Медиа

Разговоры

1
Как вы оцениваете 2023 год для медиаиндустрии?
Марина Абрамова
директор
форум «Российская креативная неделя»

Медиаландшафт кардинально изменился: иностранные медиа ушли с рынка и передали свои активы новым владельцам, которые, в свою очередь, смогли трансформироваться, переориентировать свои стратегии и занять ниши ушедших игроков. 

На каждом форуме «Российская креативная неделя» мы организуем сессии, посвященные медиаиндустрии — СМИ, рекламе, социальным сетям, — общаемся с представителями крупнейших федеральных холдингов и региональных СМИ, анализируем данные. И видим, какую огромную работу они проделали: пересобрали бизнес, работают под новыми брендами, изменили контентные стратегии, внедряют новые технологии. Изменился горизонт планирования у владельцев медиабизнесов — он сократился до нескольких месяцев.

Время неопределенности закончилось. Увеличивается количество контента, авторов. Растет популярность двух крупнейших соцсетей — VK и Тelegram, которые активно используют СМИ. 

Многие СМИ сумели за год адаптироваться — материалы трансформировались из исключительно информационной плоскости в практическую: тексты снабжаются практическими лайфхаками, советами. Некоторые новостные порталы поменяли свое направление, место политических новостей заняли тексты, посвященные психологии и развитию. Просмотры подобных материалов доходят до нескольких миллионов. Многие СМИ сделали ставку на контент, посвященный социальной составляющей. 

В качестве общего тренда можно назвать цифровизацию процессов производства: ИИ применяется и в генерации контента, и даже может обеспечить базовую работу редактора. 

Сергей Апресов
редакционный директор
СМИ «Цифровой океан»
2022 год принес потрясения: крупные издания пережили вынужденный ребрендинг, ушли ключевые рекламодатели. 2023 год стал периодом адаптации: новые медийные бренды делили рынок и новых рекламодателей. Значительно поменялась повестка: к примеру, в IT-изданиях одной из главных тем стали блокировки привычных сервисов и поиск альтернативы для них. Дизайнеры СМИ в обязательном порядке освоили искусственный интеллект: иллюстрации, сгенерированные нейросетью, заняли место на обложках ведущих СМИ.
Александр Бушмакин
заместитель коммерческого директора
Sports.ru

Хороший год. Это банальный ответ, но правдивый. Все привыкают к новой реальности, рекламные бюджеты растут, кампании становятся смелее и разнообразнее. Думаю, это продолжится и в следующем году.

Наталья Веснина
генеральный директор
медиахолдинг Independent Media

Для медиаиндустрии этот год стал годом принятия и адаптации к новой реальности. Рекламный рынок России локализовался, у него сейчас другая структура и правила игры, появилось много стартапов и новых брендов. Бизнес, кроме продуктовых задач, активно решает вопросы позиционирования на рынке и отстройки брендов, что формирует к медийным игрокам запрос на другого рода контакт с пользователем, качественный сторителлинг, новые смыслы и миссии. У российской медиаиндустрии уже есть вся необходимая мотивация, чтобы выдерживать текущие события. И судя по тому, что ни один панический прогноз прошлого года не сбылся, траектория развития рынка уже уверенно смотрит вверх.

Светлана Зыкова
главный редактор
RB.RU

Год активных изменений на рынке. Медиа завершают «перенастройку» на новых рекламодателей, появляются новые форматы и новые запросы, при этом рынок становится изолированным от мирового.

Светлана Ланюгова
коммерческий директор
ТАСС

Для медиарынка в целом 2023 год был успешным, и планы на будущий год выглядят весьма оптимистично. Это подтверждают итоговые цифры 2023 года и прогнозы экспертов рынка рекламы на 2024-й. И мы можем констатировать, что для ТАСС год принес хорошие финансовые результаты.

При этом медиа предстоит справляться с новыми вызовами. Так, мы наблюдаем, что традиционные СМИ утрачивают монополию на новость из-за перехода аудитории в мессенджеры и роста конкуренции между авторскими каналами и медиа. Но если необходимо создать уникальный контент, сформировать полную картину события, именно классические СМИ — наиболее подходящая площадка для брендов благодаря фактчекингу, глубокой проработке контента и встраиванию его в повестку. Кроме того, перед нами стоит серьёзная задача поиска нового и развития традиционного рекламного инвентаря.  Для обеспечения эффективности и достижения количественных и качественных результатов необходимо использовать весь спектр инструментов и источников трафика.

Марина Мишункина
первый заместитель генерального директора
ИД «Аргументы и факты»

Сложный год, но интересный, с элементами позитива. Например, рост динамики рекламных доходов практически во всех сегментах (что для такого волатильного рынка выглядит почти невероятным). Наблюдается активность федеральных рекламодателей. Можно сказать, что большинство из них адаптировалось к нынешним экономическим условиям и снова готовы рассматривать классические СМИ как проверенный эффективный инструмент продвижения.

