Медиа
 

Представители медиа рассказали о важнейших событиях 2021 года, новых точках роста и невозврата и поделились ожиданиями от грядущего года

Вопрос 1
Как заканчивается год для индустрии медиа в России? Назовите события, которые стали ключевыми в 2021 году
Юлия Шимарская

ФГБУ «Редакция Российской газеты»

Можно без преувеличения сказать, что прошедшие два года перевернули сознание людей во всем мире. У нас не было плана действий в подобной ситуации. Медиа, по своей сути, — это команды быстрого реагирования, и у нас нет времени раскачиваться. Мы там, где это удобно нашему читателю. В ответ получаем рост лояльности аудитории, поскольку остаемся верны себе: отдаем то, что выверено, экспертно, актуально, значимо.
Светлана Зыкова

RB.RU

Год заканчивается в борьбе за читателя с новыми платформами, неопределенности в отношениях с регуляторами и переосмыслении работы с рекламодателями. «Традиционным» медиа больше оставаться невозможно, для успешной работы требуются гибкость, предугадывание трендов (а не просто адаптация к уже набравшим популярность форматам) и персональные предложения для партнеров.

Павел Власов-Мрдуляш

Е-генератор

Год заканчивается терпимо. Выделю два события: во-первых, произошла адаптация рынка к новой реальности, прежде всего — к обновленным условиям на рекламном рынке и доминирующей удаленке. Процессы перестроены, бизнес-модели скорректированы. Во-вторых, массовое признание СМИ, созданных и принадлежащих россиянам, и даже конкретных русских журналистов т. н. «иноагентами», а некоторых проектов и нежелательными организациями. Поляризация общественно-политического спектра добралась и до медиарынка.
Иван Макаров

РБК

К концу года резко поменялись привычные каналы привлечения трафика, которые доминировали последние 4–5 лет. Особенно на платформе «Яндекса». События сложно выделить, у каждого свой информационный пузырь. С моей точки зрения, наверное, это внедрение дайджестов в «Яндекс.Новостях».

Руслан Новиков

ИД «Аргументы и факты»

С одной стороны, в этом году все неплохо: восстанавливается рекламный рынок, показатели динамики аудитории, на высоте востребованность печатных СМИ. Но есть и неоднозначные вещи, связанные с пандемией и продолжающие влиять на нас. Любые ограничительные меры бьют по печатным СМИ. Потому что это сказывается на возможности покупать издания в рознице. Как только печатная пресса оказывается менее доступной, сразу же меняется и поведение рекламодателей, которые на время ограничений приостанавливают размещения на этих площадках. «АиФ» еженедельное издание, поэтому, например, ограничения сроком на две недели для нас очень чувствительны с точки зрения рекламных размещений и продажи тиража в этот период.

На покупательскую способность серьезно влияет и рост цен на товары массового спроса и продукты питания. В этих условиях людям приходится выбирать, что купить, а от чего отказаться, и выбор не в пользу газет и журналов.

Также продолжается удорожание производства печатных изданий и их себестоимости.

Что касается ключевых событий, то для «АиФ» это прошедшие осенью выборы в Государственную Думу. А также события, связанные с продолжающейся пандемией, вакцинацией, ограничительными мерами.
Андрей Цыпер

Rambler&Co

Аудиторные показатели наших активов говорят о том, что для российских медиа год заканчивается хорошо: удалось и сохранить, и даже где-то приумножить результаты. Конечно, если сравнивать с аномальным 2020 годом, когда вся Россия сидела по домам и следила за новостями в онлайне, 2021-й оказался сложнее из-за необходимости удержания аудитории, полученной во время пандемии, но большинству наших изданий удалось успешно с этим справиться.
Надя Папудогло

интернет-издание об образовании и воспитании детей «Мел»

Год заканчивается обычно, то есть все пытаются все успеть. Из ключевых проблем цифровых медиа на поверхности очередная проблема с исчерпываемостью трафика (волатильность агрегаторного трафика, непоследовательная политика площадок), необходимость большего перевода контента в мультиформаты и мультиформатную дистрибуцию, что влечет за собой и частично смену паттернов продаж, характерных для сегмента. Внешний фактор — нестабильность медиа с политической точки зрения, изменения в законодательстве — это тоже не сделало год оптимистичным.
Владимир Шведов

«Такие дела»

Год заканчивается для медиа довольно тяжело. Причин много.

Во-первых, нестабильная ситуация с дистрибуцией — алгоритмы соцсетей и агрегаторов постоянно меняются. Про Facebook давно ничего хорошего говорить не хочется, а «Яндекс.Дзен» с его постоянными экспериментами и своеобразным подходом к клиентской поддержке сегодня я тоже не готов назвать надежным инструментом.

Во-вторых, новые волны пандемии и коронавирусные ограничения. Полноценное планирование в этих условиях затруднено. Помимо очевидных сложностей есть и другие — например, герои отказываются от личных встреч, с медицинскими учреждениями и чиновниками общаться стало сложнее. Еще важное — специфические перекосы в интересах аудитории: то все хотят читать о ковиде, прививках и на сопутствующие темы, то, напротив, виден заметный спад вовлеченности и усталость от повестки.

Третье — но едва ли не ключевое по важности — резкое возросшее давление на независимые медиа. Даже если оно не касалось вашего издания и ваших журналистов, общий тревожный и депрессивный фон бьет по работоспособности и мотивации команды. В конце концов включается самоцензура. Важно находить баланс между здравым смыслом, чувством сохранения и редакционными ценностями, стандартами объективной журналистики.

Всеволод Пуля

Russia Beyond

В целом все можно описать двумя словами: максимальная неопределенность.

