Индустрия
Элла Стюарт
председатель совета директоров, главный управляющий директор
BBDO Group
Итоги года 2023. Индустрия
-
Каким вы видите состояние рекламного рынка по итогам 2023 года — его сильные и слабые стороны?
-
Судя по различной статистике, объем рекламного рынка растет, обгоняя по темпу роста докризисное состояние. Но не надо забывать, что высокий темп роста обусловлен и случившимся в прошлом году падением в индустрии и бизнесе в целом. Мы пережили уже несколько кризисов и умеем собраться и двигаться дальше.
Называть какие-то слабые стороны даже не хочется: в той ситуации, в которой оказалась индустрия, любой шаг вперед — это уже успех -
Что рынку удалось сделать за этот год, а что не удалось?
-
Если в прошлом году многие в индустрии делали вид, что оживают после всех событий, про этот год можно сказать, что многие действительно ожили. Это радостный момент, несмотря на весь контекст.
Мы как агентство заметили, что клиенты стали более осознанно подходить к выбору своего креативного партнера: тендеры стали чаще оплачиваемыми, и почти не возникает вопросов, почему за тендер нужно платить. Довольно часто клиенты решают не проводить креативный тендер и основывают свой выбор партнера на его опыте, подходе к решению поставленной задачи и стоимости услуг. Я, конечно, сужу только по нам, ведь даже несмотря на то, что мы больше не сетевое агентство, наш опыт и мастерство никуда не делись, и с нами хотят работать как известные, так и новые бренды.
Что точно не удалось — это возвращение к долгосрочному планированию. Не знаю, можно ли тут обобщать, — мы в рамках группы компаний корректировали свои планы в течение года несколько раз. В текущем контексте это, кажется, наиболее рациональная тактика ведения бизнеса. Но, конечно, мы надеемся, что возвращение к долгосрочному планированию стоит в планах у всех компаний. -
Какие события на рынке для вас были ключевыми, способными оказать влияние на весь рынок или на сегмент, и почему?
-
Конкретное событие, наверное, привести сложно. Хорошим знаком можно назвать то, что в реалиях определенной культуры отмены российский рынок остался привлекательным для других стран с точки зрения бизнеса. А это значит, что у нас впереди много работы, к которой, несомненно, мы готовы.
И все же как событие, наверное, можно назвать проведение международного фестиваля Red Apple. Во-первых, кто бы как ни относился к фестивалям, это все равно признак активности индустрии. И в конце этого года Red Apple как раз продемонстрировал эту активность. И во-вторых, радует, что фестивалю удалось остаться международным, благодаря чему жюри было суперпрофессиональным. -
Какой инфляции вы ждете в следующем году и какое медиа будет самым инфляционным?
-
Надеемся, что уровень медийного роста цен будет не выше официально прогнозируемого уровня инфляции в стране в целом. Очевидно, что повышение стоимости рекламных услуг неизбежно: медийные цены всегда росли вслед за инфляцией вне зависимости от кризисов. Сегодня демпинговать могут себе позволить лишь те, кто, будучи в отчаянном положении, уже не видит других вариантов для сохранения бизнеса,
Что касается самого инфляционного медиа, то тут, скорее всего, повышение цен в разных медиаканалах не будет сильно отличаться друг от друга, хотя некоторые эксперты пророчат чуть большую инфляцию в OOH, ТВ и радио -
Что будет самым большим вызовом 2024 года?
-
Мы очень ценим наших сотрудников, ценим их вклад в работу и развитие индустрии, особенно в это непростое время. Нам очень важно продолжать мотивировать наших ключевых людей и найти возможность растить молодых профессионалов. Так что самым большим вызовом будет удержание талантов в рекламной индустрии и привлечение в нее яркой и амбициозной молодежи. Верю, что наша индустрия может опять стать привлекательной для таких людей. Мы, по крайней мере, стараемся сделать для этого все возможное.