MarTech
При поддержке
Реклама ООО «Биг Медиа Компани»
erid: 2Vtzqx4kgD8 Архив

Данных больше, денег меньше

За последние десять лет технологии в маркетинге эволюционировали от e-mail-рассылок до ИИ-систем поведенческого анализа — и сейчас пять из семи глобальных отраслевых трендов по версии Deloitte связаны с цифровизацией.

Глобальный рост, локальный упадок

В 2011 году на мировом рынке было представлено около 150 MarTech-сервисов, а в 2022 их число приблизилось к десяти тысячам. Подсчеты провели гуру оптимизации маркетинга Скотт Бринкер и Франц Римерсма — и опубликовали их 3 мая, в первый в истории международный день MarTech.

Если сопоставить эту инфографику с отчетами прошлых лет, видно, что последние два года быстрее прочих MarTech-направлений растут решения для менеджмента — их стало больше на 67% с 2020-го. За ним следуют категории «контент и опыт» с 34% и «коммерция и продажи» с 24%.

Другими словами, несмотря на экономические вызовы последних месяцев, глобальная индустрия маркетинговых технологий продолжает бурно развиваться. Так, по разным оценкам, в 2021 году ее капитализация составила от $167 до $344 млрд — а к концу 2022-го объемы MarTech и SalesTech превысят $509 млрд, считают аналитики LXA.

В России ситуация сложнее: уход и блокировка иностранных рекламных платформ и аналитических инструментов, отток инвестиций, снижение покупательной способности — все это сказывается на темпах развития маркетинговой отрасли. Так, прошлогоднее исследование GetResponse и РАЭК показало, что отечественный рынок маркетинговых В2В SaaS не превышает 19 млрд рублей, а Dsight говорят, что в России сейчас около тысячи MarTech-стартапов — и многие из них в зачаточном состоянии.

Чтобы показатели выросли, предпринимателям нужно активно запускать новые проекты и предлагать решения взамен ушедших. Однако местный венчурный рынок находится в состоянии стресса: на первые два квартала 2022 года пришлось всего 84 сделки — это, по мнению аналитиков Dsight, «не только в два раза меньше, чем годом ранее, но и исторический антирекорд как минимум с 2016-го».

Доля венчурных инвестиций в MarTech еще скромнее: как указывает Dsight, в 2021 году она составила 3% от общего объема, в первом полугодии 2022-го — 4%. За этот период лишь две сделки превысили порог в $10 млн: в мае $22 млн от Updata Partners получила платформа для анализа данных маркетинга и продаж Improvado, а в июне $24 млн от фонда Fintera привлекла компания-разработчик инструментов цифрового маркетинга Retail Rocket. Причем оба проекта, хотя и основаны выходцами из России, работают на рынках США и Европы соответственно.

ИИ, ноукод и «большие операции»

Что касается основных трендов отрасли, Скотт Бринкер и Джейсон Болдуин (еще один авторитетный эксперт) уверяют: сформировавшиеся в 2022-м тенденции останутся актуальными и в последующие годы.

В первую очередь аналитики говорят о развитии e-commerce. Современные маркетологи должны учитывать возможности DeFi, NFT и прочих блокчейн-решений: чем проще, быстрее и прозрачнее транзакции, тем больше продаж и клиентов. К тому же онлайн-продажи теперь востребованы и в B2B: около 2/3 бизнес-покупателей предпочитают удаленное взаимодействие или цифровое самообслуживание, причем 35% готовы дистанционно потратить за раз более полумиллиона долларов. К таким выводам пришел McKinsey еще в конце 2021 года.

Далее — спрос на no-code-инструменты продолжает расти. Темп работы ускоряется, и здесь очень кстати сервисы, которые помогают маркетологам самостоятельно, быстро и дешево решать задачи вроде создания лендингов и чат-ботов. Чаще всего, по данным Albato, с помощью ноукодерских технологий автоматизируют лидогенерацию, работу с рассылками и воронками продаж.

Особенный вес набирает концепция BigOps: она подразумевает систематизированный и автоматизированный обмен свежими данными между бизнес-юнитами и их глубокий анализ. Причем для маркетинга будет полезна любая информация об аудитории — неважно, со стороны производства, дистрибуции или поддержки она поступит.