Не то чтобы раньше была кристальная ясность, но в этом году сложились сразу много факторов:

  • последствия пандемии и локдаунов, повлиявших на рекламодателей и медиапотребление;
  • усиление госрегулирования;
  • противостояние больших платформ и государств, в котором медиа часто оказываются крайними.

Все застыли в ожидании какой-то точки в ковидной истории, которая как будто должна подарить определенность во всем остальном. Но этого, к сожалению, не случится. Ни определенности не прибавится, ни точка вряд ли будет поставлена в ближайшее время.

Екатерина Кинякина

Inc. Russia

В этом году мы все следили за признанием большого числа СМИ иноагентами. Это очень тревожно. Боюсь, что тут нечего добавить.
Олеся Носова

KP.RU

Для «Комсомольской правды» — это блокировка нашего белорусского сайта KP.BY и, по сути, потеря бизнеса в Беларуси. Мы расформировали нашу редакцию в Минске. И делаем все для того, чтобы наш корреспондент Геннадий Можейко вышел на волю.
Маша Пчелкина

«Лайфхакер»

На самом деле, все не так плохо. Рекламный рынок вырос, это дает надежду на интересный 2022-й. Коронавирусная повестка потихоньку отступает, это видно и по топовым сегментам рекламодателей, и по количеству упоминаний. Продолжает расти формат подкастов, и те медиа, которые успели запрыгнуть в вагон, уже получают с этого свои дивиденды. Из ключевых событий я бы отметила запуск рекламы в Telegram, сделку и ребрендинг VK и начало трансформации Facebook в Meta. Все это не напрямую, но довольно сильно повлияет на рынок, причем в ближайшем будущем. Еще одно интересное наблюдение, которое нельзя не отметить, — бурный рост коротких видео и превращение всех социальных сетей в TikTok. Instagram, VK и «Дзен» уже сделали ставку на этот формат. Остальные вряд ли задержатся.
Дарья Зенкина

Pikabu

Пикабу — UGC-платформа, поэтому мы стоим немного в сторонке от медиа. Лично для нас год был удачным. Мы на себе ощутили, как у рекламодателей вырос интерес к интерактивным механикам и играм: +30% в сравнении с 2020-м. Если раньше в тренде была классическая нативная реклама, статьи и карточки, то в этом году рекламодатели наконец рассмотрели спецпроекты. Хорошо продуманные игры могут не только эффективно работать на охват и имидж, но и отлично перформить.

Выросло и качество проектов. Например, мы стали делать «музыкальные» игры со звуком. Это тоже влияет на вовлечение пользователей — все как в больших полноценных играх! Также заметили, что как наши пользователи, так и сами рекламодатели любят поностальгировать. Мы выпустили пару проектов с отсылкой к древним сайтам и олдскульной ОС Windows. Пользователи активно взаимодействовали с такими проектами, параллельно изучая рекламируемые продукты, и охотно делились ими с друзьями. А клиенты, в свою очередь, получили хорошие конверсии и красивую ламповую механику.

Анна Иванова

Rambler&Co

Несмотря на пандемию, считаю, что 2021 год для медийного сегмента — год новых возможностей и новых решений. Самый актуальным и важным является появление новых точек входа для потребления медийного контента. Это год, который открывает двери для бренд-маркетинга, новых коллабораций, новой выручки и инновационного подхода к производству и трансляции контента в медиа. Ключевых событий два: запуск агрегатора медийного контента в цифровой экосистеме «Сбера» и изменение политики по отношению к медиа «Яндекса» в целом и платформы «Дзен» в частности. Эти события приведут к полной трансформации сегмента в будущем году.

Вопрос 2
Что станет главным трендом в дистрибуции контента в следующем году?
Юлия Шимарская

ФГБУ «Редакция Российской газеты»

Умение слышать читателя, знать то, что важно ему, и дальше меняться вместе и пробовать новые форматы. Пандемия просто ускорила этот процесс. Например, аудитория сайта rg.ru за 21-й год преодолела отметку в 45 млн пользователей.

Экосистема эволюционирует, развитие продолжается. Чем больше кликбейтного контента будут производить агрегаторы, тем выше будет спрос на качественное слово, где «РГ» и остается.

Светлана Зыкова

RB.RU

Использование видео для анонсов даже текстовых материалов, разделение аудиторий производителей контента в разных каналах (производители везде будут представлять контент по-разному, если еще этого не делали), выделение дистрибуции контента как отдельного направления в работе.

Павел Власов-Мрдуляш

Е-генератор

Любовь по принуждению с платформами. В 2021 году наши издатели в очередной раз увидели, как интернет-гигант способен одним махом отрубить значимую часть трафика, совершив резкий пивот своего медиасервиса. Но деваться российским СМИ некуда — рекламная модель по-прежнему является основной и подчас единственной, а она невозможна без тесных отношений с платформами. Таковы суровые законы рынка. 

По форматам: будет больше видео, коротких и разных, интервью и не очень. Видеопотребление информационного контента далеко от насыщения. 

Иван Макаров

РБК

Платформы настолько задавили издателей, что, кажется, главным трендом станет война платформ и издателей качественного контента. Это бушует в отдельных странах, а у нас пока не выходит за рамки кулуарных разговоров. Жду всплеска публичных заявлений и резких действий.

Руслан Новиков

ИД «Аргументы и факты»

Наравне с оперативностью и тщательным фактчекингом (эти тренды были, но стали еще суровее), возможно, мы будем видеть широкий спектр и разнонаправленность в потреблении контента: от коротких видео и подкастов до больших серьезных материалов. В перегруженном инфополе все более востребованным стал аналитический контент. Мы подтверждаем этот тренд и готовы к развитию этого направления. Также увеличился объем и усилилась роль регионального и локального контента.

