Индустрия: кадры

Как меняется кадровая ситуация на рынке — эксперты рассказывают в рубрике, собранной совместно с проектом о работе в маркетинге и рекламе «Больше джобсов»

Ответы на все вопросы

1
Как изменился ФОТ вашей компании в этом году и как будет меняться в следующем?
Татьяна Ясиновская
вице-президент по развитию людских ресурсов и обучению
«Вкусно — и точка»

В 2025 году ФОТ вырос, это связано с внедрением успешных региональных кейсов по пересмотру заработных плат. В Санкт-Петербурге и Москве была запущена новая программа премирования, зависящая от отработанного времени, а также программа внутреннего совместительства. Это дало сотрудникам возможность напрямую влиять на доход, сделать заработок более предсказуемым. В следующем году планируем масштабировать эти инициативы на другие регионы, продолжая политику мотивации через рост личной эффективности и вовлеченности. Это обеспечит дальнейший управляемый рост ФОТ. Дополнительно запланировано внедрение новой системы наставничества.

Анна Клефос
директор по персоналу
МТС AdTech

На этот год мы прогнозировали рост ФОТ (фонда оплаты труда) и смогли выполнить запланированные цели по оплате труда, а также обеспечить исполнение плана ФОТ с небольшой экономией. Это получилось благодаря отлаженному процессу бюджетирования и прогнозирования. Наша финансовая модель позволяет сохранять рациональное использование ресурсов при ежегодном росте оплаты труда и увеличении расходов на мотивационные программы. На следующий год у нас амбициозные планы — это будет отражено в том числе и в ФОТ на 2026 год, где акцент будет сделан на росте дохода в связке с ростом бизнес-показателей.

Алла Еремина
HR-директор
Media Direction Group

В 2025 году произошел рост на 19%, в том числе за счет увеличения численности персонала группы. На 2026 год мы прогнозируем рост в 13–15% при условии отсутствия негативных факторов.

Елена Ахметова
HR-директор
Media Instinct Group

В этом году численность группы оставалась стабильной: найм был сдержанным, в том числе благодаря автоматизации процессов. При этом ФОТ умеренно вырос за счет повышения вознаграждения сотрудников с высокими результатами — специалистов, которые активно развивают компетенции, демонстрируют высокую продуктивность и вносят значимый вклад в работу команд и группы в целом. Дополнительно на фоне высокой инфляции мы уделили особое внимание поддержке сотрудников младшего и среднего звена как наименее финансово защищенных категорий.

ФОТ на 2026 год находится в процессе формирования, и мы пока не готовы делиться прогнозом. При этом в любых обстоятельствах мы остаемся стабильной группой и ответственным работодателем.

Ольга Стребкова
HRD
MGCom

В агентстве ФОТ привязан к экономическим показателям, а именно к EBITDA. В зависимости от этого, мы либо оптимизируем ФОТ, либо можем позволить себе его растить. В этом году мы работали над выравниванием ФОТа. В 2026 входим с оптимальными показателями и будем стараться придерживаться этих цифр.

Никита Прибыловский
директор по развитию
SA Media Group

Группа компаний выросла, количество сотрудников выросло, ФОТ вырос. У нас в 2025 году все стандартно и логично.

2
Как выстраивается в вашей компании система мотивации в разновозрастном коллективе с разными компетенциями?
Татьяна Сорокина
директор по управлению персоналом
«Арнест ЮниРусь»

На сегодняшний день материальная компенсация в виде рыночной заработной платы, страховки и других бенефитов, на мой взгляд, является гигиеническим минимум для крупных компаний. Но значительно более важным фактором является корпоративная культура — именно она помогает удерживать сотрудников и находить новых, на этом мы и сосредоточены. Наши корпоративные ценности остаются неизменными: профессиональная честность, ответственность, уважение и стремление к инновациям. Эти принципы разделяют все сотрудники. По данным опроса «Юнивойс» 2025, 96% коллег знают и понимают стандарты Кодекса принципов ведения бизнеса и деловой этики «Арнест ЮниРусь». Мы стремимся, чтобы каждый осознавал влияние своей работы на окружающий мир и имел возможности для развития в компании.

