28 Декабря 2022 | 10:28

Исследование рынка digital-продвижения финансовых брендов 2019-2023

В ходе исследования была изучена динамика маркетинговых бюджетов финансового рынка, выявлены предпочтения в выборе подрядчиков и получена их оценка.

image

Исследование построено на опросе 125 экспертов из 49 компаний, в числе которых Альфа Банк, Банк России, ВТБ, Газпромбанк, Почта Банк, Сбер, Тинькофф Банк и др. Полный перечень компаний-участников приведен по ссылке.

ДИНАМИКА БЮДЖЕТОВ

Чаще всего маркетологи заявляли о сохранении маркетинговых затрат в 2022 году на прежнем уровне. Чуть меньший процент составили респонденты, чьи компании увеличили бюджеты, и еще немного меньший - чьи компании траты сократили. Примечательно, что реальная картина распределения бюджетов в 2022 году оказалась далека от запланированной годом ранее - в 2021 году увеличить бюджеты собирались более чем вдвое большее число опрошенных. Соответственно более чем в десять раз выросло количество тех, кто подтвердил уменьшение инвестиций - собирались это сделать 2,47%, а в итоге сделали 28,8%. На следующий 2023 год планы сдержанно-позитивные - в основном компании собираются оставить затраты на прежнем уровне. Чуть подрастет число увеличивших бюджеты, и резко уменьшится число их сокративших.

Какие изменения произошли в бюджете на продвижение (маркетинг, включая рекламу) в вашей компании?

*Исследование 2021 года

Процент изменений

Выяснилось, что в 2022 году более серьезным был процент уменьшения затрат. В следующем 2023 году маркетологи запланировали поступить наоборот - более активным выглядит рост бюджетов.

Укажите процент изменений.

Динамика доли Digital в бюджетах на маркетинг

Доля затрат в маркетинговых бюджетах на цифровые инструменты остается у финансовых компаний на примерно одинаковом уровне уже третий год и колеблется на уровне чуть выше 50%. В 2022 году она немного снизилась (хотя в прошлом году запланировано было повышение на 10,3%), а в следующем должна вырасти, тоже ненамного.

Укажите долю digital-составляющей в общем бюджете на маркетинг и рекламу

ПРОБЛЕМАТИКА РЫНКА

Adindex собрал и сгруппировал самые частые претензии к подрядчикам со стороны рекламодателей в нескольких сервисных направлениях.

Креатив

Основные претензии клиентов в данном сервисе вызывает организация работы. Многие жалуются на плохо налаженный документооборот и иные сбои в коммуникации, в том числе, с юристами, требующими маркировать все подряд. Часто меняются команды внутри проекта, и возникают проблемы с передачей дел,. Встречаются медлительность при выполнении отдельных задач и нарушения сроков.

Много претензий к собственно креативу - уровень его низок, предлагаются стандартные решения, не ищется альтернатива.
Клиентский сервис тоже иногда не на высоте: у менеджеров нет проактивности, они слабо погружены в бизнес клиента и не поддерживают проекты так, как это нужно делать.

Из других минусов были названы высокие цены, средний уровень копирайтинга и низкая эффективность кампаний.

SMM

В сегменте SMM были отмечены такие минусы как невысокий уровень подготовки ответов, слабый копирайтинг и завышенные цены. Недовольны заказчики и частой сменой аккаунт-менеджеров и отсутствием креативности, что ведет к засилью стандартных решений.

Инфлюенс-маркетинг

В этой категории услуг клиентам не нравится слабая экспертиза и отсутствие итоговой аналитики по кампаниям. Иногда не налажена работа с каналами - или их слишком долго подбирают, или их чересчур много, что рассеивает внимание и вовлеченность аудитории.

Нарекания вызывает и высокая стоимость и непрозрачное ценообразование, иногда за менеджмент взимается дополнительная плата.

Встречаются случаи плохо налаженного документооборота.

Mobile-продакшен

Основные претензии вызывает низкое качество аккаунтинга: маленькие команды, отсутствие преемственности при их смене, при этом платить за повторное погружение приходится заказчику.

