
Алексей Гольцев
Как выглядел рынок фармы в 2023 году, в каких сегментах произошли изменения и какие возможности открывают технологии для продвижения этого сегмента в будущем.
-
Какая динамика наблюдается сегодня на фармацевтическом рынке России?
-
Стагнация аптечного рынка (снижение доходов населения, остановка покупок «про запас», снижение промоактивностей западных компаний).
Динамика положительная, если смотреть со стороны российской фармацевтической компании.Например, «Биннофарм Групп» — лидер по приросту в денежном выражении за 12 месяцев и №1 среди российских компаний по объему производства экспортной продукции для стран СНГ.
-
Каких результатов добилась отрасль в области онлайн-продаж лекарственных препаратов в 2023 году?
-
Доля онлайн-продаж растет на 10–20% ежегодно в рублях. Могу отметить из положительных моментов тестовый проект по доставке рецептурных препаратов.
Крупные маркетплейсы постепенно меняют свое отношение к фармпроизводителям и улучшают сервис, усиливают контроль за контрафактом и БАДами.
Также основной мотив роста доли e-com — это удобный поиск выгодной цены потребителем.
-
Какие маркетинговые и рекламные инструменты можно назвать наиболее эффективными для продвижения лекарственных препаратов и брендов по итогам 2023 года?
-
Промоактивности в аптечных сетях, omni-channel, brandformance-кампании в digital, работа с интернет-аптеками/маркетплейсами и ТВ-реклама.
-
Конкурентная борьба фармбизнеса за потребителя сейчас разворачивается на нижнем этапе воронки продаж.Как конкурировать в подобных условиях?
-
Во-первых, понимать путь целевого потребителя на каждом этапе выбора препарата и покупки.
Во-вторых, тестировать каналы/площадки/форматы, оценивать результативность кампаний по всем возможным показателям/исследованиям.
В-третьих, оптимизировать закупку и масштабировать эффективные кампании и возвращаться к первому пункту. -
Стоит ли ждать развития фарм-рынка в 2024 году? Какие факторы могут этому способстовать?
-
Да, рынок электронной коммерции будет расти и дальше на 20–30% в год за счет роста доли аптек в маркетплейсах и расширения участников проекта по доставке рецептурных товаров. Также надеюсь и жду, что Wildberries откроет продажи ОТС-брендов.