Андрей Цыпер

Rambler&Co

Продолжится развитие рекомендательных систем и персонализация контента — неотъемлемой частью медиа становятся технологии, искусственный интеллект, нейросети. Произойдет усиление роли онлайн-кинотеатров и их развитие в дистрибьютора не только развлекательного контента, но и документального. Традиционные СМИ наконец-то прекратили игнорировать соцсети как полноценную площадку для своего присутствия. Мы продолжаем активно в это инвестировать.

Надя Папудогло

интернет-издание об образовании и воспитании детей «Мел»

Как раз максимум концентрации на создании моделей дистрибуции, которые помогут избегать волатильности на длинных интервалах. Многие коллеги уже открыто говорят, что будут изменять распределение каналов, например, в пользу поиска, и отход от классической агрегаторной системы.

Владимир Шведов

«Такие дела»

Я думаю, предугадывать тренды — дело не самое благодарное, но зафиксирую свои ощущения. Как мне кажется, должно усилиться дальнейшее движение в сторону мультиформатности — когда в редакции занимаются темой не как текстом и его дальнейшей переупаковкой, а изначально ведут работу сразу в нескольких параллельных продуктах. Продолжится «окукливание» аудитории на площадках, в которых они потребляют контент, и все меньше будет смысла уводить людей куда-то на сайт, если это не эсклюзивный, из ряда вон важный материал. Вообще, как я вижу, по-прежнему будут меньше и меньше читать большие тексты — они буквально станут штучным товаром для ценителей, когда можно будет открыть условный сайт премии «Редколлегия» и прочитать вообще все важное, что успело выйти за последние недели.

Всеволод Пуля

Russia Beyond

От алгоритмов никуда не деться, они останутся самым важным трендом, который навязывается со стороны бигтеха: социальных сетей и поисковых систем. Массовая аудитория продолжит полагаться на рекомендательные алгоритмы больших платформ и не думать о соблюдении медиадиеты.

С другой стороны, продолжит развиваться не такой сильный, но заметный антитренд внутри относительно небольшой, но качественной аудитории. Она не будет слепо полагаться на алгоритмы, а станет сама формировать свое медиапотребление: пользоваться «Телеграмом», подписываться на email-рассылки.

Создателям контента нужно будет удовлетворять оба запроса: и делать контент «для алгоритмов» и что-то персонализированное и отфильтрованное для тех, кто их не приемлет.

Екатерина Кинякина

Inc. Russia

Я не знаю, какие новые тренды появятся в следующем году, — тренды возникают каждый день, но лишь часть становится востребованной. Но я могу сказать, что, как мне кажется, будет с существующими трендами. Нам всем очень скоро надоест читать авторские телеграм-каналы и смеяться над однотипными мемами. Повторить успех SRSLY без инноваций никому не удастся.

Олеся Носова

KP.RU

Очевидно, что нас ждет еще бОльшая диверсификация. Уже сейчас более 50 процентов контента «Комсомольской правды» потребляется вне сайта KP.RU. И мы смотрим на это совершенно спокойно, так как научились его монетизировать.

Сейчас у нас происходит осознание, что «Яндекс.Дзен» больше не будет раздавать трафик СМИ. Это площадка стала самодостаточной блог-платформой. Расстраиваемся ли мы? Конечно. Но нам надо принять новые обстоятельства, найти нашу аудиторию внутри вселенной «Дзен» и научиться извлекать прибыль.

Маша Пчелкина

«Лайфхакер»

Ставлю на то, что главным трендом станет персонализация контента и умение работать с аудиторией. 

Дарья Зенкина

Pikabu

Глобально ничего не изменится. Главный и важный тренд, который прослеживается последние годы, — персонализация контента как под пользователей, так и под конкретные площадки дистрибуции. Если смотреть на что-то менее основополагающее, то, как показывает успешный кейс тиктока, внимание инстаграма к рилсам и многое другое, — доля коротких видео и вовлечение по ним продолжит расти. Причем дело не только в самом видеоконтенте, но и во времени его потребления на единицу контента. Поэтому короткие тексты с выжимкой сути уже сейчас заходят лучше развернутых лонгридов.

Анна Иванова

Rambler&Co

Создание новых форм и новых возможностей за счет прихода в медийных сектор крупных экосистем: банков и телекома. Одним из главных трендов будет создание новых каналов дистрибуции самими медиа. Гонку выиграют те, кто сможет придумывать новые околомедийные продукты и коллаборации и дистрибутировать контент по-новому.

Вопрос 3
Какие законодательные инициативы и как изменят индустрию медиа в России?
Павел Власов-Мрдуляш

Е-генератор

Поляризация, о которой сказал выше, ни разу ничем хорошим в России не заканчивалась. А случалась уже не раз, исторические параллели очевидны. Все мы видим, что происходит в Белоруссии, — надеюсь, до таких изменений не докатимся.

Иван Макаров

РБК

Эти законы действительно очень сильно меняют ландшафт, но я бы не на самих законах акцентировал внимание, а на их реализации. Многие издатели не до конца понимают, что можно, что нельзя, как интерпретировать тот или иной пункт. Все очень размыто, и многое не имеет смысла.

Андрей Цыпер

Rambler&Co

Не сказать, что изменят, но немного повлияют: законопроект о едином измерителе аудитории в интернете, закон о единой системе учета рекламы в интернете и закон о приземлении иностранных ИТ-компаний. Кроме того, в уходящем году значительное внимание уделялось законодательству в сфере fake news — все принятые меры крайне важны в текущих условиях.

Надя Папудогло

интернет-издание об образовании и воспитании детей «Мел»

Прогнозировать законотворчество — очень неблагодарное дело, пример 2021 года хорошо нас этому научил. И очень не хочется прогнозировать в формате «что будет, если закроют это или то», а, к сожалению, думать о глобальном улучшении для медиа вряд ли приходится.

