, но и как рекламная площадка.

Первый драйвер развития маркетплейса как рекламной площадки — brand-safe-среда, в которой нет негативного и тревожного контентного окружения. А рекламные материалы размещаются среди других таких же товаров.

Второй драйвер — масштаб аудитории. На Ozon, по данным Mediascope, заходит больше половины пользователей рунета, что обеспечивает постоянный поток покупателей, которые готовы делать заказы. 

Точность данных. Мы получаем много информации о нашей аудитории: от покупок и поисковых запросов до прочтений отзывов и кликов по рекомендациям. Все эти данные становятся обезличенными, и их можно использовать для более персонализированной и эффективной коммуникации с покупателями.

Также стоит выделить видимость на цифровой полке и продвинутый инструментарий для продвижения.

Стоппер, пожалуй, один: нужно растить знание о том, что на маркетплейсах можно решать разные маркетинговые задачи — от увеличения узнаваемости бренда до покупки товара.

Егор Калиновский

«ВкусВилл»

Для нас продукт важнее маркетинга, поэтому коммуникация в магазине или приложении — это не только способ продажи, но и диалог про ценности. Мы считаем, что такой диалог должен быть уважительным и ненавязчивым, поэтому стараемся не перенасыщать наши каналы рекламной коммуникацией, говорить про экологию, привычки питания и аккуратно подсвечивать полезные для покупателей акции и предложения. Поэтому для нас стопперы такие: нежелание спамить покупателей рекламными предложениями, технические ограничения — возможности приложения нужно дорабатывать, чтобы превращать их в эффективные каналы коммуникации. Не про нас общая информация для всех групп покупателей, мы сторонники тонкой настройки показов и разделения на когорты, чтобы предлагать только актуальное.

Среди драйверов:

  • отсутствие посредников — это прямой диалог бренда и покупателя;
  • оперативность — это самый быстрый канал коммуникации; 
  • возможность настройки персональных показов предложений.
Максим Кан

«Авито»

Среди основных драйверов развития — рост доверия пользователей, гиперлокальность и развитие экспресс-доставки. Кроме того, можно выделить расширение инвентаря для рекламодателей, возможности для селлера и бизнеса, а также непрерывную работу над совершенствованием пользовательского пути внутри продукта. Чем он ювелирнее и бесшовнее, тем выше вовлеченность аудитории, ее рост и retention.

Сегодня люди все чаще используют онлайн-площадки для заказа услуг. Чаще всего это связано с желанием не тратить на это много времени и возможностью сделать заказ в любое удобное для себя время, даже ночью или в дороге, и выбрать исполнителя из большого количества предложений.

Чем регулярнее заказывают услуги через онлайн-канал, тем выше его популярность. Также активно подтягиваются и более редкие и дорогостоящие услуги, такие как ремонт и строительство. С другой стороны — по-прежнему сильным каналом являются рекомендации друзей и знакомых, перебить которые на рынке услуг пока не способен ни один из каналов ни в офлайне, ни в онлайне.

Евгений Николаев

«Магнит»

В этом году мы заметили — и на своем опыте, и на примере наших партнеров и конкурентов, — что e-com-площадки становятся частью крупных мультиканальных активаций, проводимых брендами. Пока что мы как инструмент коммуникации с покупателями находимся в самом начале пути, но очевидно, что потенциал будет раскрыт в ближайшее время, и мы увидим, как крупные e-com-игроки станут полноценными медийными площадками, которые включаются в медиапланы ведущих рекламных агентств и брендов.

Среди драйверов этого процесса — тренд на максимальную персонализацию предложения для покупателя, которую могут обеспечить крупные технологические платформы. E-com как никакой другой канал может предложить заказчику глубокую аналитику по эффективности продаж и промо, а значит, давать возможность точно прогнозировать результат.

Второе — постепенный переход от cookie к новым способам сбора данных о клиентах. Очевидно, что крупные e-com-игроки смогут найти новое решение.

Третье — уход многих рекламных площадок с российского рынка. Это радикально изменило его ландшафт, сократило количество доступных каналов достижения аудитории и увеличило конкуренцию в аукционах.

