Разговоры
-
1Инфляция, очевидно, не сделает потребителей богаче. Как вы будете бороться за их внимание и кошелек в 2025 году?
-
Федор ВиринпартнерData Insight
Здесь есть два больших тренда, которые нацелены, помимо прочего, и на решение этой проблемы. Один из этих трендов — это расширение продуктовой линейки, добавление туда более простых товаров с более низким ценником. Этот тренд мы видим достаточно однозначно, он будет продолжаться, и, хотим мы того или нет, но в любой экономически сложной ситуации добавление более дешевых линеек всегда работает. Сработает и сейчас. В то же время мы видим, что экономика развивается по сценарию, когда замораживание продаж недвижимости и автомобилей из-за недоступности кредитов привело к тому, что деньги, отложенные на эти покупки, тратятся на какие-то другие нужды, что означает, что эти две отрасли и все, что с ними связано, будут находиться в непонятной глубины кризисе, а все остальные отрасли — скорее нет, именно потому, что на них будут направлены те деньги, которые могли бы быть потрачены на недвижимость и автомобили.
Второй тренд — это добавление в ассортимент больших упаковок, предназначенных специально для продажи через интернет. Упаковок, которые выглядят более экономичными, за счет которых потребитель сможет экономить. -
Елена Мелиховадиректор по маркетингу и коммуникациям«Мир» и СБП
В целом лучший путь борьбы за своего потребителя — это делать качественный продукт по оптимальной цене. В части продукта мы предоставляем людям возможность выбора способа платежа — картой или телефоном; через приложение или по QR-коду; сделать его пользовательский путь максимально простым и понятным, а платеж — быстрым и безопасным.
Говоря же об инфляции, мы понимаем, что потребителю сегодня важно получать максимальную выгоду при совершении покупок — будь то скидки, кешбэк или иные бонусы. Программа лояльности «Привет!» аккумулирует большое количество партнеров, позволяя потребителю получать скидки и кешбэк за свои платежи через Систему быстрых платежей (СБП) или по карте «Мир». -
Екатерина Рыжовадиректор по маркетингуTanukiFamily
Сейчас люди готовы ходить в рестораны или заказывать еду с доставкой — и мы видим прирост числа гостей. В этом году сделали акцент на заботе о наших гостях: индексировали цены минимально, сопоставимо с инфляцией, формировали меню, сохраняя все главные ингредиенты: рыбу и морепродукты, мясо, свежие овощи, аутентичные японские соусы. Даже снизили цены на меню кейтеринга специально в сезон корпоративов.
-
Екатерина Агеевадиректор по маркетингу«Компания “Арнест”»
Наши ключевые бренды Deonica, «Прелесть», Mosquitall, Symphony лидеры в сегменте масс-маркет в своих категориях, поэтому мы надеемся, что потребители как раз на нас и будут обращать больше внимания. У наших брендов есть история, знание и качество. Планируем и дальше строить сильные бренды, так как в случае желания сэкономить потребители более осторожно относятся к неизвестным маркам.
-
Анастасия Медведевабренд-директор«ВсеИнструменты.ру»
В условиях инфляции на рекламный инвентарь мы будем фокусироваться на использовании более эффективных каналов. Это потребует пересмотра подходов к медиараспределению. Мы сфокусируемся на персонализированных предложениях, чтобы предлагать потребителям актуальные товары по оптимальным ценам, а также будем работать над усилением качества каждого касания в коммуникации.
-
Вера Моденоваоперационный директорFlowwow
Flowwow — это маркетплейс, а это значит, что ценообразование зависит от конечного продавца. Система выдачи товаров и магазинов на нашей платформе работает по принципам рыночной экономики: чем больше покупок и положительных отзывов получает товар определенного селлера, тем выше его видимость для клиентов. Несмотря на инфляцию и рост зарплат в IT, за последние три года мы ни разу не повышали комиссию для селлеров и продолжаем давать возможность нашим магазинам работать с той же продукцией из той же ценовой категории, что и ранее.
