SEO
При поддержке
Реклама ООО Дэмис Инновационные Решения (ДИР)
erid: 2Vtzqv7AWee Архив

Поисковая оптимизация остается актуальной в любое время. В 2022 году ее роль только возросла. При этом индустрия не стоит на месте, появляются новые технологии и решения для развития. Подводим итоги на рынке SEO и лидогенерации вместе с агентством Demis Group.

Вопрос 1
Какая ситуация складывается на рынке SEO по итогам 2022 года?
Павел Никулин

Demis Group

С начала года мы видим перераспределение спроса между популярными рекламными каналами в пользу SEO. После ухода Google Ads и ряда других инструментов «Яндекс Директ» стал приоритетом, что повлекло за собой увеличение стоимости клика в разы, а в некоторых нишах — в десятки раз. Это больно ударило по бюджетам многих рекламодателей. На этом фоне начал снова расти интерес к SEO как к более понятному и не так сильно зависящему от ситуации на рынке маркетинговому каналу. 

Так, в 2021 году распределение маркетинговых бюджетов наших клиентов выглядело следующим образом: 32% — контекстная реклама, 21% — SEO, 16% — таргетированная реклама, 14% — SMM, SERM и ORM, 11% — продвижение на маркетплейсах. А остальное распределялось на e-mail- и инфлюенс-маркетинг и другие менее популярные активности.

В течение 2022 года это распределение претерпело существенные изменения. Доля контекстной рекламы все так же велика — около 31%. Но SEO значительно усилило свои позиции — 27%. Таргетированная реклама — 13%, маркетплейсы — 13%, SMM, SERM и ORM — 11%.

При этом востребовано не только продвижение в «Яндексе». До того как Google отключил возможность размещения у себя платной рекламы, многие получали от нее лиды в огромном количестве. Сегодня только SEO дает возможность получить доступ к этой аудитории.

В отличие от «Яндекса», где платный и органический трафик существовали параллельно, в Google платная реклама каннибализировала значительную часть трафика. Так, в некоторых тематиках низкочастотного трафика из выдачи вовсе не существовало. Это усложняло прогнозы эффективности работы SEO.

Когда Google Ads ушел, правила игры стали прозрачными. Конверсия пользователя поисковой системы Google в клики увеличилась, а компании стали видеть здесь перспективы и более активно вкладываться в этот канал. Закономерно возросла и конкуренция. Каждому хочется оказаться в топе по своим запросам. Поэтому спрос на SEO в выдаче Google тоже вырос.

Петр Савинов

Seowizard.ru

Начало 2022 года существенно сократило для digital-рынка количество рекламных инструментов. Для ряда компаний единственным каналом продвижения остался SEO, поэтому бизнес аллоцировал в это направление освободившиеся рекламные бюджеты. На клиентской базе системы Seowizard.ru мы видим увеличение среднего чека у действующих пользователей, которые добавляют новые запросы в работу, наблюдаем ощутимый приток клиентов.
Отдельно для Google стоит отметить, что с момента ухода Google Adwords существенно поменялся первый экран результатов поиска, из которого полностью пропала реклама. Места для органического поиска стало больше, конверсия в клик повысилась. В сухих цифрах по нашим клиентам это дало +20% трафика с Google при тех же позициях.

Денис Егоров

«Холодильник.ру»

2022 год драматически сказался на работе поисковиков в России. Из Google ушел весь платный поиск, что сразу же сделало «Яндекс» монополистом на этом поле, а «Яндекс» передал свой новостной агрегатор и главную страницу VK, очевидно, в целях решения каких-то политических вопросов с государством. На мой взгляд, основным полем для работы в области SEO в 22-м году для всех стал Google, так как количество бесплатных органических кликов оттуда резко выросло с февраля 22-го, после закрытия Google Ads в РФ. Борьба за органику в «Яндексе» также ведется, но упоминаемое выше монопольное положение на рынке, обилие платной рекламы, колдунщиков и прочих врезок, а также будущее еще большее огосударствление оставшейся в РФ части компании, на мой взгляд, серьезно снижает шансы на резкий рост SEO-трафика из этого поисковика.
Анастасия Полева

Performance Group

Если в предыдущем году SEO считали отмирающим, то в 2022 году компании, которые занимают хорошие SEO-позиции, получили максимальный профит от долгосрочного вклада в этот инструмент. Специальность вновь обрела значимость и стала востребованной, что не может не радовать. Вместе с тем появились компании, которые зарабатывают на ситуации и обещают в сжатые сроки улучшить позиции буквально за неделю. Хочется верить, что у них не так много контрактов.

