E-com + ретейл
 

E-commerce и ретейл в этом году начали играть принципиально новую роль на российском рынке рекламы — этот сегмент стал крупнейшим рекламодателем на ТВ, а также изменил цифровой ландшафт, предложив брендам диджитал-инвентарь взамен ушедших площадок. Какое развитие эти тенденции получат в 2023 году — в ответах крупнейших игроков рынка

Как изменилась роль e-com и ретейла в отношениях с производителями товаров и услуг, особенно в области маркетингового взаимодействия?

E-commerce продолжает расти опережающими другие сегменты ретейла темпами, несмотря на макроэкономические события. В России этот рынок по-прежнему далек от насыщения и он продолжит расти — это очевидно для многих участников рынка. Поставщики очень хотят развиваться в e-com, для них это по-прежнему один из приоритетных каналов, его доля и значимость в маркетинговых бюджетах растут. Производители продолжают инвестировать, чтобы в этом канале присутствовать с как можно большим числом брендов и более эффективными промо.

Мы наблюдали довольно резкий спад маркетинговой активности в марте — июне на фоне неопределенности, но уже в третьем квартале российские рекламодатели начали возвращаться. Сейчас мы видим высокую активность со стороны брендов в e-commerce, что характерно для четвертого квартала. Она прогрессирует и выше, чем в четвертом квартале 2021 года.

E-com и ретейл стали для маркетологов и рекламщиков медиаканалом, способным изменить традиционный медиамикс бренда в обозримом будущем. Назовите пять драйверов и стопперов, которые влияют на его развитие.

В этом году мы заметили — и на своем опыте, и на примере наших партнеров и конкурентов, — что e-com-площадки становятся частью крупных мультиканальных активаций, проводимых брендами. Пока что мы как инструмент коммуникации с покупателями находимся в самом начале пути, но очевидно, что потенциал будет раскрыт в ближайшее время, и мы увидим, как крупные e-com-игроки станут полноценными медийными площадками, которые включаются в медиапланы ведущих рекламных агентств и брендов.

Среди драйверов этого процесса — тренд на максимальную персонализацию предложения для покупателя, которую могут обеспечить крупные технологические платформы. E-com как никакой другой канал может предложить заказчику глубокую аналитику по эффективности продаж и промо, а значит, давать возможность точно прогнозировать результат.

Второе — постепенный переход от cookie к новым способам сбора данных о клиентах. Очевидно, что крупные e-com-игроки смогут найти новое решение.

Третье — уход многих рекламных площадок с российского рынка. Это радикально изменило его ландшафт, сократило количество доступных каналов достижения аудитории и увеличило конкуренцию в аукционах.

Объем цифровых каналов на нашем рынке сжался после введения ограничений на работу крупных международных медиаплощадок. Конкуренция за оставшиеся каналы выросла, и альтернативными площадками тут могут стать крупные онлайн-ретейлеры. Все-таки треть поисковых запросов в мире приходится на товарный поиск.

В целом игроки сегмента e-commerce укрупняются, их технологическая база совершенствуется, и сейчас она готова к проведению более таргетированных кампаний. С этой точки зрения общий уровень отрасли вырос.

E-com и ретейл в этом году стали главными рекламодателями на ТВ. С чем это связано? Какое развитие эта тенденция получит в 2023 году?

В этом году серьезно изменилась структура рекламодателей. Ретейл и маркетплейсы, которые всегда были довольно заметными игроками на рынке телерекламы, с уходом традиционных лидеров по рекламным бюджетам, в первую очередь крупных международных FMCG-брендов, поднялись в списке.

Кроме того, конкуренция в e-com очень высока, что заставляет некоторые компании много инвестировать в рекламу, чтобы не потерять долю рынка.

Данные и аналитика: способны ли источники данных игроков e-com + ретейл заместить, хотя бы частично, недоступные иностранные технологии? Какую «дату» от сегмента ждут в 2023 году диджитал-маркетологи и рекламщики?

Здесь стоит разделить два вопроса, потому что есть данные, а есть технологии. И технологии сейчас замещаются, но еще многое предстоит сделать в этом направлении. Например, технологии персонализации достаточно замещены, чтобы утверждать, что эффективность площадок сохранилась на прежнем уровне.