Объем цифровых каналов на нашем рынке сжался после введения ограничений на работу крупных международных медиаплощадок. Конкуренция за оставшиеся каналы выросла, и альтернативными площадками тут могут стать крупные онлайн-ретейлеры. Все-таки треть поисковых запросов в мире приходится на товарный поиск.

В целом игроки сегмента e-commerce укрупняются, их технологическая база совершенствуется, и сейчас она готова к проведению более таргетированных кампаний. С этой точки зрения общий уровень отрасли вырос.

Вопрос 3
E-com и ретейл в этом году стали главными рекламодателями на ТВ. С чем это связано? Какое развитие эта тенденция получит в 2023 году?
Алексей Кулаков

Lamoda

Ретейл продолжает наращивать трафик и объем аудитории, а телевидение — один из главных каналов, который позволяет это делать.

Этот рост будет продолжаться какое-то время (большой вопрос, как долго) и замедлится, когда платформы накопят максимальную базу и будут общаться с пользователями через директ-каналы. 

Василий Большаков

«М.Видео-Эльдорадо»

Ретейлеры остаются одним из ключевых, но не главных рекламодателей. ТВ является эффективным инструментом в конкурентной среде и помогает с привлечением внимания и стимулированием спроса в новых условиях, особенно на фоне ухода ряда эффективных digital-инструментов. Если грамотно подобрать микс каналов, то стоимость контакта, а с ним и привлечения клиентов останется разумной. В следующем году ТВ останется важной составляющей медиамикса, при этом мы продолжим развитие собственной мобильной платформы и других инструментов.

Полина Мотосова

«Дикси»

— Уход глобальных игроков, которые ранее были топ-рекламодателями.

— Рост e-com.

Ирина Аллахярова

АО «Крокус»

Сейчас мы переживаем беспрецедентные события: мы в один миг лишились части привычных нам диджитал-инструментов, что вызвало инфляцию и дефицит инвентаря. Также мы лишились большого пласта крупных производителей товаров. Многие из них были основными рекламодателями, и с их уходом образовалась вакантная ниша, которую сейчас оперативно пытаются занять местные бренды, а так как e-com и ретейл занимают большую долю рекламного рынка, то создается тенденция. Думаю, что в следующем году эта тенденция продолжится.

Олег Дорожок

Ozon

Ozon — крупный рекламодатель, мы используем для продвижения широкий медиамикс каналов: и онлайн-площадки, и ТВ. ТВ позволяет нам построить кампании с широким качественным охватом. Определенно в следующем году мы продолжим использовать как ТВ, так и другие каналы.

Андрей Калинов

«Лента Онлайн»

Одной из главных причин стал уход с рынка многих крупных иностранных брендов. В связи с этим в целом снизился объем рекламных размещений на ТВ относительно 2021 года. Также это продолжающийся устойчивый рост рынка e-commerce, вследствие чего увеличивается объем инвестиций в его продвижение. Также влияние оказала общая экономическая ситуация, в которой люди стараются в большей степени сокращать расходы на услуги, развлечения, при этом на продуктах питания и различных товарах это отражается в меньшей степени. Именно из-за этого доля голоса ретейла на ТВ не снижается.

Наталья Паршикова

«Сбер Еаптека»

По данным «Ромир», e-com активно растет, начиная с конца 2019 года, но самые высокие показатели отмечены в 2020 и 2021 годах. С развитием этого сегмента растет конкуренция на рынке и увеличиваются маркетинговые бюджеты компаний. Каждый стремится использовать максимально широкие медиамиксы, чтобы «достучаться» до большего числа людей. ТВ по-прежнему является таковым каналом с максимально высоким потенциалом охвата.

В 2022 году рынок значительно изменился: во-первых, потребитель стремился закупиться впрок и часто обращался к e-com. Во-вторых, многие иностранные рекламодатели в FMCG-сегменте и фармацевтической отрасли сократили или временно приостанови лирекламу. Их заменили отечественные продукты и площадки: в первую очередь, основными игроками на ТВ стали маркетплейсы («СберМегаМаркет», Ozon, «Яндекс Маркет» и Wildberries). Это ожидаемая тенденция с учетом желания маркетплейсов закрепиться в сознании потребителей, стать top of mind и занять лидирующие позиции. Сейчас мы наблюдаем борьбу за высокую частоту потребления и желание закрыть потребности аудитории широким ассортиментом, о котором нужно рассказывать и напоминать на постоянной основе.