При этом надо отметить рост количества проектов социальной и государственной направленности.

Что касается трендов и запросов аудитории, то, по нашим внутренним исследованиям восприятия контента газеты, у читателей по-прежнему высокий интерес к материалам патриотического характера.

У диджитал-аудитории запрос на видео (причем это мы наблюдаем как на сайте, так и в социальных сетях). И это не наше открытие — Mediascope в своих презентациях также фиксирует интерес к видеоконтенту. В прошлом году редакция запустила канал коротких видео aif shorts, он очень быстро набрал популярность. Сегодня многие ролики собирают миллионы просмотров (тут тоже выстреливает патриотический контент). Сейчас ни один онлайн-спецпроект не обходится без видеосюжетов. Спецпроекты (и высокие награды за эти спецпроекты) — это и есть наш ответ на запросы потребителей.

Радует рост аудитории практически всех печатных изданий (Mediascope исследование NRS-Россия, города с населением 0+, население 16+), что объясняется не только изменением выборки, но и наличием верифицированной и проверенной информации, которой по-прежнему справедливо доверяют миллионы читателей и готовы за это платить. Интересно, что пресса вернулась в медиамиксы, сохранив ранее утраченные позиции.

Александр Петраковский
CEO
Realty.ru

С точки зрения рекламных бюджетов в digital мы наблюдаем оживление рынка, выход новых игроков с целью занять ниши ушедших компаний. С точки зрения технологий значительно усиливается тренд в применении искусственного интеллекта, big data и машинного обучения как в формировании контента, так и в персонифицированной выдаче информации для отдельного пользователя.

Юрий Синодов
директор по развитию
СМИ2

В высказываниях биржевых аналитиков есть такая формула: «показатели оказались лучше ожидавшихся». Медиаиндустрия практически полностью отработала именно так — лучше ожидавшегося. Есть регуляторная история, связанная с вводом ЕРИД, но даже в ней оказался плюс с точки зрения понимания происходящего на рынке: объемы одной лишь только рекламы оказались больше, чем оценки АКАР, которые многим участникам рынка казались слишком оптимистичными. 

Думаю, данные ОРД и дальше будут хорошим индикатором отрасли.

Каролина Соколова
генеральный директор
сейлз-хаус «Эверест»

Хочется отметить, что вопреки всем прогнозам рынок чувствует себя нормально. Индустрия стабилизируется, мы сохраняем осторожный оптимизм. Все сегменты рынка постепенно перестроились под новые реалии.

Рекламодатели, среди которых много новичков из дружественных стран, отечественные и локализованные бренды — те, кто только начинает работать над своим промо, становятся более разборчивыми в услугах и товарах, которые приобретают, пробуют новые рекламные продукты и стратегии продвижения. Это абсолютно позитивный трек.

Агентства и площадки, в свою очередь, активно работают над тем, чтобы предложить рекламодателям комплексные стратегии по присутствию бренда во всех средах не только с фокусом на перформанс, но и с учетом построения имиджа, совершенствуют метрики доказательства эффективности рекламных инвестиций,

Также мы с интересом наблюдаем за интеграцией искусственного интеллекта в рабочие процессы и кое-что уже тестируем сами. Уверены, что ближайшие годы станут прорывными в индустрии медиа по части использования и развития ИИ.

Анна Шашлова
первый заместитель генерального директора
АО «Издательский дом "Комсомольская правда"»

В 2023 году перед индустрией открылись возможности роста и заработков: выход на рекламный рынок новых компаний, активная локализация бизнесов и борьба за потребителя (если не в прямой рекламе, то в информационном поле), рост технологий в секторах, нуждающихся в срочном импортозамещении (IT, хранение данных, безопасность, анализ). К 4-му кварталу темпы роста снизились. Существенно влияние негативных факторов: у большинства игроков рынка увеличение затрат на ФОТ, проблемы с поиском, затраты на маркировку и интернет-рекламу.

2
Какие важные тренды в потребительском поведении вы для себя выделяете в 2024 году и как вы будете удовлетворять аудиторные запросы?
Марина Абрамова
директор
форум «Российская креативная неделя»

На форумах мы анализируем все креативные рынки страны. И самый важный потребительский тренд, который я замечаю, — это явный возросший интерес ко всему российскому. К российским брендам одежды, фильмам, сериалам, анимации, музыке.

Это происходит в числе прочего потому, что в сегодняшней ситуации игроки российских креативных рынков получили шанс и возможность заявить о себе, показать потребителю свой потенциал. Они смогли расширить свое присутствие, занять место ушедших глобальных брендов и предложить людям новые отечественные продукты. 

К примеру, сборы российских фильмов за первые пять месяцев 2023 года превысили годовые показатели за последние 8 лет, составив 16,7 миллиардов рублей. В новом году мы все ждем новые проекты, премьеры и новые рекордные цифры, отражающие интерес и востребованность у аудитории. 