Владимир Шведов

«Такие дела»

Законодательные инициативы и так весь год меняют индустрию медиа в России, радикализуя ее и разводя по разным полюсам — на одном госмедиа, на другом — проекты, принципиально избегающие острой повестки. И где-то сбоку мечутся те самые заклейменные врагами редакции, все более ожесточающиеся. Мне это все совершенно не нравится, но общая логика такова, и дело не только в законодательстве об иностранных агентах — сюда же и ограничения того, как можно писать об армии и силовых структурах, законодательство о фейковой информации, тотальная зачистка любой альтернативной информации по теме ковида, и наконец, всеми любимый Роскомнадзор, который сейчас заглядывает с претензиями уже за все подряд, включая вполне бытовые сюжеты.

Екатерина Кинякина

Inc. Russia

Иноагентами в этом году стала лишь небольшая часть медиа, но негативные последствия от этого почувствовали абсолютно все. Инвестировать в СМИ в России не сулило сверхприбыли, однако теперь стало абсолютно неперспективно. Без инвестиций рынок не будет развиваться. Вопрос лишь в том, насколько быстро он деградирует.

Олеся Носова

KP.RU

Закон об иноагентах в текущем виде достаточно пугающ. Очень ждем его изменений.

Маша Пчелкина

«Лайфхакер»

Закон об иноагентах уже изменил индустрию медиа. Как и некоторые другие законы, он, вместо того чтобы выполнять основные функции — охранительную и регулятивную, имеет карательный характер. Результат несложно увидеть на одном из самых ярких примеров: в октябре «Лайфхакер» проводил четвертое ежегодное исследование нативной рекламы в России. В нашей выборке из 35 медиа есть издание Meduza, объявленное иноагентом в мае 2021 года. Количество партнерских размещений у них сократилось на 73,5% по сравнению с прошлым годом. Что здесь еще скажешь. 

В том же исследовании мы не в первый раз видим медиа, которые размещают партнерские материалы, не размечая их плашками. И тут маятник качнулся в позитивную сторону. Благодаря поправкам к закону «О рекламе» статус нативных размещений определен. Больше никакой «скрытой рекламы», замаскированной под редакционный контент. С 1 сентября 2022 года все партнерские материалы должны сопровождаться пометкой «реклама» и указанием рекламодателя либо ссылкой на сайт с информацией о нем. Представляя издание, пропагандирующее здоровое отношение к рекламе, я вижу в этом большую победу для всей индустрии.

Анна Иванова

Rambler&Co

Изменение закона о рекламе может изменить правила игры в медийном сегменте. Однако глобальных изменений, связанных с производством или дистрибуцией контента, в ближайший год в разрезе новых законов не предполагается.

Вопрос 4
Медиа и блогеры — чем закончится это противостояние в уме читателей и в кошельках рекламодателей?
Светлана Зыкова

RB.RU

Коллаборациями между медиа и блогерами! Медиа все больше будут использовать «блогерские» методы производства и продвижения контента, но личная привязанность аудитории к конкретным блогерам будет сохраняться — и это повлияет на рост продаж блогерских продуктов.

Павел Власов-Мрдуляш

Е-генератор

Совместным сосуществованием в — пардон за пару заезженных словечек — экосистеме медиапотребления. Как у зверей в образцовом лесу: конкуренция и борьба есть, окончательной и бесповоротной победы одного вида нет. Ну или как у народов на Земле.

Замечу, что идет борьба еще и за потихоньку пустеющие кошельки читателей. Издателям любого типа не стоит пренебрегать этой возможностью. 

Иван Макаров

РБК

Это довольно искусственное противостояние. Единственно, что раздражает издателей, — что их деятельность регламентируется со всех сторон, а блогеров нет. Но если рассуждать с точки денег, то я вижу массу интересных проектов, которые основаны на коллаборации блогеров и медиа.

Руслан Новиков

ИД «Аргументы и факты»

Я бы не сказал, что противостояние было, и, соответственно, не скажу, что оно будет. Если и было, то только с точки зрения маркетинга.

Самые крупные блогеры так или иначе становятся медиа. С редакцией, штатом сотрудников. Вероятно, им не нужно получать свидетельство о регистрации СМИ и вступать на это регламентированное поле. Тем не менее это уже не один человек-блогер, а команда, делающая медиа.

У каждого своя ниша. Узкоспециализированный и компетентный в отдельной сфере блогер и федеральное СМИ для запроса и интереса каждой аудиторной группы будет важным или неважным в чем-то своем. Рекламодатель в поиске своего потребителя также пойдет к нужной аудитории. Но с точки зрения аналитики, экспертизы, профессионализма журналистов, подхода к фактчекингу и ответственности за публикуемое —СМИ всегда будет выигрывать у блогосферы. Пандемия показала, что массовая аудитория в сложные, непонятные, важные для собственной жизни и здоровья времена будет выбирать достоверные, профессиональные источники информации. 

Андрей Цыпер

Rambler&Co

Противостояние не закончится: развитие блогосферы уже стимулирует медиа вкладываться в развитие новых форматов контента. Среди наших ключевых преимуществ — достоверность и оперативность информации, а также предложение конкретного таргета, в то время как у блогеров аудитория размыта. К тому же медийные ресурсы сами создают свой инструментарий в ответ на запрос пользователя и рекламодателей, а блогеры используют чужую платформу. Тем не менее аудитория сама решает, где потреблять контент.

Надя Папудогло

интернет-издание об образовании и воспитании детей «Мел»

Мне кажется, судя по примерам крупных рекламных кампаний этого года, что во взаимодействии с крупными брендами мы уже достигли какого-то здорового равновесия, важно лишь то, чтобы медиа могли предложить рекламодателю что-то больше, чем нативная статья (я уж не говорю про публикацию пресс-релиза).

