AdIndex представляет первый рейтинг агентств, составленный с учетом performance-закупок
С этого года в оценку баинговых оборотов, помимо традиционных медиаканалов, включен сегмент размещений c оплатой за результат — Performance
Рейтинг медиаагентств является производным от другого рейтинга, который готовит AdIndex, — крупнейших рекламодателей. Он, в свою очередь, базируется на данных исследовательских компаний Mediascope, «ЭСПАР-Аналитик» и DigitalBudget (в основе расчетов — мониторинг платформы SimilarWeb). Как и в рейтинге рекламодателей, в агентском рейтинге учитываются затраты только в тех медиа, где есть независимый мониторинг: на ТВ, радио, в прессе, наружной рекламе и интернете.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕЙТИНГА 2018 ГОДА
1. Уточнение подхода к оценке интернет-бюджетов отразилось на раскладе сил на агентском рынке: третье место вернула себе Dentsu Aegis Network Russia, в составе которой четыре цифровых агентства.
2. Интернет-агентства начали активно теснить традиционные медиасервисные компании в рейтинге крупнейших покупателей рекламы: впервые в топ-20 крупнейших медиабайеров вошло агентство интернет-рекламы (iConText).
3. Портфелеобразующими заказчиками лидеров рейтинга являются телеком-операторы и FMCG-компании.
4. Два агентства — Starcom и Media Instinct — занимают 20% агентского рынка и консолидируют 4,6% всего рынка рекламы в СМИ. Оба лидера имеют в своем портфеле телеком-операторов, чьи бюджеты в значительной степени определяются перформанс-составляющей (см. рейтинг крупнейших рекламодателей).
5. В топ-10 крупнейших медиабайеров доминирует французская Publicis (Starcom, Zenith, Starlink). По два агентства входят в топ-10 от групп OMD OM Group и АДВ.
6. 87 агентств, входящих в рейтинг, обслуживают 47% бюджетов, по оценке
АКАР. При этом максимальная консолидация наблюдается на ТВ.
Доля рекламных бюджетов, обслуживаемых в агентствах
Год | ТВ | Пресса | Радио | ООН | Интернет | Total |
---|---|---|---|---|---|---|
2018 | 76% | 25% | 41% | 39% | 25% | 47% |
2017 | 91% | 32% | 50% | 58% | 23% | 56% |
2016 | 92% | 35% | 57% | 44% | 20% | 55% |
7. Почти четверть компаний в рейтинге (21 агентство) специализируется на интернет-маркетинге.
8. Пять рекламных групп обслуживают 77% всех бюджетов, проходящих
через агентства, и 36% рынка (78% и 43% соответственно годом ранее).
Крупнейшие рекламно-коммуникационные холдинги в 2018 году по объемам закупок рекламы. Все каналы
Группа | Оборот 2018, млрд рублей, с НДС |
---|---|
OMD OM Group |
57,04 |
Publicis Media Russia |
52,10 |
Dentsu Aegis Network Russia |
40,35 |
АДВ |
31,76 |
GroupM |
21,68 |
Источник: оценка AdIndex на основе данных MediaScope, «ЭСПАР-Аналитик», DigitalBudget
9. В интернете крупнейшая группа — Dentsu Aegis Network Russia, она обслуживает 19% всего агентского рынка. За ней следует OMD OM Group, которая, как и в общем рейтинге, здесь на втором месте. В рейтинге 2017 г. на втором месте находилась Publicis, которая сейчас опустилась на позицию ниже.
Крупнейшие рекламно-коммуникационные холдинги в 2018 году по объемам закупок рекламы в интернете.
Медийная и перформанс-реклама
Группа |
Оборот 2018, млрд рублей, с НДС |
Dentsu Aegis Network Russia |
11,49 |
OMD OM Group |
11,07 |
Publicis Media Russia |
8,94 |
GroupM |
5,48 |
Icongroup |
4,27 |
10. В этом году впервые был составлен рейтинг performance-агентств — компаний, осуществляющих закупки рекламы по принципу оплаты за результат.
В оценку вошли контекстные, программатические и CPA-размещения. В рейтинге представлены только компании, для оценки которых AdIndex располагал данными. Отсутствие в рейтинге некоторых крупных игроков рынка performance объясняется игнорированием запроса AdIndex на эстимацию оборотов.
Крупнейшие компании в 2018 году по объемам перформанс-размещений в интересах прямых клиентов
Агентство |
Оборот 2018, млрд рублей, с НДС |
Крупнейшие клиенты |
Starcom |
2,69 |
Samsung Electronics, Билайн |
iConText |
2,03 |
Ebay, Катрен |
Media Instinct |
1,49 |
Евросеть, МегаФон |
Artics Internet Solutions |
1,29 |
Тинькофф Банк, Onetwotrip! |
Traffic Isobar |
1,26 |
Ростелеком |
Источник: оценка AdIndex на основе данных MediaScope, «ЭСПАР-Аналитик», DigitalBudget
Крупнейшие рекламно-коммуникационные агентства в 2018 году
по объемам закупок рекламы.