В 2023 году тенденция продолжится, игроки будут бороться за сознание потребителей и GMV. В прогнозе на следующий год также можно допустить, что небольшие компании, не претендующие на лидерство среди рекламодателей на ТВ, сместят свой акцент с широкого ассортимента в сторону одной или двух фокусных категорий для подтверждения своей экспертизы в данной области.

Евгений Николаев

«Магнит»

В этом году серьезно изменилась структура рекламодателей. Ретейл и маркетплейсы, которые всегда были довольно заметными игроками на рынке телерекламы, с уходом традиционных лидеров по рекламным бюджетам, в первую очередь крупных международных FMCG-брендов, поднялись в списке.

Кроме того, конкуренция в e-com очень высока, что заставляет некоторые компании много инвестировать в рекламу, чтобы не потерять долю рынка.

Вопрос 4
Данные и аналитика: способны ли источники данных игроков e-com + ретейл заместить, хотя бы частично, недоступные иностранные технологии? Какую «дату» от сегмента ждут в 2023 году диджитал-маркетологи и рекламщики?
Алексей Кулаков

Lamoda

Ретейл- и е-commerce-игроки набрали себе достаточно большие потребительские базы и могут общаться со своими потребителями посредством разных инструментов внутри собственных платформ. Сейчас тенденция рынка ведет к тому, что бренды уже покупают рекламу на e-commerce-площадках, могут подбирать аудиторию по собственным параметрам и использовать данные внутри них для настройки рекламы.

Самое сложное для брендов здесь — найти свою аудиторию в условиях очень сегментированного рынка. К примеру, новому бренду одежды в условиях высокой конкуренции нужно из миллионов пользователей найти условные несколько десятков тысяч лояльных покупателей. Для этого нужны хорошие данные про пользовательский лог покупок и интересов, которые есть у e-com-платформ. То же самое и с другими сегментами ретейла.

Полина Мотосова

«Дикси»

Тут стоит уточнить, о каких западных данных и аналитике идеи речь. Так как ни одна ушедшая аналитика и технология не были уникальны, а данные в принципе всегда были сильнее локальные.

Ирина Аллахярова

АО «Крокус»

Думаю, что да. Но не в ближайшее время. В целом биг дата у нас развивается уже давно, и мы можем ожидать, что в обозримом будущем база будет включать в себя симбиоз информации о потребительском поведении, медиапотреблении и даже сможет предвосхищать спрос. Но с точки зрен7ия ухода иностранных технологий, мы на своей стороне сейчас испытываем сложности не столько с данными, сколько с инвентарем, на котором эти данные можно эффективно применять. И мы скорее ждем достойной замены в этой области.

Олег Дорожок

Ozon

Помимо аналитики важны и алгоритмы обработки, то есть умение пользоваться этими данными. Мировые технологические лидеры шли к этому многие годы, для них реклама создавала основную выручку, мы же оказались в начале пути. Крупный е-commerce сегодня — это огромная база с разнообразными данными: от информации о геолокации покупателя и моделях его устройств до истории покупок и просмотров любимых категорий. Вся эта информация может быть использована для кратного роста как малого, так и крупного бизнеса.

Евгений Николаев

«Магнит»

Здесь стоит разделить два вопроса, потому что есть данные, а есть технологии. И технологии сейчас замещаются, но еще многое предстоит сделать в этом направлении. Например, технологии персонализации достаточно замещены, чтобы утверждать, что эффективность площадок сохранилась на прежнем уровне.

Данные — это новое золото с точки зрения той самой персонализации, к которой все мы стремимся. Все игроки начинают это понимать и постепенно закрывают каналы доступа к своим данным для третьих сторон. Очевидно, что у маркетологов будет с этим проблема, а какое найдется решение — увидим.