Иногда субподрядчики не обладают должной экспертизой.

Еще один минус - высокие цены.

Web-продакшен

Главные нарекания в этом сервисе пришлись на низкую скорость работы и несоблюдение сроков.

Отмечена слабая клиентоориентированность: нет проактивности, невнимательность, невысокий уровень сопровождения проектов.

Из остальных недостатков заказчики назвали высокие цены, возникновение дополнительных затрат и текучку кадров.

Медиазакупки

Здесь клиенты отметили, что иногда у агентства есть договора не со всеми РК-системами.

Еще не понравились клиентам медленная реакция на изменения и отсутствие сильной экспертизы в банковской сфере.

Контекстная реклама

В этом разделе есть жалобы на низкую вариативность и невысокое качество подготовки презентаций.

В некоторых агентствах плохо организована работа: у специалистов и менеджеров высокая загрузка, наблюдается текучесть кадров, не отлажен документооборот, неграмотно планируются время, сроки и приоритезация задач, что ведет к срыву сроков.

Среди других минусов участники опроса назвали недостаточную экспертизу аккаунтинга и технических специалистов, высокую стоимость заявки и низкое качество трафика.

SEO

Основные недостатки в сервисе SEO – низкая клиентоориентированность. Менеджеры не вовлечены, не проактивны, плохо контролируют задачи, из-за чего срываются сроки. Иногда не предлагают решения, а ждут, пока предложит клиент. Бывает ощущение конвейера, при этом работы над ошибками не ведется.

Претензии есть и к аналитике: аналитические инструменты в некоторых компаниях устарели, отчеты необъективны, в них делается упор только на положительные результаты.

Иногда клиенты отмечали бюрократизм подрядчика.

Лидогенерация

Основные претензии в сегменте лидогенерации – плохая организация работы и, соответственно, некачественный клиентский сервис. У специалистов и менеджеров слишком высокая загрузка, что ведет к долгим ответам на запросы и срывам сроков. Встречается бюрократия и несогласованность действий внутри компаний.

Из других недостатков клиенты перечислили высокие цены, низкое качество презентаций, непартнерский подход и недостаточную техническую экспертизу.

Таргетированная реклама в соцсетях

Здесь заказчики в основном жалуются на низкую вовлеченность в проекты, что ведет к плохой работе и некачественному трафику.

РЕЙТИНГИ АГЕНТСТВ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

Рейтинги игроков в категориях были составлены в трех объединенных сегментах.

  1. Креатив, спецпроекты, продакшен

Суммировались ответы респондентов, которые они дали в пяти сегментах: креатив и стратегия, спецпроекты и нестандартные кампании, digital- и mobile-продакшен, геймификация.

  1. Медиакампании:

Здесь оценивалось все, что касается продвижения в медиа: SMM/PR/SERM, инфлюенс-маркетинг, медийная реклама (закупки баннеров и OLV), нативная реклама, таргетированная реклама в соцсетях.

  1. Performance-кампании:

В этом разделе собраны оценки следующих сервисов: контекстная реклама, SEO, реклама с оплатой по CPA/CPI-модели, OLV-Performance.

В каждом сегменте было построено по четыре рейтинга:

  1. Узнаваемость. Определялась известность агентских брендов среди экспертов, работающих в изучаемом сегменте. Вес параметра в интегральной оценке - 5%.
  2. Сотрудничество. Определялась доля сотрудничества с агентскими брендами среди компаний, работающих в изучаемом сегменте. Вес параметра - 20%.
  3. Качество. Выводилась средняя оценка по трем критериям (подробнее о критериях в методике по ссылке). Вес параметра - 75%.

Интегральный рейтинг. Учитывает все три показателя через суммирование трех показателей, приведенных к 10 и индексированных с учетом веса параметра.

КРЕАТИВ, СПЕЦПРОЕКТЫ, ПРОДАКШЕН

Лидеры рейтинга знания: Nectarin, Mosaic, Realweb.