Все каналы. Баинговый оборот, млрд рублей, с НДС
Место 2018 | Место 2017* | Агентство | Оборот 2018 | Крупнейшие клиенты 2018 | Крупнейшие клиенты 2017 | Группа |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | Starcom | 25,06 | Procter & Gamble, Samsung Electronics, ВымпелКом (потеря в 2019) | Mars CIS, Procter & Gamble, ВымпелКом | Publicis Media Russia |
2 | 3 | Media Instinct | 24,93 | Berlin-Chemie Menarini Group, Ferrero, МегаФон | Berlin-Chemie Menarini Group, Ferrero, Совкомбанк | OMD OM Group |
3 | 4 | Carat | 19,24 | Danone, Отисифарм, МТС | Danone, JDE, Отисифарм | Dentsu Aegis Network Russia |
4 | 2 | OMD Optimum Media | 18,07 | McDonald's (потеря в 2019), Nissan, PepsiCo | Henkel, McDonalds, PepsiCo | OMD OM Group |
5 | 7 | Havas Media | 12,24 | Mail.ru Group (потеря в 2019), Reckitt Benckiser, X5 Retail Group | KIA-Hyundai, Louis Vuitton Moet Hennessy SA, Reckitt Benckiser | АДВ |
6 | 10 | Initiative | 11,80 | Tele2, Unilever, Мираторг | Unilever, Yum! Restaurants International Russia, Мираторг | АДВ |
7 | 5 | Zenith | 11,68 | L'Oreal, Nestle, SCA Hygiene Products | L`Oreal, Nestle, SCA Hygiene Products | Publicis Media Russia |
8 | 14 | Starlink | 8,73 | Abbott Laboratories S.A., Orimi Trade, Прогресс | Abbott Laboratories S.A., Orimi Trade, Storck | Publicis Media Russia |
9 | 8 | OMD Media Direction | 8,70 | Leroy Merlin, Stada CIS, Альфа Банк | Hasbro, Metro Group, Stada CIS | Media Direction Group |
10 | 9 | MindShare | 8,59 | Ford Motor Co, Jaguar Land Rover (потеря в 2019), Kimberly Clark | Ford Motor Co, Jaguar Land Rover, Kimberly Clark | GroupM |
11 | 11 | PHD | 7,86 | Bayer AG, Volkswagen, ЦИАН Групп | Bayer AG, Volkswagen, ВТБ | Media Direction Group |
12 | 5 | Wavemaker** | 7,83 | IKEA, Johnson & Johnson, Черкизово | Beiersdorf AG, Johnson & Johnson, Тинькофф Банк | GroupM |
13 | 12 | Dentsu X | 7,72 | Calzedonia Group, Toyota, Сбербанк | Toyota, Сбербанк, Связной | Dentsu Aegis Network Russia |
14 | 16 | Vizeum | 7,17 | Home Credit, Huawei Technologies, Астеллас | Pfizer, Эвалар, Эльдорадо | Dentsu Aegis Network Russia |
15 | 13 | Spark Foundry | 5,56 | Avon, Mon'delez International (потеря в 2019), Столото | Mon'delez International, МегаФон, Столото | Publicis Media Russia |
16 | 17 | MediaCom | 5,27 | GSK Consumer Healthcare (потеря в 2019), Peugeot Citroen Rus, Sony LTD | GSK Consumer Healthcare, Sony LTD, Tele2 | GroupM |
17 | 23 | Multitec | 5,18 | Tele2, Газпром, Ростелеком | Tele2, СТС, Ростелеком | NMI Group |
18 | 24 | Air | 4,57 | АБИ Продакт, Материа Медика, Тандер | АБИ Продакт, Материа Медика, Тандер | OMD OM Group |
19 | 44 | iConText | 3,62 | Ebay, Катрен (Аптека.ру), Сбербанк России | La Redoute, LG Electronics, Сбербанк России | Icongroup |
20 | 21 | OMD AMS | 3,50 | Nissan, Балтика, Спортмастер | Nissan, Балтика, Спортмастер | OMD OM Group |
Что изменится в 2019 году
В 2019 г. Starcom может уйти с позиции лидера. Как писал AdIndex, в 2019 г. агентство лишилось сразу трех крупных клиентов. Coca-Cola передала свой бюджет (в 2018 г. оценивался в 2,73 млрд руб.) в MediaCom. Последнее занимает 16 место в рейтинге и, кроме Coca-Cola, забрало у Starcom в 2019 г. эккаунт Mars CIS (3,31 млрд руб.). Лишился Starcom и контракта с оператором «ВымпелКом» (5,33 млрд руб. в 2018 г.), который теперь будет обслуживаться в Havas Media (пятое место в рейтинге, входит в группу АДВ). Эккаунт McDonald's, обслуживаемый в OMD Optimum Media более 15 лет на всех рынках и в январе 2019 г. перешедший в Starcom, компенсирует эти три потери лишь частично: бюджет McDonald's в 2018 г., по оценке AdIndex, составил 2,88 млрд руб.