Кристина Спирева
HR-директор
RWB (Wildberries & Russ)

Система мотивации строится на целостной концепции благополучия. Ключевые направления: забота о семье сотрудника, здоровье (ДМС, спорт, психподдержка), гибкие форматы работы, профессиональное развитие (корпобучение), укрепление социальных связей через корпоративные мероприятия и клубы по интересам.

Дарья Золотухина
HR-директор
«Яндекс»

В «Яндексе» работает 31 тыс. человек: от молодых стажеров до опытных специалистов. Каждые полгода все проходят ревью, где оцениваются результаты работы и определяется соответствующее материальное вознаграждение. Процесс един для всех и не зависит от возраста. Всем доступно уникальное предложение займа на покупку квартиры, одно из самых полных ДМС, десятки комьюнити по интересам — от спортивных до любителей домашних животных. На мотивацию влияет и то, что в команде происходит постоянный обмен энергией: молодые люди приходят работать бок о бок с экспертами, известными всему рынку. У каждого молодого сотрудника есть опытный ментор. Они с первых дней вместе решают реальные задачи бизнеса: от разработки ИИ-технологий до развития промышленных роботов и автономного транспорта. Мы верим, что любой человек — лучший тайм-менеджер своего времени и способен самостоятельно выбирать: приехать в офис к полудню, сходить в обед на тренировку или покинуть рабочее место строго в 19:00. Никто не считает время, проведенное за столом, — мы смотрим на профессиональные достижения и реализованные проекты. Думаю, что это ощущение свободы и доверия тоже мотивирует.

Роман Ермоленко
директор по корпоративному развитию и управлению персоналом
ПАО «МегаФон»

В «МегаФоне» разновозрастные команды — это норма, и мы рассматриваем разнообразие поколений как источник конкурентного преимущества. Наш опыт показывает: когда в одной команде работают специалисты с разным профессиональным бэкграундом и стилем мышления, решения получаются более устойчивыми, а проекты — быстрее доходят до результата. Чтобы такая модель работала эффективно, мы развиваем единые цифровые процессы и инструменты взаимодействия, и каждый сотрудник, работающий в компании, проявляет цифровую гибкость в решении ежедневных задач. Объединяющим фактором для сотрудников из разных поколений также выступают наши ценности — руководствуясь стремлением делать так, чтобы гордиться результатом, создавать лучший клиентский опыт и действовать как одна команда, сотрудники компании едины в достижении целей компании.

Анна Клефос
директор по персоналу
МТС AdTech

В МТС AdTech для большинства подразделений действует единая система годового премирования для всех сотрудников, которая учитывает и личные достижения сотрудников, и командные цели всей компании. Здесь не имеет значения возраст, география, работает ли сотрудник в бизнес-подразделении или в бэк-функции: принцип равенства является основополагающим. Отдельное внимание уделяем развитию мотивационных и льготных программ. Например, в следующем году будет скорректирован бюджет на ДМС: во-первых, из-за роста численности персонала, а во-вторых, на фоне повышения стоимости медицинских услуг. Мы также планируем расширить сам пакет ДМС. МТС AdTech сосредоточена на создании комфортных условий для каждого сотрудника, опираясь на профессиональные потребности и рыночные реалии.

Алла Еремина
HR-директор
Media Direction Group

Базово для сотрудников доступен гибридный формат работы постоянно или при необходимости, ДМС с широким спектром услуг, разнообразный мерч, корпоративы и тренинги.

При проработке нематериальной мотивации мы не опираемся напрямую на возрастной критерий, а смотрим на индивидуальные потребности сотрудника и корректируем мотивацию по необходимости. Для этого у нас есть система оценки и встреч для обмена обратной связью.

Елена Ахметова
HR-директор
Media Instinct Group

В Media Instinct Group растет доля сотрудников поколения Z: в 2025 году их почти 400 человек. Во многом это результат программы стажировок Open MI — насыщенного практикой проекта под руководством ключевых экспертов группы. Молодые специалисты ценят свободу и work-life balance, поэтому в этом году мы запустили тестовый проект плавного перехода к четырехдневной рабочей неделе. Начинающие специалисты активно участвуют в программе геймификации MI Stars: сотрудники выполняют полезные для бизнеса задачи, получают баллы и обменивают их на призы. При этом корпоративная среда комфортна и для поколений X и Y — например, опытные эксперты выступают наставниками, проводят внутренние тренинги и получают вознаграждение в программе MI Stars.