Данные — это новое золото с точки зрения той самой персонализации, к которой все мы стремимся. Все игроки начинают это понимать и постепенно закрывают каналы доступа к своим данным для третьих сторон. Очевидно, что у маркетологов будет с этим проблема, а какое найдется решение — увидим.

Modern customer journey map — какие инсайты мы увидим в потребительском поведении в 2023?

Представляется, что сама по себе customer journey map принципиально меняться не будет — скорее, потребитель меняется. Для него стал намного более важным фактор цены. Еще он готов к тому, что за это «дешевле» он будет получать чуть меньше. Поэтому e-com-игроки будут уделять больше внимания юнит-экономике. Мы уже видим, как некоторые из них вводят увеличенные сроки доставки, платную доставку для некоторых заказов, меняют программы лояльности, чтобы удешевить конечное предложение для клиента. Я верю в такой сценарий.

Сегодня уже невозможно отделить e-com от ретейла и не вполне корректно называть игроков только маркетплейсами или определять их в сегмент «цифровой торговли». Давайте придумаем, как коротко и емко назвать медиаканал, означающий плотную синергию «e-com + ретейл».

Придумывать ничего не нужно, все уже придумано до нас: есть «омниканальность». Хотим мы того или нет, это уже общеупотребительный термин.

Евгений Николаев
директор по продажам и маркетингу в электронной коммерции
«Магнит»

Итоги года в других сегментах

Digital изменился, но насколько долгосрочными будут эти изменения? Что ждать отрасли от будущего и как к нему подготовиться? Подводим итоги 2022 года в индустрии интернет-рекламы вместе с экспертами отрасли и icontext.
Индустрия performance находится в фазе активной перестройки. Прошедший год изменил вектор, но не остановил прогресс. Подводим итоги 2022 года и просчитываем сценарии будущего вместе с Kokoc Group и экспертами рынка.
Как спорт выживал в «цифре» и удалось ли брендам вернуться в игру после такой большой паузы? Итоги 2022 года глазами брендов и команды «Лиги Ставок».
До 2022 года об использовании или разработке MarTech (в той или иной степени) заявлял практически любой бренд и агентство. 2022-й стал неким водоразделом, четко определившим те компании, которые фокусируются на развитии технологий и не видят без них свое дальнейшее развитие. Подводим итоги года вместе с лидерами отрасли и Deltaplan Group.
В проекте «Разговоры 2022» редакция AdIndex вместе с топ-менеджерами рекламной и IT-индустрии, а также главами маркетинга крупнейших рекламодателей подвели итоги года, от которого начнет отсчет новая история российского маркетинга. Люди, определяющие развитие рынка, поделились своей аналитикой 2022 года и рассказали, что будет в фокусе их внимания в 2023 году
В 2022 году законодательство о рекламе начало серьезную трансформацию — государство обязало индустрию регистрировать всю интернет-рекламу. Вопреки опасениям, новые нормы не разрушили цифровой рынок, но серьезным образом его изменили. Как учет интернет-рекламы уже сказался на рынке и к чему еще приготовиться игрокам — рассказали представители рекламных агентств, брендов и отраслевых организаций, участвующие в обсуждении актуализации ФЗ «О рекламе»
Отечественные платформы столкнулись с небывалым вызовом после ухода с рынка большинства зарубежных конкурентов. Настоящее и будущее индустрии AdTech глазами экспертов рынка в нашем совместном проекте с рекламной платформой «МТС Маркетолог».
В 2022 году многие бренды претерпели трансформацию. Некоторые компании полностью ушли с рынка, другие продолжили работу в обновленном формате. Изменился и маркетинг. В основе эффективности сегодня лежит достижение максимально быстрых результатов. Каким был 2022 год и каким будет 2023 — обсуждаем вместе с рынком и E+ Awards.
SEO
Поисковая оптимизация остается актуальной в любое время. В 2022 году ее роль только возросла. При этом индустрия не стоит на месте, появляются новые технологии и решения для развития. Подводим итоги на рынке SEO и лидогенерации вместе с агентством Demis Group.
Мир на пороге новых открытий. Российский рекламный рынок так точно. Произошедшие в 2022 году события заблокировали много возможностей для построения бизнеса в интернете. Однако в то же самое время появились и новые точки роста. Где рекламному бизнесу найти успешное завтра — отвечаем в совместном проекте с лидерами рынка и Digital Alliance.
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.