Прошлогодний лидер Mosaic опустился на второе место, а “серебряный” призер CreativePeople оказался на восьмой строчке рейтинга. Заметно общее снижение доли знания участников рейтинга: если в прошлом году первое место у Mosaic показывало 20%, то в этом году лидер набрал 15,9%.

Лидеры рейтинга сотрудничества: Touch Instinct и Nectarin.

В рейтинге сотрудничества, в отличие от рейтинга знания, показатели стали выше, чем в 2021 году. У лидера Touch Instinct доля достигла 21,4%, в прошлогоднем рейтинге первое место заняло агентство Blacklight, набравшее всего 12,9%. На третьем месте с 10,7% оказалось сразу семь компаний, и их показатели тоже выше, чем у прошлых “бронзовых” призеров.

Остальные участники рейтинга набрали долю сотрудничества 7,1%.

Лидеры рейтинга качества: Arrow Media, Dalee, Touch Instinct.

В рейтинге качества 2022 года можно отметить общее снижение показателей. В прошлом году победитель MobileUp набрал средний балл 9,2, в этом же году у лидера средний балл не достиг 9.

Интегральный рейтинг, учитывающий три показателя

Лидеры интегрального рейтинга: Touch Instinct, Dalee, Nectarin.

Перейти в рейтинг

МЕДИАКАМПАНИИ

Лидеры рейтинга знания: MGCom, Artics Internet Solutions, Nectarin.

Прошлогодний лидер Nectarin опустился на второе место, а Artics Internet Solutions остался на втором, но немного поднял долю знания (с 17,5% до 18,1%). «Бронзовый» призер прошлого года, агентство Realweb, немного потеряло в доле (с 15,8% до 14,5%), потеряв одну позицию в рейтинге.

Лидер рейтинга сотрудничества: MGCom, AMDG, Artics Internet Solutions, Nectarin.

Победитель рейтинга прошлого года агентство Artics Internet Solutions опустилось на второе место, где оказалось также и поднявшееся за год с третьего места Nectarin. В целом общие результаты оказались сопоставимы с прошлогодними, резких скачков доли сотрудничества не наблюдается.

Лидеры рейтинга качества: I-Media, Adventum, Rabbit&Carrot.

Картина верхних строчек рейтинга за год полностью поменялась. Но и как в 2021 году, даже самый высокий средний балл не дотянул до 9 из 10 возможных.

Интегральный рейтинг, учитывающий три показателя

Лидеры интегрального рейтинга: Nectarin, MGCom, Artics Internet Solutions.

Перейти в рейтинг

PERFORMANCE-РЕКЛАМА

Лидеры рейтинга знания: MGCom, Artics Internet Solutions, Realweb.

Агентство MGCom сохранило позиции лидера, хотя немного потеряло в доле знания по сравнению с прошлым годом. Realweb тоже сохранил позицию - вторую, чуть улучшив показатели знания, и на второе же место поднялось Artics Internet Solutions.

Лидеры рейтинга сотрудничества: MGCom, Adventum, I-Media, Nectarin, Realweb.

И здесь прошлогодний победитель MGCom сохранил позиции, набрав такую же долю сотрудничества, как в 2021 году. На втором месте оказались сразу четыре агентства. Artics Internet Solutions и iConText, бывшие в прошлом рейтинге на втором и третьем местах соответственно, опустились на шестую строчку рейтинга.

Лидеры рейтинга качества: Zen Mobile, I-Media, Arrow Media.

Здесь первые два места прошлогодние лидеры MGCom и Realweb потеряли, оказавшись в 2022 году на 7-й и 4-й строчке рейтинга соответственно. Arrow Media осталось на третьем месте, но увеличило средний балл (с 7,8 до 8,42). В этом рейтинге качества ни одна из компаний не сумела набрать 9 баллов из 10 возможных.

Интегральный рейтинг, учитывающий три показателя

Лидеры интегрального рейтинга: MGCom, Realweb, I-Media.

Перейти в рейтинг

ВСЕ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ

  

 

Автор: Екатерина Новгородова

Лидия Позднякова, Adwile: «Главный герой нативной рекламы — это контент и его подача» Что будет с рекламным рынком России в 2023 году: новые вызовы и тенденции
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.