Вопрос 5
Modern customer journey map — какие инсайты мы увидим в потребительском поведении в 2023?
Алексей Кулаков

Lamoda

Покупатели станут еще более чувствительны к ценам, поэтому продолжат подходить к покупкам рационально и чаще будут выбирать товары по приемлемой цене, но уделять внимание качеству. При этом они станут более равнодушны к сопровождающим элементам: снизится значение качества сервисов вроде сроков доставки и упаковки. 

Василий Большаков

«М.Видео-Эльдорадо»

Мы верим в бесшовную модель и лучший клиентский опыт, который формируется на стыке офлайна и онлайна. Кроме развития бесшовного клиентского пути большую актуальность приобретет персонализация и работа с данными.

Все большую ценность для покупателей при выборе места покупки получает скорость получения товара. Для этого мы совершенствуем логистические операции и фокусируемся на наших сервисах, которые являются конкурентными преимуществами: самовывоз за 15 минут из ближайшего магазина, сеть партнерских ПВЗ, экспресс-доставка в течение двух часов, в том числе в ночное время.

В этом году мы отмечаем во многом более прагматичный подход потребителей к выбору и покупкам. Поэтому в следующем году важность скидок и распродаж будет также сохраняться. При этом в условиях неопределенности покупатели будут еще больше ждать поддержки и внимания от ретейлеров. На первый план выходит качество обслуживания, а также привлекательный уровень цены и широкий ассортимент.

Полина Мотосова

«Дикси»

— Спрос станет еще более эластичным относительно макроэкономических факторов. Людей уже ничем не удивишь.

— Цена приобретает больший вес, дискаунтеры и СТМ — основные тренды 2023 года.

— Премиалка упадет окончательно. Все, кто хотел, закупились ею впрок или нашли альтернативные способы покупок.

— «Новые бренды» так же имеют шансы на успех, но только при активной медиаподдержке. Исследование OMD Snapshot показало, что без рекламы потребители воспринимают их как подделки.

Ирина Аллахярова

АО «Крокус»

Основной инсайд — вторичное использование, это может быть и апсайклинг, и покупки на ресейл-платформах. Также можно выделить конкуренцию e-com и ретейла с байерами и логистическими организациями, которые предлагают различные услуги по привозу товаров (санкционных и нет) из-за границы. Спрос на услуги по обходу санкций есть, и он огромный, потому я думаю, что в этой области появится еще много стартапов, дающих возможность конечному потребителю решить вопрос с уходом международных брендов.

Олег Дорожок

Ozon

Можно смело заявить, что доля электронной коммерции продолжит расти. Текущие покупатели увеличат частотность заказов, а значит, заходить на маркетплейсы они будут чаще и больше. Покупателей будут все чаще выбирать выгодные товары. Например, в этом году мы запустили «Ozon Карту», которая дает дополнительную скидку на товар. Мы увидели, что у пользователей «Карты» средний чек вдвое выше в сравнении с непользователями, а частотность покупок стала в четыре раза выше.

Егор Калиновский

«ВкусВилл»

Мы проектируем, настраиваем и оптимизируем процессы компании, чтобы обеспечить покупателей тем самым опытом взаимодействия, о котором они мечтают. Задача сервис-дизайнера в современном мире — сделать путешествие каждого пользователя до цели незабываемым. Потребности людей могут измениться, бренду нужно адаптироваться под запросы и пожелания покупателей.

Мы уже видим тенденции, которые позволяют выделить в потребительском поведении:

  • поиск более выгодных предложений, сравнение офферов — более внимательное отношение к программам лояльности;
  • заботу о своем здоровье и о будущем — все, что связано с полезными продуктами и безопасностью;
  • традиционный рост востребованности доставки.
Андрей Калинов

«Лента Онлайн»

Предполагаю, что продолжится дальнейший активный рост e-commerce. В ретейле это направление будет основным драйвером роста бизнеса. Проникновение онлайн-покупок у клиентов вырастет, и они будут иметь еще больший опыт пользования различными сервисами — предложение сервисов будет расширяться. Клиенты станут еще избирательнее, и сервисам доставки нужно будет предоставлять такой пользовательский опыт, который не просто удовлетворит потребности, но и предвосхитит их.