Многие другие специалисты — например, Deloitte — добавляют к этому списку переосмысление конфиденциальности. Ведущие браузеры постепенно отказываются от сторонних cookies: Mozilla Firefox и Apple Safari добавили ограничения еще в 2019–20 годах, а Google Chrome планирует обновиться ко второй половине 2024-го. При этом 80% компаний в мире продолжают полагаться на сторонние данные, а каждый второй бизнес вообще не готов к их отмене, следует из отчета Twilio. Это означает, что рынку как никогда нужны альтернативные инструменты для отслеживания и интерпретации поведения пользователей.

Среди перспективных трендов стали называть и Web3, и метавселенные, — но, как подчеркивает Скотт, это слишком ранние технологии для маркетингового мейнстрима. А вот решения с узким искусственным интеллектом — особенно нейросети для обработки естественного языка и генерации и редактирования изображений, текстов и прочего контента — в этом году получили свою минуту славы. Умные программы создали клип для группы Die Antwoord, нарисовали картину, победившую на престижной выставке в Колорадо и взорвали соцсети синтезированными портретами на основе снимков пользователей.

Со временем ИИ-сервисы позволят добиться гиперперсонализированного потребительского опыта — особенно в сочетании с BigOps. В целом, как говорят Скотт и Джейсон, нас ждет эпоха «расширенного» маркетинга: MarTech будет все сильнее сливаться со стеком прочих бизнес-технологий, и это заметно расширит возможности маркетологов и рынка в целом.

на вопросы отвечали
«Почта России»
«Контур»
строительная компания «Теремъ»
программа лояльности «СберСпасибо»
свернуть

Итоги года в других сегментах

Digital изменился, но насколько долгосрочными будут эти изменения? Что ждать отрасли от будущего и как к нему подготовиться? Подводим итоги 2022 года в индустрии интернет-рекламы вместе с экспертами отрасли и icontext.
Индустрия performance находится в фазе активной перестройки. Прошедший год изменил вектор, но не остановил прогресс. Подводим итоги 2022 года и просчитываем сценарии будущего вместе с Kokoc Group и экспертами рынка.
Как спорт выживал в «цифре» и удалось ли брендам вернуться в игру после такой большой паузы? Итоги 2022 года глазами брендов и команды «Лиги Ставок».
В проекте «Разговоры 2022» редакция AdIndex вместе с топ-менеджерами рекламной и IT-индустрии, а также главами маркетинга крупнейших рекламодателей подвели итоги года, от которого начнет отсчет новая история российского маркетинга. Люди, определяющие развитие рынка, поделились своей аналитикой 2022 года и рассказали, что будет в фокусе их внимания в 2023 году
В 2022 году законодательство о рекламе начало серьезную трансформацию — государство обязало индустрию регистрировать всю интернет-рекламу. Вопреки опасениям, новые нормы не разрушили цифровой рынок, но серьезным образом его изменили. Как учет интернет-рекламы уже сказался на рынке и к чему еще приготовиться игрокам — рассказали представители рекламных агентств, брендов и отраслевых организаций, участвующие в обсуждении актуализации ФЗ «О рекламе»
E-commerce и ретейл в этом году начали играть принципиально новую роль на российском рынке рекламы — этот сегмент стал крупнейшим рекламодателем на ТВ, а также изменил цифровой ландшафт, предложив брендам диджитал-инвентарь взамен ушедших площадок. Какое развитие эти тенденции получат в 2023 году — в ответах крупнейших игроков рынка
Отечественные платформы столкнулись с небывалым вызовом после ухода с рынка большинства зарубежных конкурентов. Настоящее и будущее индустрии AdTech глазами экспертов рынка в нашем совместном проекте с рекламной платформой «МТС Маркетолог».
В 2022 году многие бренды претерпели трансформацию. Некоторые компании полностью ушли с рынка, другие продолжили работу в обновленном формате. Изменился и маркетинг. В основе эффективности сегодня лежит достижение максимально быстрых результатов. Каким был 2022 год и каким будет 2023 — обсуждаем вместе с рынком и E+ Awards.
SEO
Поисковая оптимизация остается актуальной в любое время. В 2022 году ее роль только возросла. При этом индустрия не стоит на месте, появляются новые технологии и решения для развития. Подводим итоги на рынке SEO и лидогенерации вместе с агентством Demis Group.
Мир на пороге новых открытий. Российский рекламный рынок так точно. Произошедшие в 2022 году события заблокировали много возможностей для построения бизнеса в интернете. Однако в то же самое время появились и новые точки роста. Где рекламному бизнесу найти успешное завтра — отвечаем в совместном проекте с лидерами рынка и Digital Alliance.
–ейтинг@Mail.ru