Ольга Стребкова
HRD
MGCom

У большинства сотрудников есть контракты, которые включают в себя систему премирования. В зависимости от грейда бонус может быть квартальным, полугодовым или же годовым. Также за сверхрезультаты или важные для клиента компании проекты сотрудник может быть поощрен единоразовым бонусом. В качестве нематериальной мотивации у нас развиты клубы по интересам: беговой, кино, йога и паддл, а также книжный. Летом практикуем квесты по городу, сотрудники с радостью принимают в них участие.

Для новичков, кто недавно прошел испытательный срок, HR устраивают вечер с нашей игрой «Будь MGCom», которая создана по типу Alias и включает в себя разделение на команды, где участники на время объясняют слова своей команде другими, неоднокоренными словами и жестами. 

Никита Прибыловский
директор по развитию
SA Media Group

Мы стараемся мотивировать сотрудников не только финансово, но и с помощью возможностей для саморазвития, спорта, интересных мероприятий. Ценности, на самом деле, не только и не столько зависят от возраста.

3
Как изменились ваши запросы на компетенции и KPI в этом году и что выйдет на первый план в 2026 году?
Татьяна Ясиновская
вице-президент по развитию людских ресурсов и обучению
«Вкусно — и точка»

Динамично меняющаяся среда требует других навыков и моделей поведения: гибкости, адаптивности, постоянного обучения, системного мышления и самоорганизации. Поэтому еще в 2024 году мы приняли решение о пересмотре модели компетенций для сотрудников центрального офиса. Текущий год был посвящен ее внедрению в процессы годовой оценки, развития, обучения и приема. В 2025-м мы создали модель компетенций и для менеджеров наших предприятий. В планах на 2026-й — создать инструмент оценки компетенций и встроить модель в процессы построения кадрового резерва.

Татьяна Сорокина
директор по управлению персоналом
«Арнест ЮниРусь»

Мы сосредоточены на развитии компетенций по работе в удаленных и смешанных командах, уверенному пользованию цифровыми инструментами и эмоционального интеллекта. Ценятся способность ставить приоритеты, самоорганизация и принятие решений без постоянного контроля, а также навыки аналитики и работы с данными. С учетом ускорения технологий и частых изменений в бизнес‑моделях, востребованными в 2026 году станут лидеры, умеющие проводить трансформации, управлять неопределенностью и быстро перестраивать команды. Останутся актуальными способность использовать ИИ‑инструменты, автоматизацию и аналитику для принятия решений на уровне подразделений станет ключевой для повышения операционной эффективности.

Кристина Спирева
HR-директор
RWB (Wildberries & Russ)

Главный запрос — переход от индивидуальных KPI к сквозным системам мотивации, отражающим вклад в общие показатели. Это актуально с 2025 года и будет актуально на ближайшие годы. В 2026 году на первый план выходят развитие сотрудников, формирование кадрового резерва и работа с талантами.

Дарья Золотухина
HR-директор
«Яндекс»

Для развития в IT по-прежнему важно обладать логическим мышлением и фундаментальными знаниями. При этом есть растущий запрос на софт-скилы для технических профессий: умение учиться, адаптироваться и синтезировать разные знания из разных областей, работать со стрессом. Мы переходим от моноспециалистов к мультиспециалистам — которые могут совмещать сразу несколько ролей и переключаться в зависимости от контекста. Поэтому на этапе знакомства кандидатам все чаще предлагают кейсы, для решения которых нужно выйти из стандартных рамок и показать свою способность размышлять в самых разных направлениях. Теперь уже очевидно, что умение интегрировать ИИ в работу — навык, актуальный не только для разработчиков. Базовые умения промптинга (ну или хотя бы готовность и желание быстро этому учиться) мы ожидаем от кандидатов и в других профессиях.

