Марина Абрамова
Итоги года 2023. Медиа
-
Как вы оцениваете 2023 год для медиаиндустрии?
-
Медиаландшафт кардинально изменился: иностранные медиа ушли с рынка и передали свои активы новым владельцам, которые, в свою очередь, смогли трансформироваться, переориентировать свои стратегии и занять ниши ушедших игроков.
На каждом форуме «Российская креативная неделя» мы организуем сессии, посвященные медиаиндустрии — СМИ, рекламе, социальным сетям, — общаемся с представителями крупнейших федеральных холдингов и региональных СМИ, анализируем данные. И видим, какую огромную работу они проделали: пересобрали бизнес, работают под новыми брендами, изменили контентные стратегии, внедряют новые технологии. Изменился горизонт планирования у владельцев медиабизнесов — он сократился до нескольких месяцев.
Время неопределенности закончилось. Увеличивается количество контента, авторов. Растет популярность двух крупнейших соцсетей — VK и Тelegram, которые активно используют СМИ.
Многие СМИ сумели за год адаптироваться — материалы трансформировались из исключительно информационной плоскости в практическую: тексты снабжаются практическими лайфхаками, советами. Некоторые новостные порталы поменяли свое направление, место политических новостей заняли тексты, посвященные психологии и развитию. Просмотры подобных материалов доходят до нескольких миллионов. Многие СМИ сделали ставку на контент, посвященный социальной составляющей.
В качестве общего тренда можно назвать цифровизацию процессов производства: ИИ применяется и в генерации контента, и даже может обеспечить базовую работу редактора.
-
Какие важные тренды в потребительском поведении вы для себя выделяете в 2024 году и как вы будете удовлетворять аудиторные запросы?
-
На форумах мы анализируем все креативные рынки страны. И самый важный потребительский тренд, который я замечаю, — это явный возросший интерес ко всему российскому. К российским брендам одежды, фильмам, сериалам, анимации, музыке.
Это происходит в числе прочего потому, что в сегодняшней ситуации игроки российских креативных рынков получили шанс и возможность заявить о себе, показать потребителю свой потенциал. Они смогли расширить свое присутствие, занять место ушедших глобальных брендов и предложить людям новые отечественные продукты.
К примеру, сборы российских фильмов за первые пять месяцев 2023 года превысили годовые показатели за последние 8 лет, составив 16,7 миллиардов рублей. В новом году мы все ждем новые проекты, премьеры и новые рекордные цифры, отражающие интерес и востребованность у аудитории.
Второй важный тренд, который я отмечаю, — это рост интереса аудитории к тем продуктам и проектам, которые вызывают позитивные эмоции. В новом году будут еще больше востребованы выставки (в том числе книжные), премьеры кино и анимационных фильмов, деловые форумы и конференции, презентации продуктов и т. д.
-
Какие форматы и жанры вызывают интерес лично у вас и будут востребованы в следующем году?
-
Одна из моих любимых индустрий — книжная. Уверена, здесь большие перспективы. Значительная часть зарубежных авторов прекратила сотрудничество с Россией, однако отечественную индустрию это не остановило. Сегодня книжники ищут новые ниши, авторов, смотрят внутрь себя и внутрь страны: начинают инвестировать в экранизацию российских книг. И тут возникает цепочка «автор — книга — экранизация — туристическая привлекательность». Такое вряд ли было бы возможно в условиях присутствия мейджоров на российском рынке.
Хочется отметить набирающий обороты новый тренд — digital-писатели. Буквально на днях мы узнали (данные газеты «Ведомости»), что в топ-10 самых продаваемых авторов цифровых книг на «Литрес» с начала 2023 г. доминируют digital-писатели (т. е. те, которые издаются изначально в цифровом формате самиздата).