Константин Бровка

«Детский мир»

Продолжает увеличиваться конкуренция в поисковой выдаче. Крупные сайты, агрегаторы товаров и услуг, собственные сервисы «Яндекса» и Google занимают все больше позиций в выдаче.

Появляются новые алгоритмы и версии поиска (Yandex Y2, новые E-A-T-факторы, Helpful Content Update, Core Updates и т. д.). Это значимый фактор в формировании новых подходов к SEO-оптимизации. Еще до конца непонятно, как изменится поисковая выдача в связи с Y2, но уже видно, что новый поиск «Товары», может сильно отразиться на кол-ве получаемого трафика на товары интернет-магазинов.

После отключения Google Рекламы (доля была ~50%) SEO стал единственным способом контакта со всей аудиторией Google в России. Таким образом, SEO стал еще более значимым каналом.

Вопрос 2
О чем важно помнить при работе с SEO? Как добиться результатов?
Павел Никулин

Demis Group

Волшебных таблеток для получения результатов нет — это можно сказать про обе поисковые системы. Если компания хочет получить лиды из органики, тогда нужно работать над всем, над чем можно работать в принципе: развитие сайта, UX, контент, ссылочная масса и т. д. У поисковых систем цель всегда одна — оценить качество сайта.

Например, крайне важным остается usability. Несмотря на то что обе поисковые системы используют для ранжирования сайтов разные алгоритмы, все они утверждают, что юзабилити — это очень существенный критерий для анализа. 

Мы в агентстве Demis Group всегда настаиваем на том, что бизнес должен развиваться не только в offline, но и в online. Пользователи интернета очень требовательные. Им нравятся красивые, удобные и понятные ресурсы. Здесь можно провести параллель с маркетплейсами: пользователи сравнивают функциональность, дизайн, удобство использования сайтов, на которые заходят, с уже полюбившимися и привычными маркетплейсами. То же можно сказать и о требованиях к доставке, процессу покупки, предлагаемым скидкам, гарантиям на товар и всему остальному. Сайтам в e-commerce по usability всегда лучше быть приближенными к крупным платформам электронной коммерции.
Кроме этого, обе поисковые системы уделяют большое внимание оценке бизнеса в целом. Это особенно важно для компаний, работающих в сфере финансов, медицины, банковском секторе. Приведу пример из медицинской сферы. Чтобы поисковые системы могли оценить качество бизнеса, работы с юзабилити и техническими характеристиками сайта недостаточно. Важно также проработать карточки врачей и клиники, в том числе на популярных агрегаторах, отразить репутацию и описать направления деятельности. Нельзя забывать и о репутации внутри Сети (SERM). Чтобы пользователи, находя отзывы о конкретном враче, могли по органике понять, что они положительные и у клиники в целом.

Главное — работать в комплексе, тогда и результат будет максимальным!

Петр Савинов

Seowizard.ru

Продвижение в поисковых системах в общем и целом — достаточно системный и простой процесс. Проанализировать конкурентов и нишу, подобрать семантическое ядро для продвижения, кластеризовать и распределить ядро по страницам сайта, провести технический аудит и исправить выявленные ошибки, провести текстовую оптимизацию, нарастить ссылочную массу сайта, наладить мониторинг позиций и публикацию новых страниц для продвижения на сайте. Но каждый из этих этапов требует определенных компетенций и специализированных инструментов для достижения результата.
Самое главное — после достижения результата не останавливаться и продолжать заниматься развитием сайта: добавлять новые запросы в работу и следить за актуальными факторами ранжирования.