Максим Кан

«Авито»

Мы видим тренд на персонализацию и релевантность предложений, которая влияет на скорость закрытия потребностей клиента. Кроме того, прослеживается еще больший фокус на оптимизацию задач пользователя, а именно — повышается скорость ответа, доставки и т. п.

Также виден тренд на доверие к бренду или товару, основанный на знании и экспертности: пользователи имеют возможность ознакомиться с ними посредством видеоконтента или через лидеров мнений. У пользователя становится меньше времени на принятие решения о покупке, количество предложений растет — а чем проще будет познакомиться с брендом и товаром, тем быстрее пользователь примет решение о покупке.

Конечно, есть фокус на соответствие цены и качества, где цена будет выходить на первое место. И мы в «Авито» уделяем еще более пристальное внимание ценам на товары в объявлениях и их рыночному соответствию.

А если говорить об услугах, то мы ожидаем все более плотного проникновения онлайна на рынок услуг. Вместе с тем потребители будут более чувствительны к вопросам безопасности на онлайн-площадках и в коммуникации с исполнителями услуг.

Наталья Паршикова

«Сбер Еаптека»

Среди трендов потребительского поведения в 2023 году важно обратить внимание на следующие:

  • Омниканальность: клиенты привыкли получать информацию из разных источников. Важно, чтобы коммуникация бренда не различалась от одного к другому.
  • Сравнение цен: потребители теперь более склонны к тому, чтобы сравнивать цены на товары на нескольких площадках и в разных источниках. Цена — ключевой драйвер рынка e-commerce. 
  • Причины покупки: клиентам разных компаний присущи разные паттерны «покупательского поведения». Важно понимать, какие из существующих на рынке потребностей закрываете именно вы. 
  • Доставка vs самовывоз: один и тот же клиент может совершать покупки абсолютно по-разному. К этому привело обилие игроков в e-com и разница в их ассортименте. 
  • UI / UX и персонализация: особенно это касается рекомендуемых товаров на главной странице, в корзине или на карточках товаров. Ненавязчивые и полезные push-уведомления, удобная корзина, подсказки, если клиент забыл заказать что-то в своей плановой покупке. 

Рынок e-com все еще можно назвать быстрорастущим, здесь конкуренция усиливается каждый день (особенно ценовая), и первостепенной задачей любого игрока является сохранение лояльности пользователей. Поэтому сейчас настолько востребованы услуги CRM-маркетологов и специалистов по построению и развитию программ лояльности и реферальных программ. Очень важно выстроить клиентский опыт таким образом, чтобы люди оставались с вами и возвращались к вам, а не уходили после первой же покупки, формируя так называемую пропасть между первым и вторым заказами.

Евгений Николаев

«Магнит»

Представляется, что сама по себе customer journey map принципиально меняться не будет — скорее, потребитель меняется. Для него стал намного более важным фактор цены. Еще он готов к тому, что за это «дешевле» он будет получать чуть меньше. Поэтому e-com-игроки будут уделять больше внимания юнит-экономике. Мы уже видим, как некоторые из них вводят увеличенные сроки доставки, платную доставку для некоторых заказов, меняют программы лояльности, чтобы удешевить конечное предложение для клиента. Я верю в такой сценарий.

Вопрос 6
Сегодня уже невозможно отделить e-com от ретейла и не вполне корректно называть игроков только маркетплейсами или определять их в сегмент «цифровой торговли». Давайте придумаем, как коротко и емко назвать медиаканал, означающий плотную синергию «e-com + ретейл».
Алексей Кулаков

Lamoda

E-commerce не уйдет в классический ретейл, а вот ретейл продолжит оцифровываться. В зарубежных странах такой канал уже объединяют оба канала простым словом «commerce», но пока такое название не приживается. Скорее весь рынок будут называть по-прежнему одним словом — e-commerce.

Василий Большаков

«М.Видео-Эльдорадо»

Для себя мы уже много лет как отменили традиционное деление на каналы коммуникации и продаж и предлагаем «фиджитал»-опыт, в каждой точке контакта обеспечиваем одинаковый сервис, стараемся все лучше узнать своего клиента и предложить то, что он ищет. Объединяет эти точки в гибридный покупательский путь стек технологий, который мы называем OneRetail.

