Что это было: реклама на ТВ подорожала, а доходы блогеров «Телеграма» упали
Новый выпуск рубрики «Что это было», где каждый месяц AdIndex подбирает самые значимые события рекламного рынка, дополняя их аналитикой и оценками специалистов отрасли. Рассказываем про «липучесть» рекламы, рост стоимости ТВ-инвентаря и снижение доходов топ-блогеров в «Телеграме»

ТВ поднимает ставки
Реклама на федеральном телевидении в России подорожает в среднем на 28% со следующего года, сообщают «Ведомости» со ссылкой на Национальный рекламный альянс (НРА). Рост цен будет неравномерным: больше всего он затронет развлекательные и спортивные каналы — ТНТ (+39%), СТС (+37%) и «Матч ТВ» (+36%). Средний рост по остальным телеканалам составит от 30% до 33%. По данным издания, на 2026 год уже раскуплено около 60% телерекламного инвентаря.
Павел
Белянин, коммерческий директор RGB Graphics:
«Аудитория на ТВ будет с каждым годом падать, и постоянно "накачивать" ее расширением панели измерений за счет мелких населенных пунктов или добавлением цифр от смотрения ТВ-контента на других девайсах не получится! А так как ТВ само выбрало основной валютой своих продаж именно аудиторные данные и свернуть с этого пути практически невозможно, то единственным способом наращивать свою выручку является рост цен. Безусловно, в текущей экономической ситуации заявленная инфляция в 30% и выше не является оправданной и достижимой, но как стимул для некоторых клиентов продлить сделки по старым ценам, это вполне резонный шаг.
Безусловно, другие медиа и наша цифровая наружная реклама только выиграют от подобных шагов ТВ-селлера. Уже сейчас мы видим реальные примеры сокращения или полного снятия бюджетов с ТВ и их перевода на наш канал коммуникации с аудиторией. Диджитал-наружка (DOOH) была и остается эффективной возможностью достичь широкого охвата в кратчайшие сроки. Мы ожидаем реальную инфляцию на ТВ в районе 10-15%, а в DOOH на уровне 5-10%».
Рекламе нужна «липучесть»
По данным OMD Resolution, 65% рекламы забывается в течение 48 часов после контакта с аудиторией. Об этом заявила Анна Жукова, директор по развитию агентства, выступая на конференции «День Бренда». Эксперт отметила, что в эпоху трехсекундного внимания выигрывает не громкость, а «липучесть» — способность бренда задерживаться в памяти потребителя. Это особенно важно для нишевых категорий, где бюджеты ограничены.
Наталия
Фролова, генеральный директор и сооснователь VOX (входит в состав
Adtech-экосистемы Hybrid):
«Это абсолютно нормально в современном мире с огромным количеством информационного шума: работа, семья, личные дела, соцсети и прочий контент. Память удерживает только важное и “откладывает” лишнее. С годами рекламы стало больше и ролики короче. Причем среднее время контакта падает: в диджитале оно сократилось с 3 секунд до 1,65 секунды. Но когда возникает потребность — человек вспоминает ту рекламу, где контакт был качественным.
Сегодня «прилипнуть» креативу сложно: у аудитории выработался иммунитет к рекламе. Старые “шедевральные” ролики по минуте уже не запустишь — эфир дорогой, а внимание рассеянное. В диджитал-рекламе помогают WOW-эффекты и размещение в фокусе экрана, например in-image размещения. Нейроисследования показали, что такие баннеры запоминают чаще и только они вызывают радость и удивление. А видео и аудио работают навязчивые мотивы и легко запоминающиеся фразы с названием бренда.
Чтобы реклама действительно запоминалась, недостаточно только охватов. Нужны креатив, сегментация и релевантность. Кампании стоит подстраивать под разные аудитории и стадии спроса. Сообщение должно быть простым, а бренд считываться мгновенно.
В диджитале эффективнее работают интерактивные форматы, WOW-эффекты, фокусные плейсменты. Например, наш новый формат на базе AI – VOX Conversation. Он представляет собой чат-бот, который встраивается в наши заметные in-image и in-content креативы и позволяет провести персональную консультацию пользователя в момент показа рекламы. Учесть его потребности и подобрать для него наиболее подходящее предложение.
ИИ помогает создавать персонализированные креативы и интерактивные форматы. А нейроисследования позволяют понять, что действительно запомнил пользователь и какие элементы вызывают эмоции и внимание. Реклама часто “додумывается” аудиторией иначе, чем предполагает команда».
Ольга
Островская, брендком директор Ailove:
«Скорость и количество контента достигла невероятных масштабов.
Мы живем в эпоху scroll culture: каждую минуту потребляем десятки визуальных стимулов: сериалы, баннеры, сторис, рилсы, тиктоки. Иногда даже одновременно на нескольких устройствах. Средний человек взаимодействует с более чем 10 тыс. рекламных сообщений в день, но осознанно запоминает лишь единицы. Причина в том, что мозг не успевает за информационным потоком. Контент потребляется на скорости х2, без когнитивной обработки и не закрепляется в памяти.
Проблема не только в количестве контента, но и в глубине контакта. Чтобы запомниться, бренд должен вовлекать пользователя внутрь опыта, а не просто показывать сообщение. На первый план выходят диджитал спецпроекты, где человек не просто видит рекламу, а участвует в ней: играет, проходит тест, выбирает, создает контент, соревнуется, получает персональный результат или приз. Такие механики создают эмоциональный след и делают бренд частью личного опыта пользователя.
Не думаю, что с точки зрения креатива что-то глобально изменилось. Его задача все та же — попадать в аудиторию, понимать, чем она живет, и говорить на ее языке. Меняются только формы и контексты, но принцип остается. Креатив должен уметь переизобретать себя, искать новые ходы, при этом не забывая о силе классических приемов. Он живет за счет людей, которые не боятся быть чуть смелее и выходить за рамки своей категории. И, пожалуй, единственное, что действительно стало относительно новым, это необходимость учитывать фрагментарность медиа - то, как и где человек сталкивается с креативом. Сегодня важно, чтобы идея не терялась между форматами, а адаптировалась под разную среду и оставалась заметной в любом контексте».
Доходы от «Телеграма» падают
По данным «Ассоциации блогеров и агентств», доходы топ-блогеров в «Телеграме» за три квартала 2025 г. сократились почти на 20% — с 144 до 119 млн руб. Такое заявление появилось на фоне того, что рекламодатели переходят из запрещенных в РФ соцсетей, и «Телеграм» становится для них одним из приоритетных вариантов. В качестве одной из причин снижения доходов эксперты называют рост конкуренции отечественных платформ.
Ксения
Пивоварова, COO в ETC Agency:
«Современные реалии диктуют новые правила работы с авторским контентом. В течение последних лет мы сталкиваемся с изменениями фактуры рынка — начиная от законодательной базы и продолжая развитием и появлением новых площадок и сервисов, с которыми так или иначе нужно учиться работать. Освоение новых инструментов и площадок — задача непростая, требующая не только времени, но и финансовых вложений. Это, в свою очередь, влияет на распределение рекламных бюджетов между привычными и новыми ресурсами. Однако делать окончательные выводы пока рано — продолжаем наблюдать за развитием ситуации».