Второй важный тренд, который я отмечаю, — это рост интереса аудитории к тем продуктам и проектам, которые вызывают позитивные эмоции. В новом году будут еще больше востребованы выставки (в том числе книжные), премьеры кино и анимационных фильмов, деловые форумы и конференции, презентации продуктов и т. д.  

Сергей Апресов
редакционный директор
СМИ «Цифровой океан»
Многолетний тренд заключается в том, что люди хотят читать меньше: в идеале не больше заголовка. Так Telegram-каналы отобрали у СМИ новостную повестку. От коротких постов читатель не требует ни ссылок на источники, ни фактчека, отдавая предпочтение скорости. Чтобы отстоять аудиторию, СМИ стоит сделать акцент на практичных темах: инструкциях, рецептах, мануалах. Если тема имеет практическую ценность для читателя, он оценит и подробности, и фактчек — то, в чем традиционно сильны СМИ.
Александр Бушмакин
заместитель коммерческого директора
Sports.ru

Уже несколько последних лет я вижу тренд на искренность в рекламной коммуникации — думаю, это сохранится и в следующем году. Мы в Sports.ru всегда придерживались принципа, что реклама должна быть максимально честной с пользователем и должна приносить дополнительную пользу: развлекательную или образовательную. Что-то менять не планируем и не хотим. Да и у нас на сайте есть прекрасный органический ограничитель — комментарии пользователей. Читатели всегда отлично чувствуют фальшь и плохую рекламу, поэтому мы обязаны придерживаться принципов искренности в коммуникации.

Наталья Веснина
генеральный директор
медиахолдинг Independent Media

Из-за длительного периода нестабильности и отсутствия безопасности потребители все чаще стараются уйти от тревожного выгорания, переключаясь на темы, не связанные с текущей повесткой. Все большее распространение получает такое явление, как «алгоритмическая тревога», когда потребитель уже не может отличить информационное манипулирование, в том числе и с помощью AI, от объективной реальности, растет недоверие даже к новостям. Отсюда рост запроса на переключение с текущей повестки на более понятные, житейские темы; корректировка шкалы «плохо — хорошо», анализ и разбор приходят на смену всему тому, что было с приставкой «сверх-»; есть запрос на «настоящесть», поддерживающий, человечный контент. Пользователь остро нуждается в мотивации и вдохновении, и мы прикладываем все усилия, чтобы эти потребности закрыть. 

Светлана Зыкова
главный редактор
RB.RU

Аудитория во многом ориентирована на развлекательный контент, потребность постоянно мониторить новости уходит на второй план. Также видим интерес к российским брендам и сервисам — это неизбежно должно было произойти. Важный тренд — мультиформатность, когда недостаточно только текстов или только видео, аудитории интересны разные форматы потребления контента.

Светлана Ланюгова
коммерческий директор
ТАСС

Мы видим аудиторный запрос на образовательные, исторические и культурные проекты, разъяснительный контент в больших форматах — подкасты, спецпроекты и даже кино! ТАСС будет отвечать этому запросу как в редакционных, так и в коммерческих проектах. Например, в 2023 году ТАСС выпустил интереснейший проект «Человек-оркестр», посвященный Сергею Рахманинову, а для проекта по продвижению Кавказа мы выпустили несколько видеороликов, среди которых успешно зашел у аудитории клип в формате трейлера к несуществующему фильму «Невеста джигита» — теперь все ждут от нас продолжения!

Марина Мишункина
первый заместитель генерального директора
ИД «Аргументы и факты»

Один из наиболее ярко выраженных запросов — это запрос на достоверность информации. Давайте посмотрим, о чем читает молодежь и наши более взрослые соотечественники. Политика и экономика популярны у 77% читателей в мессенджере и 74% на новостных интернет-ресурсах (Rambler&Co). То есть 2/3 россиян активно интересуются политическими аспектами нашей жизни. И это не случайно, это иллюстрирует, что люди понимают, какие масштабные процессы трансформации мироустройства сейчас происходят.

Кол-центр «АиФ», регулярно проводящий опросы среди читателей, фиксирует, что тексты патриотического содержания наши читатели отмечают, как лучшие. И это касается как материалов о современности, так и исторических. А на вопрос, о чем хотели бы прочитать, они еженедельно отвечают, что им очень важно знать про СВО, про героев спецоперации и ситуацию в целом.

В ответ на их запросы мы не только расширяем количество таких материалов на сайте aif.ru, но и готовим мультимедийные спецпроекты. Финишировал проект «Доброволец», где разными средствами (видеосюжеты, тексты, фотогалереи, графика) были представлены добровольцы — бойцы, гуманитарщики, врачи, учителя, строители, артисты. То есть это самые разные люди, которые как могут помогают сегодня фронту и своим примером показывают, что помочь может каждый.

Недавно закончили работу над совместным с «Росмолодежью» спецпроектом «Нас много — мы вместе». Он о молодых волонтерах со всей страны.