Владимир Шведов

«Такие дела»

Думаю, этот конфликт уже устарел. Сейчас принципиальное деление не в том, персональный это проект или медиа с собственным брендом, а то, как работает эта структура, какие у нее стандарты, на что она ориентируется, какие ее ценности и приоритеты. Вполне может быть СМИ, работающее как активистский блог (необязательно это плохо), и персона-блогер, который выступает как полноценная медиаинституция со своей командой профессиональных журналистов. Вы все знаете такие примеры.

Всеволод Пуля

Russia Beyond

Противостояние это вряд ли происходит в умах читателей. Массовому читателю, по большому счету, все равно, что смотреть и читать — блогеров, стриминги, видеоигры, бренд-медиа или заслуженную газету с 200-летней историей.

С кошельками рекламодателей сложнее. Кошельки за последнее время не стали толще, поэтому все смотрят на цифры и ждут гарантий. И тут кто сможет чем-то перешибить низкие ставки и таргетинг в рекламных кабинетах площадок — тот и победит. Этим чем-то может стать неожиданный формат, скрупулезно подобранная аудитория или хайповое имя.

Екатерина Кинякина

Inc. Russia

Вопрос в продукте и в аудитории, на которую он рассчитан. А еще в задачах компании. Если задача — узнаваемость для конечного потребителя, то «ТикТок» — это новый сорт ТВ-рекламы в прайм-тайм. Однако если нужно прорекламировать что-то посложнее шампуня для волос, компании все равно пойдут с этим предложением в СМИ, а не к блогерам.

Олеся Носова

KP.RU

Думаю, это противостояние никогда не закончится. Блогерский труд очень тяжелый. Невозможно остановиться, отдохнуть, заболеть. Если ты запнулся с контентом — сразу начинаешь терять охваты и аудиторию. Люди быстро выгорают. Может, поэтому многие рекламодатели отмечают, что с блогерами работать нервно.

У СМИ маневр шире, мы можем наладить бесперебойную производственную цепочку, более устойчивы в аудитории, надежны и т. д. Но нам надо учиться быть более поворотливыми.

Поэтому все будет решать аудитория и контент — качественный, уместный, адекватный, современный.

Маша Пчелкина

«Лайфхакер»

Выживут те, кто делает качественный контент — не важно, блогер это или медиа. В интернете терабайты непроверенной информации: яблоки улучшают память, рак можно вылечить содой, один бокал вина в день полезен для здоровья — все это пишут и блогеры, и наши коллеги из медиа, и читают миллионы людей. Хотя если хотя бы немного покопаться в источниках, то ни одно из трех этих утверждений не подтвердится. На таком контенте можно показывать быстрый рост, но нельзя играть вдолгую. Это партия до первого разоблачения. А если медиа или блогер хочет зарабатывать, аудитория должна ему доверять. Поэтому в итоге и в умах читателей, и в кошельках рекламодателей выиграет тот, у кого фактчекинг четче, а подача — ярче и понятнее. 

Дарья Зенкина

Pikabu

Если оглянуться на прошлые годы, то действительно можно подумать, что между медиа и блогерами идет ожесточенная борьба за звенящие монеты рекламодателей. Но рынок развивается, и воевать становится невыгодно: выгодно сотрудничать. В 2021 году можно было наблюдать интересные совместные коллаборации инфлюенсеров и рекламных площадок. Мы тоже решили не отставать от тренда: в рамках спецпроекта для нашумевшего в «семейных кругах» фильма «Форсаж 9» посотрудничали с Вином Дизелем, который в видеоформате ответил на остроумные вопросы пикабушников. Мы планируем дальше пробовать коллабы, чтобы с их помощью привлечь к спецпроектам больший интерес и лояльность пользователей. 

Анна Иванова

Rambler&Co

На сегодняшний день конкуренция за внимание читателя между блогерами и медиа будет только усиливаться, особенно у молодого поколения. Во многом в эпоху агрегаторов читатель не идентифицирует конкретное медиа, при этом культивирует личность и запоминает конкретных блогеров. Это приведет к усилению продуктового маркетинга и бренд-маркетинга в медиа и к появлению новых околомедийных продуктов. Рекламодатель будет оставаться с теми блогерами и с теми медиа, которые обеспечат более конкретные и прозрачные конверсионные модели, отдавая предпочтение не блогерам или медиа, а качеству запускаемых продуктов.

Юлия Шимарская

ФГБУ «Редакция Российской газеты»

Новостные агрегаторы и социальные платформы для нас в первую очередь — это каналы дистрибуции. С каждым годом платформы дают новые возможности, инструменты для работы и взаимодействия с аудиторией, для распространения контента.

Но при этом сегодня площадки заинтересованы прежде всего в монетизации собственных ресурсов. Рассчитывать на вирусные охваты и трафик, которые были несколько лет назад в том же Facebook, VK или «Я. Дзен», уже не приходится. Если ты хочешь, чтобы твой контент увидели, — придется заплатить не только за создание контента, но и за его дистрибуцию на площадке.

Вопрос 5
Как сейчас развиваются отношения с новостными агрегаторами и социальными платформами? Изменили ли что-то глобальные инициативы Цукерберга и Google?
Светлана Зыкова

RB.RU

Агрегаторы и социальные сети всегда следовали в первую очередь собственным интересам — даже если иногда казалось, что это не так. В тяжелом положении окажутся медиа, которые привыкли к «бесплатному» трафику из «Дзена» или Facebook: для площадок становится все более важным сохранять и развлекать аудиторию внутри и не предлагать простых переходов на сторонние сайты. Уже в этом году мы увидели снижение переходов из соцсетей и агрегаторов, при этом площадки поддерживают производителей контента для своей аудитории и в нужном для себя формате. Всем медиа стоит иметь это в виду.

