Как отрасль справилась с вызовами 2025 года и к чему стоит готовиться в 2026-м
Игорь Богачев
-
1Какой главный фактор, который будет тормозить развитие рынка в 2026 году, вы можете назвать?
-
Мне кажется, разумный консерватизм бизнеса будет тормозить рост. В сложное время все хотят быть консервативными и, соответственно, стараются выбирать традиционные методы продвижения. А на самом деле в сложное время нужно, наоборот, искать другие возможности и инструменты. Всегда есть те, кто смотрит вперед, и есть те, кто привык идти проторенными путями. Наверное, самое главное сейчас — не замирать, пробовать новое. Такой подход поможет остаться в выигрыше в долгосрочной перспективе.
-
2С каким уникальным торговым предложением для бизнеса и рекламодателей вы выходите в 2026 год?
-
Наша флагманская платформа «Яндекс Директ» позволяет дотянуться практически до всех пользователей Рунета. В 2025 году число пользователей платформы достигло более 600 тысяч.
Рекламу и продвижение, размещенные у нас на «Картах» и в других сервисах «Яндекса», ежемесячно видят 100 миллионов человек, а среднесуточная аудитория РСЯ превышает 65 миллионов человек, причем более 50% посетителей не пересекаются с аудиторией «Яндекса». В этом году мы представили новые рекламные платформы UrbanAds и «Плюс AdTech», которые вместе с «Директом» закрывают потребности практически любого бизнеса по донесению предложения до целевой аудитории.
-
3Что будет самым большим вызовом 2026 года: для вашей компании или группы / для рынка рекламодателей / для индустрии рекламы?
-
На бизнес будут влиять разные факторы, начиная с появления обязательных начислений за рекламу, появившихся в этом году, и заканчивая повышением ставок НДС и уменьшением валовой прибыли. Даже если будет понижена ключевая ставка, ее влияние на рост рекламного рынка будет ощутимо, вероятно, только во второй половине 2026 года.
Скорее всего, нужно будет переосмыслить агентский бизнес, ведь агентства всегда были центром рыночной экспертизы. По данным АРИР, сегодня 73% российского бизнеса запускают рекламу именно через них и 60% в итоге достигают лучших результатов по стоимости одного лида. 64% клиентов передают на аутсорс более половины задач, поэтому нельзя потерять агентства ни как звено, ни как источник действительно ценной экспертизы.
Нас ждет больший рост технологий и гонка за эффективность между разными рекламными системами. Чем полезнее конкретные инструменты, дающие быстрый результат, тем ближе они бизнесу. В первую очередь это коснется перформанс-рекламы, поиска клиентов и ускорения продаж.
-
4Каким вы видите состояние рекламного рынка по итогам 2025 года — его сильные и слабые стороны?
-
«Яндекс», с одной стороны, — одна из ключевых рекламных платформ, а с другой — один из крупнейших рекламодателей. В 2025 году все мы стали более консервативными, стали тщательнее выбирать инструменты и скрупулезно считать эффективность. Это подтверждают исследования: по данным РОМИР, 97% рекламодателей считают главным показателем при пересмотре бюджетов именно эффективность рекламных инвестиций. В следующем году тренд сохранится.
Сильная сторона диджитал-рекламы в том, что инструменты максимально прозрачны и можно сразу оценить эффект от кампании. В ситуации, когда бюджет и бизнес ограничены, в нашей Рекламной сети мы видим интерес к цифровой наружной рекламе и Smart TV, рост интереса к рекламе у блогеров.
В уходящем году было много партнерств. Даже за неполный 2025-й число запущенных лидерами рынка совместных проектов выросло на 26% по сравнению с 2024-м. При этом половина ведущих компаний России признала, что увеличила инвестиции в такие альянсы. Около 5% из них за последние 4 года привлекли более 3,1 трлн рублей.
Из сложностей, с которыми сейчас сталкивается рынок, можно отметить нехватку профессиональных кадров — digital-маркетологов. Недавно мы анонсировали платформу для роста и развития «Ярд», чтобы обучить 100 тысяч директологов. Это позволит существенно снизить порог входа в цифровую рекламу для новых бизнесов.