-
Ксения Владимироваоперационный директор«Теремъ»
В нашей отрасли (ИЖС и КМС) мы видим спрос, и основным драйвером в категории по-прежнему будет продукт и его качество. Поэтому в первую очередь мы будем работать в этом направлении, и уже потом все остальное.
-
Андрей Сазоновдиректор по маркетингу«Май»
По нашим оценкам, 2025 год будет сложным, полным вызовов, однако и полным возможностей. Потребитель ищет и будет искать лучшие предложения под свои возможности, а мы будем предлагать ему уникальный потребительский опыт через продолжение развития нашей стратегии — доставлять уникальную ценность: продуктовую, инновационную и коммуникационную. Регулярные линейки наших брендов мы будем пополнять новинками, сохраним пул ТВ-поддержки и больших активностей. Корректировка коммуникационной нашей стратегии относительно прошлых лет, если кратко, — увеличение доли коммуникаций, направленных на прямые продажи. Маркетинг в компании «Май» крайне бизнес-ориентирован, и мы корректируем стратегию в свете происходящих изменений настроения потребителей. Мы будем удерживать качество наших брендов, и это неприкасаемый фактор сохранения внимания к нашим продуктам. Мы знаем, что борьба будет серьезной, и один из ключевых факторов успеха — гибкость и способность меняться быстро для удовлетворения потребностей потребителей. И мы готовы это делать.
-
Евгений Поповгенеральный директор агентства маркетинговых исследованийORO
В 2025 году для брендов ключевой задачей станет не просто борьба за внимание и кошелек, а выстраивание глубоких отношений с аудиторией. Мы видим, что люди все чаще воспринимают онлайн-рекламу как навязчивую, что создает серьезный вызов для рекламных стратегий. Очевидно, что продолжать «громче кричать» не имеет смысла. Вместо этого компании должны сосредоточиться на персонализации и ценности контента. В этом контексте маркетинговые исследования становятся особенно важными. Кроме того, мы наблюдаем рост интереса к нативным форматам и интеграциям, которые воспринимаются органично. Люди ценят бренды, которые говорят с ними на их языке, предлагают ценный продукт и развлекают.
-
Марина Волковадиректор по аналитике и консалтингу«Нильсен»
Инструментов и стратегий борьбы за покупателя, к счастью, становится все больше, а приемы игроков, реализацию которых мы наблюдали в этом и продолжим наблюдать в следующем году, уверена, обязательно удивят многих. Прошедший год был богат на тренды: на рынке произошел настоящий ренессанс спроса на целые сегменты: двузначными темпами развивались категории «удовольствия», вернулись к росту многие «здоровые» продукты, на новый этап вышла история развития СТМ и многие другие группы товаров. И все — благодаря работе с ассортиментом, запуску интересных новинок, омниканальных акций и коммуникации с потребителем, которая все чаще опирается на персонализированный подход и интересы даже небольших сегментов покупателей. Можно быть уверенным, что 2025 год принесет с собой еще более усовершенствованные подходы к взаимодействию с потребителем, реализацию тех проектов, которые можно назвать «работой над ошибками», и новые победы для рынка.
-
2Какой сегмент потребителей (по возрасту, доходу, интересам) стал для вас самым труднодостижимым в 2024 году?
-
Федор ВиринпартнерData Insight
То, что мы видим со своей стороны, — это изменение регионального состава аудитории, изменение региональных потоков товаров. За последние 3 года изменился денежный поток населения — большой объем денег стали получать регионы, которые раньше были самыми небогатыми (Удмуртия, Якутия, Алтайский край, Бурятия и прочие). Соответственно, деньги, которые получают эти регионы, активно тратятся в первую очередь в электронной торговле, потому что доступность товаров в этих регионах достаточно низкая в силу того, что эти товары многие годы там никому не были нужны. Вот это перераспределение потоков — это и перераспределение запросов. Этим регионам, возможно, нужны не совсем те товары, которые мы привыкли продавать в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре или Екатеринбурге. Это первый челлендж, который есть у брендов. Второй большой челлендж, который произошел за последние несколько лет, — это подрастающее поколение Z, у которого появились деньги. Они другие, у них совсем другие запросы, они по-другому формулируют свои запросы, они по-другому коммуницируют с брендом, им интересна другая коммуникация, они не взаимодействуют с нами так же, как взаимодействуют Х и Y, к которым мы уже привыкли.
