Медиа
Сергей Апресов
редакционный директор
СМИ «Цифровой океан»
Итоги года 2023. Медиа
-
Как вы оцениваете 2023 год для медиаиндустрии?
-
2022 год принес потрясения: крупные издания пережили вынужденный ребрендинг, ушли ключевые рекламодатели. 2023 год стал периодом адаптации: новые медийные бренды делили рынок и новых рекламодателей. Значительно поменялась повестка: к примеру, в IT-изданиях одной из главных тем стали блокировки привычных сервисов и поиск альтернативы для них. Дизайнеры СМИ в обязательном порядке освоили искусственный интеллект: иллюстрации, сгенерированные нейросетью, заняли место на обложках ведущих СМИ.
-
Какие важные тренды в потребительском поведении вы для себя выделяете в 2024 году и как вы будете удовлетворять аудиторные запросы?
-
Многолетний тренд заключается в том, что люди хотят читать меньше: в идеале не больше заголовка. Так Telegram-каналы отобрали у СМИ новостную повестку. От коротких постов читатель не требует ни ссылок на источники, ни фактчека, отдавая предпочтение скорости. Чтобы отстоять аудиторию, СМИ стоит сделать акцент на практичных темах: инструкциях, рецептах, мануалах. Если тема имеет практическую ценность для читателя, он оценит и подробности, и фактчек — то, в чем традиционно сильны СМИ.
-
Появился ли у современных медиа шанс снова стать независимыми от соцсетей, которым медиа больше не интересны так, как раньше? Если да, то за счет чего?
-
По сравнению со СМИ соцсети дают большую вовлеченность, самостоятельно (алгоритмически) управляют вниманием аудитории, обеспечивают многократное взаимодействие с рекламой и тем самым привлекают внимание рекламодателей. Единственный способ для СМИ конкурировать с соцсетями — тоже становиться соцсетью: стимулировать обратную связь (реакции, комментарии), вводить игровые механики (баллы, рейтинги), создавать сообщества вокруг ключевых тем и авторов.
-
Структура медиарекламного рынка серьезно изменилась, а модель продажи и рекламные KPI остались прежними. Как вы считаете, следует ли медиа и рекламодателям пересмотреть условия сотрудничества?
-
Электронные СМИ вместе с рекламодателями постоянно ищут новые способы договариваться. Появляются новые метрики посещаемости, дочитываемости и цитируемости материалов, они отражаются к KPI и контрактах. Для печатных журналов ключевым преимуществом становится система распространения: если у издания есть собственная сеть доставки, они могут пообещать рекламодателю гарантированный контакт с конкретными VIP-читателями в формате «лично в руки».
-
Какие форматы и жанры вызывают интерес лично у вас и будут востребованы в следующем году?
-
В мире становится больше недостоверной информации, причем генерировать ее теперь могут не только люди, но и искусственный интеллект. На этом фоне было бы классно окончательно выделить фактчек в отдельный жанр. Кажется, интерес к нему сейчас ниже, чем когда-либо. Тем интереснее было бы подать опровержение как отдельный яркий инфоповод, приправить иронией и превратить в легкое познавательное развлечение.