Говоря о традиционных СМИ, отмечу, что если раньше мы считали своим долгом предоставить читателям как можно больше информации, то теперь понимаем, что должны, наоборот, оградить их от излишнего информшума. А потому даем самое важное, проверяя и уточняя факты, — чтобы человек понимал: читая «АиФ», он остается в актуальной информационной повестке, знает мнение серьезных экспертов.

Если говорить о ключевых потребительских стратегиях в 2024 году с точки зрения рекламиста, то думаю, что все они будут связаны с низкими ценами и промоакциями. Такой тип потребительского поведения демонстрирует тенденцию вытеснения брендинга активациями.

Можно предположить, что в 2024 году в изменившихся условиях начнет формироваться новая база для оценок объемов сегмента интернет-рекламы, также появятся новые рекламодатели и локальные региональные игроки.

Думаю, что будет расти потребление голосовых помощников и наметившийся уже в этом году тренд на использование в рекламных компаниях микроинфлюенсеров (обычных людей, у которых количество подписчиков более 3 тыс. человек).

Александр Петраковский
CEO
Realty.ru

Мы видим продолжение роста мобильного трафика, тренд на потребление видеоконтента, в т. ч. с мобильных устройств. Кроме того, очевидно значительное увеличение потребления медиа через Telegram. В связи с этим мы сместили приоритет на мобильную версию сайта, начали работу над Telegram-каналом, стараемся использовать видеоконтент.

Юрий Синодов
директор по развитию
СМИ2

Мы не совсем типовой игрок рынка с точки зрения работы с потребителем: он не является нашим прямым клиентом. Но на нашем, новостном поле отметим, что подросло число читателей, которые стали абстрагированно относиться к новостям, воспринимая себя как актора, взаимодействующего с информационным потоком. Нам кажется, что на этом внутреннем ощущении «сам себе демиург» СМИ и агрегаторы вполне могут строить новые механизмы взаимодействия с аудиторией, делегируя оценку работы СМИ читателю и наращивая интерактивную составляющую на связи «СМИ — читатель».

Каролина Соколова
генеральный директор
сейлз-хаус «Эверест»

Видео остается самым востребованным типом контента и продолжит им быть в следующем году. 

Видео меню большинства россиян складываются из комбинирования разных источников: линейного телевидения и любого другого типа видео — шоу и сериалы на сайтах телеканалов, контент онлайн-кинотеатров, блоги на YouTube и других социальных сетях.

Если говорить о жанрах, то в этом году вырос запрос на развлекательный и познавательный контент. Получение эмоций, удовольствия и новых знаний (например, в виде лайфхаков) — это ключевые драйверы медиапотребления. На своих телеканалах мы также видим рост интереса к потребительским проектам: доля «Рогова» («Рогов плюс» в 2022 г., «Рогов в городе» в 2023 г.) в осеннем сезоне 2023 г. на 18% превышает результаты 2021 г. А доля «100 мест, где поесть» — на 6% (по аудитории «10–45»). 

На следующий год у «Эверест» и у площадок НМГ амбициозные планы, которые мы будем воплощать в реальность. Самое главное у нас уже есть: это любовь зрителей и брендов к нашим проектам. А значит, все точно будет хорошо!

Анна Шашлова
первый заместитель генерального директора
АО «Издательский дом "Комсомольская правда"»

Большая избирательность в выборе инструментов продвижения. Скрупулезная оценка результатов. Удовлетворить такие потребности можно, лишь наращивая экспертизу и креативную составляющую внутри предприятия, а также расширяя продуктовую линейку, выпуск новых продуктов на регулярной основе (периодических) и точечно под задачи клиентов и секторов рынка.

3
Появился ли у современных медиа шанс снова стать независимыми от соцсетей, которым медиа больше не интересны так, как раньше? Если да, то за счет чего?
Сергей Апресов
редакционный директор
СМИ «Цифровой океан»
По сравнению со СМИ соцсети дают большую вовлеченность, самостоятельно (алгоритмически) управляют вниманием аудитории, обеспечивают многократное взаимодействие с рекламой и тем самым привлекают внимание рекламодателей. Единственный способ для СМИ конкурировать с соцсетями — тоже становиться соцсетью: стимулировать обратную связь (реакции, комментарии), вводить игровые механики (баллы, рейтинги), создавать сообщества вокруг ключевых тем и авторов.
Александр Бушмакин
заместитель коммерческого директора
Sports.ru

Не думаю, что медиа зависимы от соцсетей в каком-то негативном смысле и что нужно становиться независимыми. Соцсети уже настолько неотъемлемая часть жизни и людей, и брендов, что это почти что аксиома: медиа должны быть максимально широко представлены в соцсетях, должны знать правила игры в разных соцсетях, должны понимать свою аудиторию и правила общения с ней.