Анастасия Полева

Performance Group

Важно помнить, что SEO — это фундаментальный вклад в развитие сайта и бизнеса. В краткосрочной перспективе достаточно сложно добиться результатов, особенно для ниш с большим спросом, так что не стоит надеяться и верить обещаниям псевдопрофессионалов. Для достижения результата стоит обращаться к надежным компаниям, которые могут выполнить аудит либо помочь закрыть полный цикл работ от аудита до реализации. Скрупулезная проработка семантики — это только часть задачи, особенное внимание стоит уделять оптимизации сайта и его работоспособности.

Константин Бровка

«Детский мир»

Важно понимать, что результаты SEO на 60% зависят от SEO-специалиста, а остальная часть — это продукт, IT, коммерция и маркетинговая поддержка в целом, так как чем больше узнаваемость бренда, тем проще будет продвинуть сайт. При этом SEO является фундаментом, то есть, если сделать вторые 40%, но не сделать ничего для оптимизации, трафика из поисковых систем вы не получите.

Дополнительно стоит отметить, что продвижение под «Яндекс» и Google отличается. Для «Яндекса» нужно усилиться в рекламе, так как важна доля прямых и брендовых переходов. Для Google нужно работать со скоростью загрузки сайта, качеством контента, внешними ссылками. Поэтому необходимо продумать стратегию SEO-оптимизации и, если ваш бюджет ограничен, стоит определиться с поисковой системой и сфокусироваться на улучшении факторов ранжирования данной поисковой сети.

То, что объединяет все поисковые алгоритмы, — это mobile friendly. Все ваши проекты должны иметь адаптированные под мобильные устройства версии.

Юлия Воронцова

GA.MA Russia

SEO-продвижение — это постоянная, систематическая и разносторонняя работа специалистов Демис — от копирайтера до UI-дизайнера совместно с нашими менеджерами. Нет тут быстрого эффекта. Но ценность SEO-продвижения для нас состоит, во-первых, в более-менее предсказуемых результатах на фоне ситуации с платным трафиком и отключением рекламы в ресурсах Google и Facebook (признанный в нашей стране экстремистской организацией). Это позволяет нам планировать не только свои продажи, но и новые проекты по развитию нашего магазина, запускать новые сервисы и услуги для наших клиентов.

И во-вторых, это ведь еще необходимость инвестиций в инфраструктуру сайта, его удобство и пользовательский опыт, что работает в любом случае на нас и наших покупателей, независимо от того, каким образом они попали на наш сайт, являются ли они новыми или постоянными клиентами и пр.

Вопрос 3
Как современные технологии (в том числе нейронные сети) меняют подход к SEO?
Павел Никулин

Demis Group

Demis Group давно смотрит в сторону нейронных сетей. Сейчас мы применяем их для создания текстов и заголовков для страниц, видеороликов, а также в UX- и UI-анализе. Это позволяет генерировать уникальный полезный контент, который закрывает большинство запросов пользователей и улучшает поведенческие показатели сайта, конверсию, что в конечном счете положительно влияет на позиции.

Как показывает практика, пользователи доверяют лидерам мнений, привыкли оценивать товар «лицом». Поэтому мы делаем видеопродакшен для определенных видов бизнеса и тоже с помощью нейронных сетей. Для этого в Demis Group разработан сервис AILLUSIO, который создает полноценные видеопрезентации, имея на входе текст о товаре и ряд изображений.

Самая главная сложность таких сервисов — получить качественный видеоряд с диктором, который затем можно использовать для создания любого ролика. При этом получить естественную анимацию лица вне зависимости от того, какой текст зачитывает диктор. Качество анимации многих существующих сервисов нам не подходило, и мы решили создать свой. Для этого сначала на хромакее отсняли профессионального актера. А затем обработали полученные кадры с помощью собственной нейросети.

В готовый сервис загружается текст и ряд изображений. После чего ИИ обрабатывает данные и выдает готовый ролик, где диктор зачитывает текст, а на фоне появляются иллюстрации.

Также в Demis Group разработали инновационный сервис Nigma, который в 2016 году получил аккредитацию в «Сколково». Благодаря использованию нейронных сетей Nigma оценивает качество сайта, говорит, какие блоки могут пользователям не нравиться по тем или иным причинам, и дает рекомендации по их корректировке. 

