Фарма
При поддержке
Erid: 2Vtzqv74CEf Архив
Фото Динар Хасанов

Динар Хасанов

директор по работе с цифровыми проектами
«РОССТ»

Как выглядел рынок фармы в 2023 году, в каких сегментах произошли изменения и какие возможности открывают технологии для продвижения этого сегмента в будущем.

Какая динамика наблюдается сегодня на фармацевтическом рынке России?

На динамику рынка в 2023 г. по сравнению с прошлым годом существенное влияние оказали события первого квартала 2022-го: всплеск заболеваемости в начале года, ажиотажный спрос на все категории товаров в марте. Если смотреть на продажи рынка, исключив март, то динамика рынка как в рублях, так и в упаковках будет положительной.

Важным параметром рынка сегодня является, с одной стороны, отсутствие роста потребительского рынка в людях при снижении покупательской способности, с другой — рост количества препаратов и увеличение цен на них.


Каких результатов добилась отрасль в области онлайн-продаж лекарственных препаратов в 2023 году?

Фармрынок все еще остается преимущественно офлайновым. Онлайн-продажи в 2023 г. в среднем составляют 15–20% от всего объема продаж. Но однозначно стоит отметить, что доля онлайн продаж растет.

Этому способствовали:

1. Изменившиеся привычки и поведение покупателя. Покупатель идет в онлайн из-за удобства, возможности купить дешевле, поиска более подходящих альтернатив.

2. Стремительный рост маркетплейсов на рынке в целом.

3. Активный маркетинг онлайн-аптек (например, «Аптека.ру» с ТВ-кампанией).

Отдельным пунктом можно было бы вынести принятие законопроекта о дистанционной продаже рецептурных лекарственных средств, но поскольку проект пилотный, работает в нескольких регионах, делать выводы по влиянию этого пилота на общую динамику онлайн-продаж преждевременно.

Помимо всего этого, наблюдается поступательное развитие онлайн-аптек с расширением рекламного инвентаря, возможностями и доступной статистикой для анализа. Со своей стороны мы видим, как фармкатегория все больше и больше идет по пути наиболее прогрессивных категорий в digital, применяя передовые brandformance- и sales-инструменты.


Какие маркетинговые и рекламные инструменты можно назвать наиболее эффективными для продвижения лекарственных препаратов и брендов по итогам 2023 года?

Универсальных эффективных решений, применимых для всех категорий/брендов, — нет. 

Важно учитывать: особенности категории, потребителя, а также позиции бренда. Говоря об эффективности конкретных инструментов, важно понимать, какую задачу призван решить инструмент.  

Например, чем больше бренд, тем сложнее работать на переключение с конкурентов и важно не допустить падение доли рынка за счет новых или растущих брендов. В данном случае важно уделять внимание работе на этапе рассмотрения, репутации, выстраивания лояльности, где знание уже высокое, а performance-инструменты при наращивании бюджета могут становиться менее эффективными.

При этом важно не забывать про эффект синергии всех инструментов, входящих в путь пользователя, — без проработки отдельных блоков общая эффективность всей воронки заметно снижается.


Конкурентная борьба фармбизнеса за потребителя сейчас разворачивается на нижнем этапе воронки продаж.Как конкурировать в подобных условиях?

Именно появление сильной конкуренции из-за увеличившегося количества брендов привело к массированному использованию инструментов на нижнем этапе воронки. В первую очередь благодаря осязаемому результату эффективности в выполненных целях, продажах. Для долгосрочной стратегии необходимо не покупать пользователя как в performance, а растить его доверие, лояльность, показывать эмоциональность и человечность бренда, так как на рынок покупателя уже пришла молодая аудитория с другими ценностными принципами, которая в ближайшее 10-летие будет основной категорией потребителей.

Стоит ли ждать развития фарм-рынка в 2024 году? Какие факторы могут этому способстовать?

Фармрынок в 2023 году показал, что готов к инвестициям, готов к развитию новых каналов продаж. Потому от 2024 года исключительно позитивные ожидания. Основными драйверами развития категории в digital-продвижении станут еще большее развитие маркетплейсов, которое на данный момент выражено двузначными числами прироста, плюс на рынке есть все предпосылки для появления более продуманных data-driven-решений от онлайн-аптек. При перенасыщении конкурентного поля и завышенных ставок в performance-инструментах участники рынка будут еще больше искать решения задач в нестандартных инструментах.

Спикеры проекта

Фото Наталия Прокопьева
Наталия Прокопьева
председатель совета директоров
ЗАО «Эвалар»
Фото Алексей Гольцев
Алексей Гольцев
старший менеджер по интернет-маркетингу
«Биннофарм Групп»
Фото Дмитрий Елисеев
Дмитрий Елисеев
руководитель по коммерческой эффективности
CSC Pharma
Фото Дарья Волохова
Дарья Волохова
медиадиректор
Reckitt
Фото Дмитрий Хорунжий
Дмитрий Хорунжий
директор по маркетингу
«Сбер Еаптека»
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.