Сергей Костров
Какие события стали главными для рынка рекламы, с какими показателями закончил digital-рынок 2023 году и чего ожидать в будущем.
-
Какие события 2023 года вы бы назвали главными для рынка digital-рекламы в России?
-
Важнейшими событиями в сфере digital-рекламы в России стали запуск Telegram Ads и «VK Клипы». У участников рынка появились новые инструменты и платформы для рекламы. На рынок также серьезно повлияли новые требования к маркировке рекламы и полномасштабный запуск ОРД.
Мы видим тренд на увеличение рекламной активности экосистем — «Яндекс», «Сбер», МТС и их партнеры увеличивают присутствие на рынке digital-рекламы, как создавая инвентарь, так и используя его для продвижения.
-
Меняется ли потребитель в интернете? Как рекламодателям работать с разными сегментами аудитории, например, с людьми старшего поколения?
-
Вместе с изменениями в предпочтениях широких масс меняется и модель потребления. Это постоянный процесс, и крайне важно следить за ситуацией. Например, главный тренд 2023 года — это смена поискового поведения. Раньше пользователи искали товары при помощи Google и «Яндекс», а сейчас сразу ищут на маркетплейсах. Этот тренд отчасти обусловлен временной потерей «Яндексом» главной страницы.
Работа с различными сегментами — тонкий процесс кастомизации, важны не только возрастные срезы, но и ряд других факторов, таких как географическое положение, интересы и предпочтения. Если говорить про людей старшего поколения, я бы разделил эту аудиторию на две группы. Первая находится в процессе трансформации, научилась использовать практически все возможности и блага цифровой среды. Поиск представителей этой аудитории в первую очередь фокусируется вокруг конкретных потребительских предпочтений. 90% группы приходится на крупные города-миллионники, преимущественно Москву и Санкт-Петербург, что мы учитываем в настройках. Вторая группа менее активна, использует цифровую среду для базовых целей, таких как чтение новостей, отслеживание жизни близкого окружения в социальных сетях, а также навигация на местности — поиск магазинов и конкретных локаций. Учитывая эти факторы, мы используем различные таргетированные РК в интернете, а также воздействуем на top of mind другими путями, например через коллаборации с лидерами мнений, репрезентативными для этой аудитории.
-
Что стоит ждать рынку от 2024 года?
-
Рекламный рынок показывает двузначный рост, но при этом мы наблюдаем дефицит качественного охватного инвентаря и, как следствие, существенный рост цен на рекламу в медиа. Повышение стоимости единиц закупки, по нашим прогнозам, составит порядка 20–30%. Конкурентная среда прогрессирует в соответствующей корреляции, что может подтолкнуть рынок к еще большему росту стоимости, а значит, можно ожидать новые продукты и предложения. Возможно, мы увидим новый виток развития рекламных возможностей Telegram и VK.