Егор Бормусов
Итоги года 2023. Агентский сервис
-
Как новые крупнейшие рекламодатели изменили правила игры и бизнес-процессы в индустрии и в чем эти правила выражались?
-
Ландшафт изменился таким образом, что ушли зарубежные игроки. Но крупнейшие российские рекламодатели остались, и это не какие-то новые названия. «Сбер», «Яндекс», Ozon, «Тинькофф» — все эти бренды давно уже в топе рекламодателей. Но правила игры меняет индустрия, которая постоянно эволюционирует. И эволюционирует она, отталкиваясь от тех задач, которые рекламодатели ставят перед агентствами, и от тех решений, которые эти агентства предлагают.
-
Закончен ли передел рекламного рынка? Продолжится ли тренд на покупку, консолидацию и поглощение? И какие союзы и бизнес-сделки вы можете спрогнозировать?
-
Здесь можно отметить ярко выраженный тренд на консолидацию на рынке наружной рекламы, и, по моим прогнозам, он будет держаться в следующем году. Что касается диджитал, то здесь после событий прошлого года у нас есть такие крупные поставщики, как VK и, к примеру, «Яндекс». Я думаю, что у экосистемных игроков рынка сохранится тенденция на покупку программатик-поставщиков и поставщиков различных data-решений. И это будет интересно в первую очередь банковским компаниям, телеком-, IT-брендам.
-
Рынок в 2023 году укрепился игроками с разными уникальными торговыми преимуществами. Кто главный конкурент(ы) агентского бизнеса в РФ сегодня?
-
В принципе, можно обозначить работу компаний in house как потенциальную угрозу и конкурента агентской деятельности. Но на сегодняшний момент мы не видим массового распространения практики такой замены среди крупнейших рекламодателей на российском рынке. И вряд ли в ближайшие 3–5 лет это случится. Поэтому, думаю, агентский бизнес продолжит существовать. Но ключевой вызов для агентств — это сжатие рынка. Мы видим, что бюджеты рекламной индустрии восстанавливаются и даже хорошо растут, но количество клиентов в штуках все же сокращается. Массовый уход зарубежных рекламодателей до сих пор заметен, поэтому нужно учитывать довольно высокую конкуренцию и гонку за крупнейшими клиентами.