Анна Клефос
директор по персоналу
МТС AdTech

KPI в нашей компании всегда выстраиваются в соответствии со стратегическими целями бизнеса. В перспективе перед нами стоит задача выхода на IPO, это отражается и в ключевых показателях эффективности для всех сотрудников. Нам по-прежнему важны люди с рекламного рынка, которые понимают, что такое реклама и диджитал-продукты. И, конечно, одна из важных компетенций, которая будет в тренде еще много лет, — это навык общения и работы с ИИ. Неважно, бэк-структуры, основной бизнес, — это важно и для рекрутеров, это важно и для коммерсантов, и для аккаунтов, потому что сокращает трудозатраты людей. Позволяет сфокусироваться на более интересных задачах.

Алла Еремина
HR-директор
Media Direction Group

Владение широким спектром хард-скилов по-прежнему очень ценно, во многих направлениях появился базовый запрос на умение работать с нейросетями. Однако видна тенденция, что многие руководители стали придавать большее значение личностному фактору.

Развитый эмоциональный интеллект, умение и желание обучаться стали чаще перевешивать. Командам становится проще обучить человека, если он подходит по духу, в сравнении с приглашением готового специалиста, в софт-скилах которого есть сомнения.

Елена Ахметова
HR-директор
Media Instinct Group

В этом году в KPI руководителей появился новый показатель — «Управление процессами». Он помогает выявлять узкие места, устранять дублирование функций, усиливать взаимодействие между подразделениями и повышать управляемость бизнеса. Мы провели несколько опросов руководителей, чтобы определить наиболее значимые сейчас зоны для развития сотрудников Media Instinct Group. Важнейшими оказались ответственность, целеустремленность и вовлеченность. В числе компетенций будущего лидируют технологическая грамотность и стрессоустойчивость, далее — управление проектами и временем, коммуникации, использование ИИ и Big Data. Часто звучали критическое мышление и сотрудничество.

Ольга Стребкова
HRD
MGCom

Для нас очень важно, чтобы сотрудники горели тем, что они делают. Чтобы понимали и знали клиента, слышали его и старались помочь их бизнесу. Это одновременно и KPI, и постулат нашего агентства.

Никита Прибыловский
директор по развитию
SA Media Group

Наши требования и KPI к сотрудникам меняются вместе с требованиями и KPI клиентов. В 2025 году на первый план вышел перформанс, а нестандартные проекты и долгосрочные бренд-задачи стали менее приоритетными. Как минимум в первой половине 2026-го мы ожидаем сохранения этой приоритизации.

4
В общем выражении на сколько процентов повышен план по росту на будущий год?
Анна Клефос
директор по персоналу
МТС AdTech

Сейчас это сложный вопрос и для всего рекламного рынка, и для нас, потому что сам рынок, и его участники проходят трансформацию и пересмотр глобальных целей и задач. Поэтому здесь нет точного ответа — у разных компаний и в разных подразделениях цифры будут сильно различаться.

Ольга Стребкова
HRD
MGCom

План зависит от направлений и подключенных каналов. В среднем стремимся к 15–20%.

5
На каком уровне сегодня находится автоматизация труда в вашей компании?
Татьяна Ясиновская
вице-президент по развитию людских ресурсов и обучению
«Вкусно — и точка»

Мы активно внедряем автоматизацию в процессы подбора, обучения, а также в аналитику. Автоматизация снимает с команды лишнюю когнитивную и административную нагрузку. Ее задача — не сокращение персонала, а повышение эффективности работы. Ручные операции и разрозненные процессы в HR постепенно были заменены единым цифровым подходом, который помогает быстрее закрывать вакансии, лучше планировать потребность в персонале и выстраивать более комфортное взаимодействие с кандидатами. Это решение позволило снизить нагрузку на HR-команды, повысить скорость принятия решений, точнее планировать и обеспечить кандидатам быстрый, понятный и комфортный путь взаимодействия с компанией. Для отслеживания цифровых показателей и эффективности процессов были созданы специальные HR-дашборды, позволяющие быстро замечать тренды, выявлять проблемы и принимать обоснованные решения, что делает HR-функцию более стратегической и основанной на данных. 