Павел Власов-Мрдуляш

Е-генератор

Платформы бывают разные. Независимые нишевые сервисы часто готовы к долгосрочному win-win-партнерству с медиа. Инициативы же глобальных и локальных интернет-гигантов всегда направлены на одно — завоевание доверия общества и контрагентов с целью получения стратегических преимуществ для дальнейшего развития. О морали, поверьте, речь идет только на словах. Тактически издатели могут выиграть от внезапных щедрот, и слава богу, но вдолгую крупнейшие платформы, как и любой бизнес, все равно действуют в своих интересах — а существование большого числа экономически независимых СМИ им невыгодно, ведь каждый гигант старается построить собственную замкнутую, простите еще раз, экосистему.

Иван Макаров

РБК

Для России никак. Очень сильно чувствуется разочарование от того, что платформы перестали давать тот объем трафика, что был последние 2 года из-за пандемии.

Руслан Новиков

ИД «Аргументы и факты»

Отношения динамично развиваются. Приоритет издателя — это всегда аудитория. Приоритеты агрегаторов периодически меняются: брать / не брать издательский контент, отдавать / не отдавать трафик издателям и развивать свои платформы. Как и во всем мире, следующий шаг — попытка монетизации издательского контента в соцсетях и у агрегаторов. В данный момент мы ждем изменений.

Андрей Цыпер

Rambler&Co

Мы находимся в диалоге с ними. Безусловно, каждая из сторон отстаивает свои интересы, но я верю, что мы всегда сможем прийти к разумному компромиссу. Традиционным медиа все больше приходится биться за внимание пользователей и с социальными медиа, и с новостными агрегаторами. Но именно конкуренция держит нас в тонусе и заставляет развиваться.

Изменили ли что-то глобальные инициативы Цукерберга и Google?

Для нас на текущий момент — нет.

Надя Папудогло

интернет-издание об образовании и воспитании детей «Мел»

Что точно что-то изменило, так это очередное обновление кора «Гугла» летом 2021 года. По факту мы не видим прямого влияния глобальных инициатив, но мы видим, как быстро должны работать медиа, чтобы откликаться на массу обновлений и возможностей, с которыми мы сталкиваемся в работе с соцсетями и агрегаторами. Это ставит нас вечно в зону риска, потому что, например, для текстовых медиа начинать вкладываться в видеопродакшен ради не всегда прозрачных перспектив (в тех же агрегаторах) — это странное решение, в котором часто не учитываются риски. Но при этом и упускать новые возможности априори по принципу «мы не будем бежать» — тоже ошибка, которую мы видим на примере «ТикТок».

Владимир Шведов

«Такие дела»

Редакции продолжат страдать от идей и подходов, свойственных новостным агрегаторам и социальным платформам. Придется адаптироваться и подстраиваться под непрерывно меняющиеся условия. Наивно думать, что платформам есть какой-то интерес помогать издателям, их главная задача — развивать собственный продукт и удерживать внутри своей экосистемы. Очевидно, в этом противостоянии силы неравны, и даже самые успешные медиаигроки будут вынуждены трансформировать свои материалы и упаковывать их согласно текущим реалиям. В этом, конечно, есть и положительное начало — потому что быть гибким и изменчивым для редакции важно, и то, что вчера работало, завтра будет уже никому не нужно. Но очень хочется, чтобы повсеместного «прогиба» под платформы не происходило, и мы бы не остались один на один с бесконечным потоком «дзеноориентированных» текстов или цветастых карточек для инстаграма.

Всеволод Пуля

Russia Beyond

Идет холодная война. Все хотят остаться при своих, никто не хочет уступить и «пядь земли».

В мире явно идет борьба институциональной журналистики за кусок доходов бигтеха, полученных, в числе прочего, с помощью ее контента. Кейс Австралии показал, что бигтех можно призвать к ответу. Есть такие тенденции и в России, в 2022 году мы увидим много событий, с этим связанных.

Екатерина Кинякина

Inc. Russia

Роль тех или иных платформ, в частности Facebook и Google, в жизни каждого отдельного СМИ довольна разная. Все зависит от модели дистрибуции. Думаю, что самым серьезным ударом для медиа в этом году стало изменение алгоритмов «Яндекс.Дзена». Ъ писал, что доля трафика с «Дзена» для отдельных СМИ снизилась вдвое. Для Inc. трафик из этого канала сократился в 10 раз, однако мы сумели компенсировать это падение за счет других каналов. Так или иначе, благодаря Google мы скорее выиграли, чем проиграли.

Олеся Носова

KP.RU

Стало проще и понятней общаться с «Яндекс.Новостями», мы видим логику в их работе и подстраиваемся под нее. В итоге наши публикации получают все бОльшую аудиторию.

И в то же время мы постоянно попадаем под какие-то ограничения в Фейсбуке. Из-за угроз бана мы вынуждены сильно чистить наш контент. Не удивлюсь, если скоро наша лента в ФБ будет состоять из одних развлекательных роликов.

Vitals-требования Google заставили нас руками перебрать весь фронтенд и существенно облегчить сайт для пользователей. Мы убрали агрессивные форматы рекламы. И это, конечно, благо для конечного пользователя, тем более что мы успешно заместили потери. Хотя, конечно, потеряли немало нервных клеток из-за экстренных переделок.

Маша Пчелкина

«Лайфхакер»

Работать с платформами становится все сложнее: никто не хочет делиться аудиторией, предлагая медиа накачивать контентом собственное сообщество и выращивать экосистему внутри соцсети. Платформы можно понять — у них свои бизнес-интересы. Медиа же, вероятно, в очередной раз придется приспосабливаться и учиться выжимать максимум в тех условиях, в которых мы находимся. 