Например, может оценить цветовую гамму сайта, подсказать, что в ней может не понравиться пользователям, предложить решения. Сервис Nigma позволяет нам повысить качество проработки сайта, повлиять на поведенческие характеристики, повысить удобство ресурса для пользователя. Что не только положительно сказывается на позициях, но и улучшает конверсионные показатели.

Петр Савинов

Seowizard.ru

Мы активно используем при разработке SEO-инструментов нейронные сети. В частности, в системе Seowizard.ru мы анализируем множество факторов — от частотности и региональности запроса, до динамики ссылочной массы конкурентов, чтобы сформировать для сайта нашего клиента эффективную стратегию линкбилдинга. В зависимости от результата применяемых стратегий по размещению ссылок система подстраивает свои алгоритмы и учитывает в следующих итерациях успешный опыт.
Анастасия Полева

Performance Group

Нейронные сети помогают поисковику анализировать контент на сайте исходя из контекста и смысла, а не только по ключевым словам. Но поисковые алгоритмы и так используют эту модель с 2016 года. Просто сейчас нейросеть научилась распознавать более тонкие сигналы в поведении людей и на основании этого присваивать сайту ту или иную позицию. Какой из этого вывод? Растет планка качества контента. Поэтому нужно больше работать с юзабилити сайта и привлекательностью контента, чтобы были высокие поведенческие факторы на страницах.

Вопрос 4
Изменились ли требования к качеству лидов за 2022 год?
Павел Никулин

Demis Group

Мы не видим у наших заказчиков существенных изменений в требованиях к лидам. При этом растет доля клиентов, которые приходят с запросом «вложить деньги и через месяц получить огромное количество лидов». В основном такому пониманию способствует ситуация на рынке. В текущих условиях велик запрос на быстрый возврат вложенных в продвижение средств. Но несмотря на то, что SEO — инвестиционная история, канал дает самый устойчивый поток лидов даже в кризисный период, что позволяет быть на шаг впереди конкурентов.

Петр Савинов

Seowizard.ru

Если отвечать на вопрос в плоскости SEO, то поменялось требование клиента. Если 10 лет назад клиент от SEO требовал позиции по определенным запросам, 5 лет назад — стал требовать трафик по запросам, то текущие реалии показывают нам клиента, который от SEO требует лиды. Высокими позициями, которые приводят неконвертируемый информационный трафик, нельзя заплатить зарплату сотрудникам.
Поэтому важно на начальном этапе продвижения откалибровать запросы, оставив максимально конверсионные. Чтобы не потратить зря время и деньги на продвижение запросов, которые не дадут лидов и результата.
Денис Егоров

«Холодильник.ру»

На рынке электронной коммерции в 22-м году также произошли тектонические изменения. Клиентский сервис, пользовательский опыт и качество вашего продукта — основной драйвер роста, который может быть использован на падающем рынке, с которого ушли крупные иностранные игроки. Я не думаю, что дело в изменении качества лидов, — скорее, в изменившемся за последние 3 года паттерне поведения покупателя, который привык к тому уровню сервиса и качеству продукта, который предоставляют маркетплейсы. Какого бы качества ни были ваши лиды, если вы не можете доставить товар на следующий день, если у вас недоступны большинство из способов оплаты товара в кредит/рассрочку, если процесс возврата товара запутан, а способы получения ограничены, — никакие, даже высококачественные бесплатные органические лиды вашему бизнесу не помогут. И наоборот: если сервис, опыт и качество у вас на высоте — любой наполовину случайный клик будет приносить вам доход.
Анастасия Полева

Performance Group

Поскольку существенная доля каналов привлечения отвалилась, все начали искать альтернативные источники. В основном это каналы, работающие на привлечение по верхнему уровню воронки, а значит, качество самого трафика стало ниже, при этом требования к качеству лидов выше. Компании, которые незначительно вкладывали в перформанс-каналы и не имеют возможности использовать дорогостоящие инструменты верхнего уровня воронки, оказались в сложном положении. На классическом контексте аукцион перегрет, минимальный порог входа для получения результата повышается с каждым годом.
Константин Бровка

«Детский мир»

К качеству лидов — особых изменений нет, скорее есть изменение в типе платформ. Вначале увеличился спрос на количество установок мобильных приложений (а не просто заказы на сайте), а вот дальше было изменение в качестве. Сейчас большинство хочет не просто роста установок, а установку + заказ, так как KPI в виде одних установок создает большое количество фрода.