 

Татьяна Сорокина
директор по управлению персоналом
«Арнест ЮниРусь»

В последние годы наша компания активно проходила цифровую трансформацию. В 2024 году мы ввели локальную ИТ-систему для управления персоналом. Она включает модули по подбору, адаптации, обучению, оценке эффективности и льготам. Эта система полностью цифровизировала ключевые HR-процессы: от подбора до оценки. Результаты проекта впечатляют: за год мы обработали 1456 заявок на подбор, 95% пользователей оценили платформу, а около 2000 сотрудников её используют.

Кристина Спирева
HR-директор
RWB (Wildberries & Russ)

ИИ достаточно глубоко интегрирован: помогает предоставлять ответы, ускоряет процессы и решает рабочие вопросы, не заменяя сотрудников. Для имплементации подобных решений есть отдельное IT-подразделение. Ценность в перераспределении усилий людей на более ценные виды деятельности и их развитие.

Дарья Золотухина
HR-директор
«Яндекс»

Половина наших разработчиков уже регулярно пользуется ИИ-инструментами — в последние полгода их использование выросло в 10 раз. Это ускоряет разработку, позволяет специалистам фокусироваться на более сложных и интересных задачах, а компании — устойчиво расти в области ИИ. Более 75% сотрудников юридического департамента «Яндекса» используют «Нейроюриста» — собственную нейросеть, которая ускоряет работу с договорами, поиск и анализ информации. Недавно мы провели среди сотрудников шоу-кейс AI-проектов для решения бизнес-задач — среди них были и специальный AI-ассистент для адаптации новичков, и инструмент интерпретации психометрических тестов. Наши новые ML-рекомендации стали лучше анализировать профили кандидатов и подбирать для них самые релевантные вакансии. Так, в некоторых профессиях мы уже получили плюс 30% к откликам! И таких примеров с каждым днем становится только больше.

Анна Клефос
директор по персоналу
МТС AdTech

Автоматизация важна для IT-подразделений, которые анализируют результаты в течение ограниченных периодов времени — спринтов, за которые нужно успеть выпустить работающий продукт. Рутинные задачи, где нужен трекинг и можно внедрить шаблоны, оптимизированы во всех подразделениях. Сейчас очень модно говорить об оптимизации процессов, но это не всегда применимо, когда под ней понимается некая система машинного контроля, а задачи требуют вдумчивого и творческого подхода. Мы всегда ориентируемся на осознанность и глубокую экспертность и знаем, что наша команда самая лучшая.

Алла Еремина
HR-директор
Media Direction Group

Всегда есть к чему стремиться, но можно уверенно сказать, что автоматизация у нас на хорошем уровне — многие базовые функции автоматизированы с помощью софтов, разработанных внутри компании.

Елена Ахметова
HR-директор
Media Instinct Group

Уровень автоматизации в Media Instinct Group можно охарактеризовать как продвинутый. Значительно автоматизированы кадровые, финансовые и учетные процессы: используются HRM, ERP, электронный документооборот, а также специализированные системы для работы с ФОТ и накладными расходами. Приоритет — автоматизация ключевых медиапроцессов. В ТВ-направлении используется эталонная для рынка система, охватывающая весь цикл размещений. В OOH работает собственный софт с единой базой инвентаря. В digital-направлении развиты автоматизация кампаний, сквозная аналитика и дашборды. Также мы создаем собственные продукты для медиапланирования, включая Flight Media Mix Calculator, с фокусом на дальнейшее внедрение AI.

Ольга Стребкова
HRD
MGCom

Автоматизирован сбор P&L, постановка задач и дальнейшая работа над проектами между клиентскими командами и производствами, подача разного типа заявок на оплату, согласование документов, HR-процессы. С каждым годом их становится больше + дорабатываются и улучшаются текущие.

Никита Прибыловский
директор по развитию
SA Media Group

Технологии сейчас развиваются быстрее, чем успеваешь их внедрять. Поэтому мы бы описали наш уровень автоматизации как «хороший, но всегда можно что-то улучшить».

–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.