Из потерь MediaCom самая существенная на текущий день — GSK с бюджетом 3,16 млрд. Клиент в 2019 г. перешел на обслуживание в Zenith.
Havas Media, помимо «ВымпелКома», в конце 2018 г. выиграло тендер на закупки телерекламы для «М.Видео-Эльдорадо». Бюджет объединенной компании в 2018 г. оценивался в 2,17 млрд руб. Суммарно на текущий момент Havas Media имеет потенциальный рост биллинга на 7,5 млрд.
Publicis Groupe лишилась на 2019 г. еще одного крупного клента: из Spark Foundry (15 место в рейтинге) в Dentsu Aegis Network перешел бюджет Mondelez International (2,06 млрд руб. в 2018 г.).
Однако об окончательных итогах года говорить рано. На них существенно повлияют как текущие тендеры (Mondelez International и Hyundai-Kia), так и планируемые к проведению в этом году.
Как считался рейтинг
Рейтинг медиаагентств является производным от другого рейтинга, который готовит AdIndex, — крупнейших рекламодателей (методика приведена по ссылке). Он, в свою очередь, базируется на данных исследовательских компаний Mediascope, «ЭСПАР-Аналитик» и DigitalBudget. Учитываются затраты только в тех медиа, где есть независимый мониторинг: на ТВ, радио, прессе, наружной рекламе и интернете.
Методика подсчета согласована со всеми основными участниками рекламного рынка.
Оценка биллингов агентств проходит многоступенчатую верификацию с целью исключения искусственного завышения показателей.
1. В исследовании не допускается объединение показателей нескольких компаний в агентском рейтинге. В рамках фактчекинга проводится проверка достоверности заявленных данных для исключения попыток «накачивания» показателей отдельных агентств группы для повышения его позиции в рейтинге.
2. В исследовании не допускается включение в рейтинг компаний, заявляемых искусственно для попадания в рейтинг групп. Обороты таких фиктивных агентских брендов обычно минимальны, а намерения заявителей абсолютно прозрачны: в агентском рейтинге компания с небольшим оборотом может входять в топ-40, зато в рамках группового зачета, где участников значительно меньше, они уже попадают на топовые позиции, о чем охотно заявляют в рамках подтверждения тендерных условий.
3. Агентства, которые не подтверждали заявленные данные, из рейтинга исключались.
ОЦЕНКА БЮДЖЕТОВ
Офлайн-бюджеты
За основу расчетов взяты результаты мониторинга исследовательских компаний Mediascope и «ЭСПАР-Аналитик» (ООН-данные мониторинга переводились в бюджеты с использованием агентской экспертизы. Условия, по которым рекламодатели закупали рекламу в 2018 г., AdIndex озвучили холдинги Dentsu Aegis Network Russia, Group M Russia, Media Instinct Group, Mediaplus Group, OMD OM Group Russia, Publicis Group Media Russia, АДВ, а также агентство «Росст».
Интернет-бюджеты
В рамках исследования расходы рекламодателей в интернете рассчитывались на основе двух источников данных: медийное размещение оценивалось через мониторинг показов баннерной и outstream-видеорекламы, осуществляемый MediaScope. Перформанс-бюджеты рассчитывались на основе мониторинга независимой исследовательской платформы SimilarWeb с привлечением экспертизы специализированной компании DigitalBudget.
Медийная реклама в интернете (баннеры и outstream-видеореклама)
За основу расчетов взяты результаты мониторинга исследовательской компании Mediascope. Данные мониторинга (показы) переводились в бюджеты с использованием агентской экспертизы. Условия, по которым рекламодатели закупали рекламу в 2018 г., AdIndex озвучили компании Dentsu Aegis Network Russia, GroupM, OMD OM Group Russia, АДВ, «Росст».
Перформанс-реклама в интернете (RTB, SEA, CPA)
Получив из SimilarWeb данные по числу визитов на сайты рекламодателей, поступающие из разных источников, DigitalBudget переатрибутировала виды трафика в релевантные исследованию сегменты. Например, к контекстной рекламе атрибутируется трафик, который в источнике отмечен как Search / Paid или имеет в названии доменов источников url поисковой системы и не отмечен параметром search / organic. Подробная методика доступна по ссылке.
ОГРАНИЧЕНИЯ ОЦЕНКИ
В оценку не вошли медиаканалы, где на сегодняшний день отсутствует независимый мониторинг или не выработан методологический подход: Indoor-реклама, в т. ч. в кинотеатрах и аэропортах, транзитная реклама, PR (в т. ч. SMM), нативные и спецпроекты.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ
В рамках проекта принята классификация интернет-рекламы по методу закупки.
Бюджеты на медийную баннерную рекламу
Бюджеты на прямые закупки баннерной рекламы у паблишеров и площадок.
Медийная видеореклама
Бюджеты на прямое размещение outstream-видео у паблишеров и площадок.
Бюджеты на перформанс-рекламу
Закупки, произведенные с оплатой за результат:
— RTB (Real Time Bidding) — технология закупки медийной рекламы посредством программируемых онлайн-аукционов).