Юлия Воронцова

GA.MA Russia

Требования к качеству лидов не поменялись. По-прежнему следим за конверсией, CPL, ДРР, средним чеком и количеством отмененных заказов по каждому каналу привлечения трафика. Качество лидов всегда было выше в SEO-канале, с минимумом отмен и большим средним чеком. CPL в SEO всегда был и есть один из минимальных на фоне других каналов — ниже только в канале e-mail-рассылок, но с рассылок у нас небольшой трафик из-за специфики продукта: техники для волос, которую люди не покупают каждый день, так как пользуются долго.

В последнее время, однако, стоимость заявки в SEO подрастает — посмотрим, как эта тенденция будет развиваться! По количеству лидов значительной динамики в SEO не видим, а в контексте она резко отрицательная. При этом по конверсии неоднозначная ситуация — периодически она была выше в канале контекстной рекламы, но CPL резко вырос, и снизилось количество заявок.

Вопрос 5
Лидогенерация в 2023 году. Какие направления можно назвать наиболее перспективными?
Павел Никулин

Demis Group

Я бы назвал работу с клиентским опытом и юзабилити главными инструментами, которые позволят в 2023 году и дальше раскачивать SEO, увеличивая отдачу от этого канала. 2022 год научил нас тому, что каналы лидогенерации могут меняться, отключаться и дополняться. В таких условиях качественный сайт, который упрощает поиск нужных товаров, — надежный источник относительно недорогих лидов.

Вместе с тем пользователи становятся все более требовательными к тому, какой контент и в каком виде потребляют. Принцип «больше трафика — больше продаж» перестал работать. Поэтому важно заботиться не только о высоких позициях ресурса. Старайтесь максимально оптимизировать каждый этап воронки продаж — от рекламы и поиска товаров/услуг на сайте до общения с менеджером и доставки.

Петр Савинов

Seowizard.ru

Поисковое продвижение сайта останется самым надежным источником получения лидов. Вместе с тем я рекомендую уделить внимание следующим перспективным направлениям:

  • «Дзен». Запускайте и развивайте блоги на «Дзен», они очень хорошо ранжируются и приносят качественный трафик.
  • «Яндекс.Карты», Google.Maps, 2GIS — если вы офлайн-бизнес, для вас продвижение в этих каналах даже приоритетнее, чем SEO.
  • VK, который показывает серьезный рост своей аудитории. Отдельно стоит отметить, что карточки VK хорошо ранжируются в «Яндексе» и Google, иногда их продвинуть даже проще, чем собственный сайт.
Денис Егоров

«Холодильник.ру»

Я бы, наверное, обозначил те направления и тренды, которые вызывают у меня опасения. Прежде всего — это вероятность закрытия YouTube в РФ в следующем году. В ответ мы можем получить не только остановку работу ПС Google, но и отключение андроид-устройств. Как это скажется на SEO, IT-инфраструктуре и электронной коммерции в целом — пусть каждый решает для себя сам. Вторым трендом, вызывающим у меня опасение, является сильная монополия «Яндекса» (которая уже выражается в одностороннем изменении условий с их стороны: например, отмена агентских комиссий для крупных клиентов, список которых составляет сам «Яндекс», отмена бесплатных тарифов для бизнеса в «Яндекс 360» и т. д. и т. п.). Если «Яндекс» пойдет по пути госмонополии, рынок ждут серьезные изменения, которые вряд ли кого-то обрадуют.
Анастасия Полева

Performance Group

Потребление видеоконтента с каждым годом увеличивается, с большой долей вероятности эта тенденция сохранится и в следующем году. Как результат — видеореклама будет расти и развиваться, будут появляться новые инструменты запуска и систем автоматизации. Для повышения эффективности с точки зрения лидогенерации будут готовить разный видеоконтент под определенные сегменты ЦА. В том числе перспективным направлением продолжит быть партнерский маркетинг — шеринг аудиторий и существующих баз, коллаборации брендов помогут приводить качественные лиды.