Мы видим изменения в работе с Facebook. И хоть пока у нас нет оснований говорить, что они произошли из-за новой политики конфиденциальности Apple, однако эти события подозрительно совпали по времени. Не думаю, что это последний «подарок», который мы получим. Так что проще работать, благодаря глобальным инициативам, точно не станет. 

Дарья Зенкина

Pikabu

Каких-то глобальных изменений нами замечено не было, разве что последний апдейт гугла добавил немного трафика из поиска и Google Discover :) В целом кардинальных изменений в отношении с агрегаторами и платформами не было, и, думаю, не предвидится. Коллегам по-прежнему необходим качественный и актуальный контент, а нам — рост аудитории и лояльный трафик. 

Вопрос 6
Какие специалисты нужны медиа сегодня-завтра?
Юлия Шимарская

ФГБУ «Редакция Российской газеты»

Журналист — это, в первую очередь, эксперт, он сам находится в гуще событий и максимально компетентен в своем вопросе. Сегодня он должен знать особенности медиапотребления своей аудитории и прекрасно ориентироваться в том, как работают каналы распространения информации помимо привычных академических.

Доверие аудитории — главная валюта для СМИ. И «РГ» входит в топ самых цитируемых изданий в интернете и социальных медиа.

Готовый контент нужно еще донести до аудитории так, чтобы она его досмотрела/дочитала до конца. И помимо классического набора — журналистов, редакторов, корректоров — медиа нужны еще SEO — специалисты, таргетологи, SMM-специалисты, CRM-маркетологи, которые смогут добиться максимальной отдачи по разным каналам распространения контента. 

Светлана Зыкова

RB.RU

Те, кто не боится экспериментировать с формой производства и подачи материалов, понимает потребности и предпочтения молодой аудитории и говорит с ней на одном языке. Как бы банально это ни звучало, на деле таких специалистов найти сложно, а «выращивать» людей внутри компании — процесс долгий и не для всех доступный. 

Хорошие журналисты тоже нужны всегда. Сегодня журналист — это человек, который умеет сомневаться во всем, что увидел и услышал, знает, как проверить информацию, и может упаковать ее в разные форматы текстового (и не только) контента.

Павел Власов-Мрдуляш

Е-генератор

Крутых профи не хватает на любых digital-позициях от стартовых до топ-менеджерских. Из перспективных специализаций: продюсеры видеоисторий, менеджеры сообществ, создатели нативки с журналистским лицом, ну и так далее, и так далее. Работы в цифровых медиа хватит для всех, кто с мозгами, руками и желанием пахать.

Иван Макаров

РБК

Сеошники. Самая востребованная профессия в современных медиа — это сеошник, который понимает в новостное потребление. Это ключевая профессия и текущего года, и ближайших несколько лет.

Руслан Новиков

ИД «Аргументы и факты»

Редакциям нужны мультимедийные журналисты, понимающие, легко ориентирующиеся в нюансах разных каналов распространения контента и готовые правильно трансформировать контент под эти каналы.

Также необходимы люди, которые в состоянии разрабатывать креативные спецпроекты и вести их. Креатив вышел на первое место, и зачастую то, что раньше делали агентства, сейчас делают медиа.

И, безусловно, медиакомпаниям очень нужны молодые и современные медиаменеджеры. Их сейчас очень мало. Смелые, интересные, грамотные люди, которые генерят и отстаивают креативный подход, а также мобильны и адаптивны к постоянно меняющимся условиям работы.

Андрей Цыпер

Rambler&Co

Список требуемых профессий растет с каждым днем. В нашем медиахолдинге сейчас наиболее востребованы SMM-кадры и специалисты по производству видео, которое присутствует на всех наших площадках. На рынке IT-специалистов, как и в медиа, спросом пользуются разработчики и специалисты по работе с данными — их также ищем и мы. Но в данном случае есть, конечно, острый дефицит кадров и готовность IT-гигантов перекупать лучших специалистов, кратно улучшая условия.

Надя Папудогло

интернет-издание об образовании и воспитании детей «Мел»

Самый острый дефицит — это аналитики и продакты, имеющие опыт работы в медиа и понимание специфики целей и задач. В итоге мы растим их внутри, потому что покупки «с рынка» часто бывают крайне неэффективны даже при всех прекрасных входящих. Ну и грамотные редакторы и журналисты, которые думают о тексте, о его жизни в дистрибуции, могут быть максимально адаптивны под самые разные задачи. И, конечно, сейлзы, которые могут продавать медиа не линейно и работать с самыми разными форматами.

Владимир Шведов

«Такие дела»

Думаю, важнее всего сейчас маркетологи, специалисты по дистрибуции, сейлз-менеджеры, фандрайзеры и коммьюнити-менеджеры — то есть не те, кто производит контент, а те, кто его продюсирует и продвигает, а также те, кто развивает сам бренд медиа, его позиционирование, формирование устойчивого и лояльного сообщества вокруг него. Сюда многое можно отнести — и рассылки для сторонников, и управление базой жертвователей, и проведение офлайн-мероприятий, и другую коммерческую деятельность — аккаунтинг «партнерки», реклама самого издания, продажа мерча и спецпроектов. По моему опыту, именно классных специалистов, кто создает системную инфраструктуру для тех, кто непосредственно работает с материалами, в российской медиасфере остро не хватает. А хорошие авторы есть, надо просто их долго и упорно искать и помогать им развиваться.

Всеволод Пуля

Russia Beyond

1. Творцы. Люди, которые понимают в драматургии контента. Это сильные сценаристы в развлекательной индустрии и талантливые журналисты или блогеры, которые понимают, как выстроить документальные истории так, чтобы они захватывали внимание людей не меньше, чем выдуманные.