Наталья Веснина
генеральный директор
медиахолдинг Independent Media

Аудиторная и коммерческая политика соцсетей явно декларирует рынку желание закрыть все потребности аудитории своими мощностями. Правильная это позиция или нет, покажет время, однако до сих пор история еще не знает случаев, когда даже самая масштабная экосистема смогла бы решить все без исключения задачи пользователя и бизнеса. Сейчас время коллабораций и партнерств, курс же на островизацию все-таки вызывает больше вопросов, чем ответов. Однако мы имеем то, что имеем, и уже довольно давно приняли тот факт, что соцсети для медиа становятся элементом маркетинга, еще одной точкой контакта с аудиторией; других ставок на них мы стараемся больше не делать. Еще в прошлом году мы значимо усилили свои редакции и SEO-команды, что кратно увеличило выпуск уникального контента, который отлично драйвит прямой и поисковый трафик. На том же Voice в этом году поиск вырос на 80%, и в итоге охват ресурса уже больше, чем когда он назывался Cosmo.

Светлана Зыкова
главный редактор
RB.RU

Сейчас тот момент, когда медиа максимально отделяются от соцсетей. По сути, каналы и группы в соцсетях теперь сами независимые медиа — которые могут самостоятельно наращивать аудиторию и зарабатывать. Сайты изданий во многом становятся площадкой, собирающей ядро целевой аудитории, при этом в соцсетях можно быть ближе к пользователям, оперативнее реагировать на настроение подписчиков, экспериментировать с форматами. «Лента ссылок» на материалы медиа в соцсетях работает все меньше, и это стимулирует издания создавать уникальный контент для разных площадок.

Светлана Ланюгова
коммерческий директор
ТАСС

Мы, как государственное информационное агентство, не видим для себя альтернатив. Мы по-прежнему выполняем свою основную задачу — остаемся на всех платформах, доставляем верифицированные новости по всем каналам, в том числе и в социальных сетях, максимально оперативно.

Марина Мишункина
первый заместитель генерального директора
ИД «Аргументы и факты»

Возможно, традиционные медиа не настолько сейчас интересны сетевому миру. Но для нас соцсети — это важный инструмент для продвижения бренда и наращивания аудитории. Все без исключения СМИ активно осваивают сетевое пространство. Только за первое полугодие 2023 года суммарный охват в соцсетях «АиФ», например, увеличился в 3,5 раза к аналогичному периоду прошлого года. Охват аудитории в «Дзене» в июне 2023 года вырос более чем в 15 раз по сравнению с прошлым годом и составил более 43 млн, в ВК и «Одноклассниках» охваты выросли на 57 и 20% соответственно. Аудитория телеграм-канала «АиФ» за год увеличилась на 85% и составила более 50 тыс. подписчиков. Охват телеграм-канала ежемесячно превышает 20 млн просмотров.

Но, чтобы разобраться в этом вопросе детально, предлагаю проанализировать, что представляет из себя медиаполе в интернете с точки зрения доверия к существующим каналам коммуникации. При огромном объеме контента, который обрушивается на головы людей через новые медиа, доверие к нему, по опросу ВЦИОМ, сделанному в начале этого года, остается низким. Согласно его результатам, самым высоким доверием пользуются федеральные телеканалы (им отдали предпочтение 53% опрошенных), 2-е место — у региональных телеканалов (47%), 3-е — у новостных, аналитических, официальных сайтов (47%), 4-е — у прессы (33%). А соцсети, мессенджеры и блоги, т. е. те площадки, которые якобы должны вытеснить традиционные СМИ, стали аутсайдерами.

Но есть и другие данные. Так, в сентябре 2023 г. наши коллеги из Rambler&Co провели опрос, в результате которого выяснилось, что 46% респондентов одинаково верят сведениям как из мессенджера Telegram, так и из официальных СМИ. Однако фактчек новостей из Telegram проводят 44% опрошенных, а информацию в СМИ перепроверяют только 14%. То есть получается, что доверие к традиционным медиа все-таки выше. А доверие — очень важный фактор взаимодействия с аудиторией!

Конечно, это требует высокой квалификации кадров. А еще требуется правильный коллектив, в котором есть многоопытные журналисты, получившие образование еще в советские времена и знающие, что такое ответственность за публично сказанное слово. И есть молодежь, которая, общаясь с ними, вращаясь в редакционной среде, добирает навыки работы по верификации информации, отбору заслуживающих доверия источников и экспертов.

Но это происходит в порядке частной инициативы. Хотя и законодательство о СМИ к этому подталкивает. А вот применительно к блогосфере, на мой взгляд, законодательное регулирование еще недостаточное. Хотя считаю, что введенная недавно и распространившаяся на блогосферу уголовная ответственность за информацию, порочащую армию, сделала благое дело.

Из-за ограничений часто слышу вопрос: современное цифровое медиапространство: территория свободы или верховенство закона? Я бы не противопоставляла свободу и закон. Разве законы делают нас несвободными? И разве свобода — это хаос вседозволенности? Конечно, нет. И так же, как законы регулируют нашу реальную жизнь, они должны регулировать и виртуальную, которая в большей части состоит из информации.

