E-commerce и ретейл в этом году начали играть принципиально новую роль на российском рынке рекламы — этот сегмент стал крупнейшим рекламодателем на ТВ, а также изменил цифровой ландшафт, предложив брендам диджитал-инвентарь взамен ушедших площадок. Какое развитие эти тенденции получат в 2023 году — в ответах крупнейших игроков рынка
В нашей стране наблюдается экстремальный рост доли e-com (и основная доля — это маркетплейсы), за счет чего площадки могут озвучивать любые требования к производителям и те условия, которые будут выгодны только маркетплейсам. В результате все их рекламные активности направлены на привлечение трафика на платформу, а у кого именно будет совершена покупка — значения не имеет.
Ретейл же сейчас, чтобы сохранить свою конкурентоспособность, предлагает разнообразный объем поддержки для производителей и объем услуг для конечного покупателя. Кобрендинговые рекламные кампании, поддержки за счет личных инструментов ретейла, использование программ лояльности и доступных баз данных, инструменты могут быть самыми разнообразными, но цель одна — увеличить трафик и продажи. Плюс ретейл уже не ограничивается офлайном, многие игроки начали пробовать инструменты онлайн-торговли, что дает им дополнительное преимущество. Несмотря на изменяющуюся культуру потребления, все равно остаются люди, предпочитающие вживую посмотреть на товар.
Основные стопперы во многом свойственны рынку рекламы в целом. Высокий конкурентный клаттер, зачастую товары из предложения отличаются только ценой. Недоверие потребителя к рекламным сообщениям, так как они заведомо ожидают, что им будут продавать. Потребительское непостоянство: сейчас уже нет лояльности в привычном ее понимании, мы находимся в постоянной борьбе за каждого покупателя, потому клиенты ждут каких-то специальных условий, скидок, дополнительных сервисов или других бонусов. Для меня существует только один драйвер, но его вес самый большой. Это базы данных с историей покупок и потребительского поведения. Сейчас наши знания — это главная ценность. Благодаря им мы можем создавать абсолютно уникальные продукты, нацеленные на каждого уникального пользователя. В целом данных достаточно, чтобы построить CJM по каждому покупателю; вопрос в том, чтобы у нас были технологии, позволяющие использовать эту аналитику.
Сейчас мы переживаем беспрецедентные события: мы в один миг лишились части привычных нам диджитал-инструментов, что вызвало инфляцию и дефицит инвентаря. Также мы лишились большого пласта крупных производителей товаров. Многие из них были основными рекламодателями, и с их уходом образовалась вакантная ниша, которую сейчас оперативно пытаются занять местные бренды, а так как e-com и ретейл занимают большую долю рекламного рынка, то создается тенденция. Думаю, что в следующем году эта тенденция продолжится.
Думаю, что да. Но не в ближайшее время. В целом биг дата у нас развивается уже давно, и мы можем ожидать, что в обозримом будущем база будет включать в себя симбиоз информации о потребительском поведении, медиапотреблении и даже сможет предвосхищать спрос. Но с точки зрен7ия ухода иностранных технологий, мы на своей стороне сейчас испытываем сложности не столько с данными, сколько с инвентарем, на котором эти данные можно эффективно применять. И мы скорее ждем достойной замены в этой области.
Основной инсайд — вторичное использование, это может быть и апсайклинг, и покупки на ресейл-платформах. Также можно выделить конкуренцию e-com и ретейла с байерами и логистическими организациями, которые предлагают различные услуги по привозу товаров (санкционных и нет) из-за границы. Спрос на услуги по обходу санкций есть, и он огромный, потому я думаю, что в этой области появится еще много стартапов, дающих возможность конечному потребителю решить вопрос с уходом международных брендов.
Новая реальность.