 2. Харизматики. Они нужны в медиа всегда, вне зависимости от конъюнктуры. Если ты умеешь заинтересовать аудиторию собой и своей подачей, то будешь востребован хоть в качестве тиктокера, хоть диктора на «Первом канале».

 3. Аналитики. Люди, которые могут превратить большие данные в умные данные, дать творческим командам числовые ориентиры, чтобы к безудержной креативной энергии подмешивался холодный математический расчет.

 4. Управленцы. Беда многих медиа в том, что управленцами в них становятся творческие сотрудники — вроде как логичный карьерный рост. На самом деле, логика тут полностью отсутствует: умение делать хороший контент не равно умению грамотно распоряжаться ресурсами и людьми. Спрос на хороших управленцев в медиа постоянно высок.

Екатерина Кинякина

Inc. Russia

В силу того, что дистрибуция контента в работе СМИ играет едва ли не большую роль, чем сам процесс его создания, СММ-специалисты будут по-прежнему востребованы. Причем кажется, что по мере развития социальных медиа сммщики сужают профиль и работают не со всеми медиа сразу, а ориентируются на конкретные, например Instagram или TikTok, придумывают для них вирусный контент и смешные видео/картинки/мемы, которые увеличивают узнаваемость бренда.

При этом ничто, разумеется, не умаляет спрос на хороших журналистов. Сегодня есть колоссальный кризис в кадрах. И переманивать в этой ситуации друг у друга сотрудников — путь в никуда.

Олеся Носова

KP.RU

Нужны люди, умеющие работать с видео, и узко заточенные СММ-щики. Социальные платформы разбегаются все дальше, и специалисты широкого профиля становятся менее эффективными, так как не учитывают все нюансы. Безусловно, специалисты по работе с big data и машинным обучением. И, конечно, всегда будут нужны талантливые публицисты и редактора.

Маша Пчелкина

«Лайфхакер»

Таргетологи, умеющие работать с разными платформами. Видеомейкеры, способные самостоятельно генерировать идеи и переупаковывать контент. Комьюнити-менеджеры, готовые растить лояльную аудиторию, вовлекать ее, заинтересовывать и конвертировать из случайных посетителей в постоянных пользователей. Ну а еще медиа всегда нужны хорошие авторы и редакторы, умеющие грамотно работать с источниками и делать одинаково качественно как лонгриды, так и короткие форматы. Вам все еще кажется, что рынок перенасыщен? Значит, вы давно не открывали вакансий и не читали тестовые задания.

Дарья Зенкина

Pikabu

Если глобально — люди в продакшен-отдел. Это следует из роста интереса к играм и различным интерактивным механикам.

В первую очередь коммерческие редакторы. В «Пикабу» их роль немного шире, чем просто писать или редактировать тексты. Они отвечают за креатив всех идей (и статей, и игр) и активно участвуют в реализации спецпроектов на этапе продакшена. Вместе с дизайнерами и проджект-менеджерами продумывают сеттинг и механику, подбирают звуки для большего погружения. 

Кажется, отделять креатив от реализации идеи неэффективно, как минимум мы не увидели в этом смысла. Переключение задач (хотя на самом деле это все одна большая задача) помогает глубже погружаться в проект, держать в голове всю его логику и контент и следить за тем, чтобы тексты, механика и дизайн согласовались друг с другом.

Также всегда нужны веб-дизайнеры — уже никого не удивить стоком, а детально прорисованные персонажи и отсылки к народным мемам всегда пользуются популярностью. И, конечно же, не обойтись без волшебников- разработчиков, которые в кратчайшие сроки реализуют спецпроект любой сложности, что ой как непросто с нашими высокими требованиями.  

 

Анна Иванова

Rambler&Co

Сейчас расцвет новых профессий в медийном сегменте: во-первых, востребованы будут все специалисты с уклоном в digital: digital-редакторы, digital-журналисты и т. д. Во-вторых, из медиа огромное количество кадров смотрит в сторону банков и технологических компаний. Вообще, ближайшие 2–3 года точно будут под знаком контента даже не в контентных продуктах, поэтому сейчас огромный дефицит квалифицированных кадров; можно путешествовать по сегментам, менять направления, пробовать себя в новом — самое благоприятное время для экспериментов.

на вопросы отвечали
ФГБУ «Редакция Российской газеты»
ИД «Аргументы и факты»
интернет-издание об образовании и воспитании детей «Мел»
«Лайфхакер»
«Такие дела»
свернуть

Итоги года в других сегментах

Digital
Каким был этот год для интернет-рекламы и как долго продолжится рост? Подводим итоги 2021 года в digital вместе с экспертами отрасли.
Телеграм
Авторы Telegram-каналов проанализировали итоги года для мессенджера как для медиа и рекламной площадки и попробовали представить, каким будет 2022-й
MarTech
Технологии, которые компании осваивали ради выживания, стали фундаментом для дальнейшего процветания их бизнеса. Подводим итоги года в MarTech вместе с KonnektU.
Performance
Пандемия второй год подряд драйвит рынок performance-рекламы. Итоги года отрасли в совместном спецпроекте AdIndex и Kokoc Group
HR
В 2021 году о нехватке кадров в рекламной отрасли говорили почти на каждой конференции. Подводим HR-итоги 2021 года вместе с экспертами отрасли.
Индустрия
Перед вами традиционный проект «Итоги года», подготовленный редакцией AdIndex вместе с лидерами индустрии рекламы, маркетинга и медиа. Это масштабный обзор тенденций и событий, которые стали ключевыми в 2021 году и будут определять год 2022-й. В этот раз на наши вопросы ответили более 50 экспертов из разных областей рынка.
–ейтинг@Mail.ru