Александр Петраковский
CEO
Realty.ru

Социальные сети для медиа — это в первую очередь способ доставки контента до потребителя, важный источник трафика. В связи с этим, поскольку у соцсетей есть правила, есть и определенная зависимость. Но я не согласен в широком смысле с тем, что медиа теряют независимость из-за соцсетей. Скорее наоборот: соцсети, и в особенности Telegram, помогают востребованным журналистам и обладателям контента создавать и быстро монетизировать медиа.

Юрий Синодов
директор по развитию
СМИ2

Фактически им пришлось: странно было бы предполагать, что новые медиа вообще в принципе заинтересованы в существовании других площадок, отбирающих у них деньги рекламодателей. Все партнерства соцсетей со СМИ носят ситуативный характер и в долгосрочном периоде обречены на разрыв — для соцсетей нет разницы, кто им поставляет контент и какой контент они дают пользователям. Лишь бы этот контент был максимально дешевым и удерживал аудиторию внутри соцсети. Ни первое, ни второе СМИ никак не помогает с точки зрения заработка. При этом соцсети, в отличие от Telegram, — это асинхронный способ доставки информации читателю: надо дождаться, когда он зайдет в соцсеть, и тогда, может быть, он увидит новости СМИ, а после этого, может быть, еще и перейдет на сайт и принесет каких-то денег за показы рекламы. В Telegram же пост ушел — все, если это твоя новость, то все твои подписчики сейчас ее увидят только у тебя, все те, кто ее перепишут, — будут на втором месте. Нам кажется, что СМИ считают такое взаимодействие с Social Media если и не более эффективным, то хотя бы более прозрачным и понятным, что для них тоже важно.

Анна Шашлова
первый заместитель генерального директора
АО «Издательский дом "Комсомольская правда"»

Не думаю, что стоит ставить вопрос независимости от соцсетей. Наоборот. При грамотной работе с аудиторией медиа уже давно не ограничиваются исключительно собственными продуктами и платформами. Развивая должным образом группы в соцсетях и мессенджерах, медиа растят и расширяют свои аудитории, эффективно монетизируя их внимание. Так зачем нужна независимость именно платформы? Есть, конечно, всегда риски потери аудитории при такой локализации. Но пытаться перетащить аудиторию, так сказать, «к себе» — весьма затратное и бессмысленное занятие.

4
Структура медиарекламного рынка серьезно изменилась, а модель продажи и рекламные KPI остались прежними. Как вы считаете, следует ли медиа и рекламодателям пересмотреть условия сотрудничества?
Сергей Апресов
редакционный директор
СМИ «Цифровой океан»
Электронные СМИ вместе с рекламодателями постоянно ищут новые способы договариваться. Появляются новые метрики посещаемости, дочитываемости и цитируемости материалов, они отражаются к KPI и контрактах. Для печатных журналов ключевым преимуществом становится система распространения: если у издания есть собственная сеть доставки, они могут пообещать рекламодателю гарантированный контакт с конкретными VIP-читателями в формате «лично в руки».
Александр Бушмакин
заместитель коммерческого директора
Sports.ru

Не думаю, что нужно что-то радикально менять, — можно просто быть гибче в разных ситуациях и использовать разные модели, если в этом есть рациональный смысл.

Наталья Веснина
генеральный директор
медиахолдинг Independent Media

Нельзя сказать, что они остались прежними: взаимодействие по каждому проекту строится исходя из конкретных бизнес-задач клиентов. У нас есть специальные условия для малых бизнесов и новых брендов, функционирует гибкая программа скидок, мы охотно поддерживаем социально значимые проекты. Однако в текущих условиях дефицита инвентаря качественный контакт в любом случае будет стоить относительно дорого, так же, как и создание профессионального креатива и контента, которые в состоянии произвести далеко не каждый.

Светлана Зыкова
главный редактор
RB.RU

На своем примере мы видим, что рекламодатели активно интересуются новыми форматами в соцсетях — интерактивными и визуальными. KPI для таких форматов, конечно, отличается от тех, что рынок традиционно предлагает для материалов на сайтах, — в соцсетях попросту другие метрики. Думаю, что со временем KPI придут к единому стандарту: сейчас об этом говорить рано, потому что и рекламодатели, и сами медиа в основном находятся в поиске эффективных форматов вне привычных рамок.

Светлана Ланюгова
коммерческий директор
ТАСС

В 2024 году драйверами рекламного рынка будут несколько крупных игроков в ключевых отраслях: банковские сервисы, e-commerce, технологии. Эти компании входят в топ рекламодателей, и их задачи, по классике, многоплановые — от построения бренда до перформанса. Часть брендов перезапустились, на рынке появляются новые игроки. Работа на укрепление репутации и знания бренда для них выходит на первый план. Сейчас не так много диджитал-инвентаря, который работает на построение бренда, и охватные кампании на новостных ресурсах — один из доступных и эффективных вариантов. Это как раз наша работа, и мы, конечно остаемся при своих KPI, ориентируясь на просмотры материалов и показатели вовлеченности аудитории.