Полина Мотосова

«Дикси»

Название уже есть — ретейл-медиа.

Ирина Аллахярова

АО «Крокус»

Новая реальность.

Олег Дорожок

Ozon

Я бы назвал это все-таки уже популярным термином «ретейл медиа».

Андрей Калинов

«Лента Онлайн»

В следующем году в приоритете у клиента будет еще более быстрая и «точно в срок» доставка заказа, наличие широкого ассортимента, высокое качество товаров, а также удобный и понятный на каждом этапе процесс оформления заказа. И если фантазировать, то эту синергию я бы назвал как E-com-com, что означает — «Электронная комфортная торговля». Это и отражает важность удобства и комфорта для клиентов в оформлении онлайн-покупок.

Максим Кан

«Авито»

«Авито»))

Наталья Паршикова

«Сбер Еаптека»

Омниканальность. Или единый клиентский опыт.

Евгений Николаев

«Магнит»

Придумывать ничего не нужно, все уже придумано до нас: есть «омниканальность». Хотим мы того или нет, это уже общеупотребительный термин.

на вопросы отвечали

Итоги года в других сегментах

Digital изменился, но насколько долгосрочными будут эти изменения? Что ждать отрасли от будущего и как к нему подготовиться? Подводим итоги 2022 года в индустрии интернет-рекламы вместе с экспертами отрасли и icontext.
Индустрия performance находится в фазе активной перестройки. Прошедший год изменил вектор, но не остановил прогресс. Подводим итоги 2022 года и просчитываем сценарии будущего вместе с Kokoc Group и экспертами рынка.
Как спорт выживал в «цифре» и удалось ли брендам вернуться в игру после такой большой паузы? Итоги 2022 года глазами брендов и команды «Лиги Ставок».
До 2022 года об использовании или разработке MarTech (в той или иной степени) заявлял практически любой бренд и агентство. 2022-й стал неким водоразделом, четко определившим те компании, которые фокусируются на развитии технологий и не видят без них свое дальнейшее развитие. Подводим итоги года вместе с лидерами отрасли и Deltaplan Group.
В проекте «Разговоры 2022» редакция AdIndex вместе с топ-менеджерами рекламной и IT-индустрии, а также главами маркетинга крупнейших рекламодателей подвели итоги года, от которого начнет отсчет новая история российского маркетинга. Люди, определяющие развитие рынка, поделились своей аналитикой 2022 года и рассказали, что будет в фокусе их внимания в 2023 году
В 2022 году законодательство о рекламе начало серьезную трансформацию — государство обязало индустрию регистрировать всю интернет-рекламу. Вопреки опасениям, новые нормы не разрушили цифровой рынок, но серьезным образом его изменили. Как учет интернет-рекламы уже сказался на рынке и к чему еще приготовиться игрокам — рассказали представители рекламных агентств, брендов и отраслевых организаций, участвующие в обсуждении актуализации ФЗ «О рекламе»
Отечественные платформы столкнулись с небывалым вызовом после ухода с рынка большинства зарубежных конкурентов. Настоящее и будущее индустрии AdTech глазами экспертов рынка в нашем совместном проекте с рекламной платформой «МТС Маркетолог».
В 2022 году многие бренды претерпели трансформацию. Некоторые компании полностью ушли с рынка, другие продолжили работу в обновленном формате. Изменился и маркетинг. В основе эффективности сегодня лежит достижение максимально быстрых результатов. Каким был 2022 год и каким будет 2023 — обсуждаем вместе с рынком и E+ Awards.
SEO
Поисковая оптимизация остается актуальной в любое время. В 2022 году ее роль только возросла. При этом индустрия не стоит на месте, появляются новые технологии и решения для развития. Подводим итоги на рынке SEO и лидогенерации вместе с агентством Demis Group.
Мир на пороге новых открытий. Российский рекламный рынок так точно. Произошедшие в 2022 году события заблокировали много возможностей для построения бизнеса в интернете. Однако в то же самое время появились и новые точки роста. Где рекламному бизнесу найти успешное завтра — отвечаем в совместном проекте с лидерами рынка и Digital Alliance.
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.