Наталия Прокопьева
Как выглядел рынок фармы в 2023 году, в каких сегментах произошли изменения и какие возможности открывают технологии для продвижения этого сегмента в будущем.
-
Какая динамика наблюдается сегодня на фармацевтическом рынке России?
-
Полагаю, что понятие фармрынка избыточно широкое, чтобы дать сколь-либо однозначный ответ, поэтому позволю себе сосредоточиться на рынке БАД, где мы являемся бессменным лидером и обладаем многолетней экспертизой.
Так что, что касается рынка БАД, то его ключевыми характеристиками за последние несколько лет стали кратный рост конкуренции и издержек у производителей. За последние пять лет количество продуктов в категории «БАД» выросло в полтора раза, а количество производителей — на треть. При этом в натуральном выражении показатели рынка находятся на уровне 2020 года — то есть рынок не растет в упаковках. Если говорить о динамике в рублях, то и здесь она находится на уровне инфляции, а то и ниже.
Поэтому главной задачей наступающего 2024 года для производителей станет решение вопроса об эффективной конкуренции.
-
Какие маркетинговые и рекламные инструменты можно назвать наиболее эффективными для продвижения лекарственных препаратов и брендов по итогам 2023 года?
-
Учитывая общую ситуацию на рынке, наличие у бренда собственной DTC-системы становится ключевым фактором, позволяющим нивелировать риски конкурентного давления. Здесь хотелось бы отметить, что значимым для нас в 2023 году событием стал запуск собственного мобильного приложения под брендом Fitomarket — это тем более значимо, что до 60% покупок совершается пользователями именно при помощи мобильных телефонов.
-
Конкурентная борьба фармбизнеса за потребителя сейчас разворачивается на нижнем этапе воронки продаж.Как конкурировать в подобных условиях?
-
Действительно, это центральный вопрос для производителей БАД сегодня. И я хочу подчеркнуть, что в 2024 году ключевым капиталом бренда станут его знание и его экспертиза, которые будут поддерживаться масштабными маркетинговыми ресурсами.
И это не какое-то абстрактное заявление: например, сегодня мы видим из нашей аналитики, что количество запросов, связанных с брендом «Эвалар», выросло практически на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сопоставимых показателей у других игроков нет. Во многом это говорит о том, что в ситуации растущей конкуренции потребители делают свой выбор, опираясь именно на знание бренда.