Марина Мишункина
первый заместитель генерального директора
ИД «Аргументы и факты»

Действительно, изменилось все. KPI тоже меняются. По целому ряду проектов и рекламных кампаний, помимо стандартных параметров, мы отчитываемся сейчас лайками, шерами, перепостами и другими показателями вовлеченности аудитории. При этом основные козыри СМИ остались прежними. Это адаптивность, креатив, возможность предоставления творческими коллективами рекламных служб и редакций уникальных предложений и проектов, которые органично интегрируются в контент печатных изданий и гарантируют эффективность в совокупности с диджитал-площадками и социальными сетями, которые присутствуют в современном мире в портфеле любого издателя. Самое главное, что традиционные медиа в очередной раз смогли продемонстрировать, что их читатель сохраняет свою лояльность. Это позволяет выйти на другой уровень взаимодействия с партнерами в реализации сложнейших мультимедийных проектов, эффективность которых очень высока.

Более того, мы знаем, что во времена перемен людям свойственно возвращаться к проверенным и достоверным источникам. Сегодня это подтверждает рост аудитории у ряда крупнейших изданий (по данным Mediascope, исследование NRS-Россия, 2003/III по отношению к 2003/II, города с населением 0+, население 16+).

Помимо доверия, классические медиа за этот год прокачали компетенции и научились эффективно реализовывать крупные социально значимые и бизнес-проекты под ключ (наличие высококвалифицированных журналистов, маркетологов, специалистов в сфере планирования и продвижения рекламы позволяет обеспечивать «сборку» в кратчайшие сроки с максимальной степенью воздействия на целевую аудиторию). В определенной степени издательские дома начали успешно играть роль рекламных агентств. Можно добавить чувствование мейнстрима и умение сращивать разные форматы. Все это играет на руку классикам медиаиндустрии.

Александр Петраковский
CEO
Realty.ru

Мне кажется, что рынок постоянно адаптируется под изменяющиеся условия, но, конечно, присутствует некоторая инертность. Участникам рынка стоит договариваться в соответствии с новыми реалиями и выстраивать KPI в соответствии с текущей ситуацией. Например, в нашей вертикали — продаже квартир — мы все чаще видим применение застройщиками сквозной аналитики продаж, соответственно, мы смещаем свои усилия в области оптимизации рекламных кампаний в сторону показателей ДРР, продаж и встреч, а 2–3 года назад об этом почти никто не думал.

Юрий Синодов
директор по развитию
СМИ2

С точки зрения СМИ структура рынка изменилась не сильно: рекламодатели только потеряли СМИ, назначенные иноагентами и нежелательными организациями. Даже до обострения политической ситуации, в 20–21-м году это был небольшой процент рынка. На наш взгляд, отношения между СМИ и рекламодателями остаются достаточно здоровыми, и если СМИ и дальше будут придумывать форматы взаимодействия с читателями и рекламодателями, а рекламодатели проявят разумную тягу к экспериментам — этого будет достаточно для того, чтобы все стороны были довольны друг другом и при работе с классическими рекламными форматами, и со спецпроектами.

Анна Шашлова
первый заместитель генерального директора
АО «Издательский дом "Комсомольская правда"»

Стоит в новых каналах коммуникаций, к примеру в мессенджерах, выработать и взаимно применять релевантные KPI, характерные для паттернов поведения и техвозможностей таких платформ. Ну и выработать соответствующую ценовую политику. Сейчас во многих носителях присутствует малооцениваемый ажиотажный спрос. 

5
Какие форматы и жанры вызывают интерес лично у вас и будут востребованы в следующем году?
Сергей Апресов
редакционный директор
СМИ «Цифровой океан»

В мире становится больше недостоверной информации, причем генерировать ее теперь могут не только люди, но и искусственный интеллект. На этом фоне было бы классно окончательно выделить фактчек в отдельный жанр. Кажется, интерес к нему сейчас ниже, чем когда-либо. Тем интереснее было бы подать опровержение как отдельный яркий инфоповод, приправить иронией и превратить в легкое познавательное развлечение.

 

Марина Абрамова
директор
форум «Российская креативная неделя»

Одна из моих любимых индустрий — книжная. Уверена, здесь большие перспективы. Значительная часть зарубежных авторов прекратила сотрудничество с Россией, однако отечественную индустрию это не остановило. Сегодня книжники ищут новые ниши, авторов, смотрят внутрь себя и внутрь страны: начинают инвестировать в экранизацию российских книг. И тут возникает цепочка «автор — книга — экранизация — туристическая привлекательность». Такое вряд ли было бы возможно в условиях присутствия мейджоров на российском рынке.

Хочется отметить набирающий обороты новый тренд — digital-писатели. Буквально на днях мы узнали (данные газеты «Ведомости»), что в топ-10 самых продаваемых авторов цифровых книг на «Литрес» с начала 2023 г. доминируют digital-писатели (т. е. те, которые издаются изначально в цифровом формате самиздата).