Константин Бровка

«Детский мир»

Для каждого вида бизнеса будут свои перспективные каналы, и довольно тяжело выбрать что-то общее. Пожалуй, универсальными и перспективными будут такие направления, как SEO (из-за ухода Google Рекламы), CRM-маркетинг (практически во всех бизнесах есть кросс-продажи или повторные продажи), а также influence-маркетинг по CPA (таким образом можно как получить продажи, так и повысить узнаваемость бренда).

Юлия Воронцова

GA.MA Russia

В этом году органический трафик на Gamaprofessional.ru составляет 40% в структуре нашего трафика и приносит около 50% заказов нашего онлайн-магазина. Это, по сути, для нас основной канал привлечения клиентов. В планах на 2023 год — фокусироваться и дальше на SEO, работе с текущей базой клиентов, развитии отношений с партнерами. Платные каналы будем периодически тестировать, включать рекламу под акции, но фокуса на них не будет до тех пор, пока стоимость клика и заявки не станет приемлемой.

на вопросы отвечали
свернуть

Итоги года в других сегментах

Digital изменился, но насколько долгосрочными будут эти изменения? Что ждать отрасли от будущего и как к нему подготовиться? Подводим итоги 2022 года в индустрии интернет-рекламы вместе с экспертами отрасли и icontext.
Индустрия performance находится в фазе активной перестройки. Прошедший год изменил вектор, но не остановил прогресс. Подводим итоги 2022 года и просчитываем сценарии будущего вместе с Kokoc Group и экспертами рынка.
Как спорт выживал в «цифре» и удалось ли брендам вернуться в игру после такой большой паузы? Итоги 2022 года глазами брендов и команды «Лиги Ставок».
До 2022 года об использовании или разработке MarTech (в той или иной степени) заявлял практически любой бренд и агентство. 2022-й стал неким водоразделом, четко определившим те компании, которые фокусируются на развитии технологий и не видят без них свое дальнейшее развитие. Подводим итоги года вместе с лидерами отрасли и Deltaplan Group.
В проекте «Разговоры 2022» редакция AdIndex вместе с топ-менеджерами рекламной и IT-индустрии, а также главами маркетинга крупнейших рекламодателей подвели итоги года, от которого начнет отсчет новая история российского маркетинга. Люди, определяющие развитие рынка, поделились своей аналитикой 2022 года и рассказали, что будет в фокусе их внимания в 2023 году
В 2022 году законодательство о рекламе начало серьезную трансформацию — государство обязало индустрию регистрировать всю интернет-рекламу. Вопреки опасениям, новые нормы не разрушили цифровой рынок, но серьезным образом его изменили. Как учет интернет-рекламы уже сказался на рынке и к чему еще приготовиться игрокам — рассказали представители рекламных агентств, брендов и отраслевых организаций, участвующие в обсуждении актуализации ФЗ «О рекламе»
E-commerce и ретейл в этом году начали играть принципиально новую роль на российском рынке рекламы — этот сегмент стал крупнейшим рекламодателем на ТВ, а также изменил цифровой ландшафт, предложив брендам диджитал-инвентарь взамен ушедших площадок. Какое развитие эти тенденции получат в 2023 году — в ответах крупнейших игроков рынка
Отечественные платформы столкнулись с небывалым вызовом после ухода с рынка большинства зарубежных конкурентов. Настоящее и будущее индустрии AdTech глазами экспертов рынка в нашем совместном проекте с рекламной платформой «МТС Маркетолог».
В 2022 году многие бренды претерпели трансформацию. Некоторые компании полностью ушли с рынка, другие продолжили работу в обновленном формате. Изменился и маркетинг. В основе эффективности сегодня лежит достижение максимально быстрых результатов. Каким был 2022 год и каким будет 2023 — обсуждаем вместе с рынком и E+ Awards.
Мир на пороге новых открытий. Российский рекламный рынок так точно. Произошедшие в 2022 году события заблокировали много возможностей для построения бизнеса в интернете. Однако в то же самое время появились и новые точки роста. Где рекламному бизнесу найти успешное завтра — отвечаем в совместном проекте с лидерами рынка и Digital Alliance.
–ейтинг@Mail.ru