Александр Бушмакин
заместитель коммерческого директора
Sports.ru

Моя личная боль: жанр брендированного контента сильно недооценен и обижаем на российском рынке. Я вижу много классных примеров в европейских и американских спортивных медиа, понимаю, что это может быть исполнено качественно и приносить много ценности всем: и пользователям, и бренду. И поэтому расстраиваюсь, что бренды незаслуженно редко идут в такое с разными медиа.

Еще одним жанром я бы назвал игры. Геймификация и без того уже в моде, но игровые возможности практически безграничны. Я всегда радуюсь, когда бренды играют со своей аудиторией в разных форматах. На мой взгляд, это создает сильнейшую эмоциональную связь с брендом, что просто не может не конвертироваться в итоговый денежный успех.

Наталья Веснина
генеральный директор
медиахолдинг Independent Media

Для себя на следующий год мы ставим следующие приоритеты: дальнейшее развитие видеонаправления, усиление вертикали социально значимого контента, дополнительные инвестиции в создание контента в формате ДНК наших брендов, которые имеют широкие возможности по переупаковке и дистрибуции. По темам мы видим рост интереса к культурному коду нашей страны, молодежному контенту, практичным материалам, shoppable-контенту, мотивирующим историям реальных людей, инвестициям, технологиям, потихоньку вырисовывается новый периметр люкса, восстанавливается светская жизнь, появляются новые звезды и герои. Отдельными направлениями становятся темы инклюзии, Азии и регионов России. При этом темы красоты, здоровья, моды и вообще лайфстайла тоже никуда не уйдут — обычную жизнь никто не отменял. 

Светлана Зыкова
главный редактор
RB.RU

Точно будут востребованы видеоформаты — рынок больше привык к горизонтальным видео, но вертикальные рилсы и сторис набирают огромные охваты, это не может остаться незамеченным. По-прежнему востребован формат интервью, причем текстовые интервью аудитория тоже до сих пор готова читать. Интересны продукты медиа, направленные на формирование комьюнити: как офлайн-встречи, так и возможности для онлайн-общения.

Светлана Ланюгова
коммерческий директор
ТАСС

Мне всегда интересно работать с динамичными и технологичными проектами.

Это разноплановые видеоформаты: от видеоподкастов и больших интервью до коротких интерактивных клипов. В 2023 году мы проделали большой путь, создали релевантные продукты. Наличие библиотеки таких кейсов позволит значимо увеличить продажи в этом направлении. Яркие примеры: видеоподкасты «Новые лица» и «Мотор и масло».

Также в этом году мы начали экспериментировать с ИИ, возможности которого вызывают интерес и восхищение. Мы уже применяли в работе нейросеть для спецпроекта к 90-летию стадиона «Динамо» в работе с графикой по созданию базы афиш (затраты на временные ресурсы иллюстратора сократились с 2 недель до 4 дней). В следующем году мы продолжим развивать это направление и будем активнее использовать инструменты ИИ. Это позволит нам значительно удешевить производство ярких и визуально сложных проектов, в том числе с 3D-моделями. 

Марина Мишункина
первый заместитель генерального директора
ИД «Аргументы и факты»

Летом этого года совместно с ГИПП мы провели опрос среди российских издателей, который показал, что по мнению экспертов этого рынка самым востребованным жанром является объяснительная журналистика, далее (по степени убывания) — репортажи, вопросы-ответы, вдохновляющие истории (художественно-публицистическая журналистика), аналитика и так называемая медленная журналистика (лонгриды и т. д.). Думаю, что все эти жанры останутся актуальны, причем в той же последовательности, в следующем году.

Что касается моих личных предпочтений, то, будучи человеком позитивным, люблю читать что-нибудь полезное и вдохновляющее.

Александр Петраковский
CEO
Realty.ru

Как потребителю медиа, мне очень нравится развитие отечественных онлайн-кинотеатров в плане производства собственного контента. Появилось много наших сериалов, в том числе снятых за частные деньги и коммерчески успешных. Уверен, что качество и интерес к ним будет расти и в следующем году.

Юрий Синодов
директор по развитию
СМИ2

Как мы видим, на рынке не закрыт интерес к хорошему advertorial, который практически никак не ограничен в жанрах, если, конечно, он при этом удовлетворяет запрос рекламодателя. В основном востребованы инструменты, увеличивающие эмоциональную составляющую взаимодействия с брендом с помощью геймификации этого взаимодействия. Или позволяющие расширить представление о возможностях и продуктах бренда, увеличить время, посвященное читателем нарративу рекламодателя. По сути, это сценарная работа с разработкой «путешествия» читателя по брендированному контенту.

Анна Шашлова
первый заместитель генерального директора
АО «Издательский дом "Комсомольская правда"»

Любые, приносящие прибыль издательству как основному источнику генерации качественного контента.

–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.