-
Екатерина Рыжовадиректор по маркетингуTanukiFamilyЛюди старшего поколения, которые значительную часть своего времени посвящают готовке домашней еды для своей семьи и видят в этом свое предназначение и большую ценность. Они ходят в рестораны «по случаю», поэтому для них не так актуальны акции или новинки, даже крупные рекламные кампании не становятся для них драйвером частого потребления.
-
Екатерина Агеевадиректор по маркетингу«Компания “Арнест”»
Не буду говорить про потребителей люкса — мы делаем продукцию не для этой аудитории. В нашем сегменте нам бывает трудно достать потребителей жестких дискаунтеров, потому что мы достаточно часто не можем сделать продукцию по той цене, которую от нас ожидает ретейлер в этом канале, а делать продукт непонятно из чего, лишь бы пройти ассортиментный комитет, мы не готовы. Хорошо, что есть новые сети, которые все-таки задают более высокий стандарт качества представленной продукции.
-
Анастасия Медведевабренд-директор«ВсеИнструменты.ру»В 2024 году самым труднодостижимым сегментом стали потребители с высокой покупательской способностью, которые столкнулись с трудностями в выборе между новыми локализованными и иностранными брендами. Многие затруднялись с выбором, не зная, как оценить качество новых брендов и насколько они могут заменить привычные. Мы акцентируем внимание на том, чтобы сделать информацию о новых производителях максимально прозрачной и понятной, гарантируя своим выбором высокое качество товаров.
-
Вера Моденоваоперационный директорFlowwow
Самый трудный сегмент для нас сейчас — пользователи в Москве. Стоимость привлечения нового клиента тут с каждым годом становится сильно дороже.
-
Андрей Сазоновдиректор по маркетингу«Май»
Самым сложным на рынке чая для нас стал сегмент возрастных потребителей с доходом ниже среднего. Рынок чая не растет в потреблении, и многие премиальные бренды «спускались» вниз по цене, забирая через промоактивности эту аудиторию, давая ей премиальные продукты за более доступные цены. Сегмент «среднеценовой чай» сократился на рынке, и вместе с ним мы тоже сдали часть позиций. Рынок кофе (а мы работаем и в этом сегменте) продолжает расти в России. Мы растем вместе с ним, и посредством перезапуска флагманского бренда в категории «кофе» мы значительно увеличили наше присутствие на рынке натурального кофе.
-
Марина Волковадиректор по аналитике и консалтингу«Нильсен»
Сейчас покупательский портрет сильно фрагментировался, а с ростом доходов прежние тренды только усилились и эволюционировали. Стали заметнее и требования к омниканальному опыту покупок, и к самим продуктам, и даже к их отдельным характеристикам.
Однако даже в условиях такого усложнения с каждой группой покупателей бренды и ретейл работают более чем успешно, не просто верно сегментируя аудиторию и анализируя ее потребности, но и с беспрецедентной скоростью реагируя на эти самые потребности. За последние 12 месяцев среди самых успешных проектов были и запуски продуктов для молодых покупателей — с необычными вкусами и в коллаборации с известными личностями. И среди группы покупателей, составляющих основную покупательскую способность (30–50 лет) и отличающуюся наибольшей вариативностью ожиданий. И даже серьезные изменения на рынке детского питания.Каждый из сегментов по-своему труднодостижим, но и производители, и ретейлеры в 2024 году доказали, что могут добиться результатов вне зависимости от того, с какой аудиторией работают.
-
3Что бы вы назвали главными страхами потребителя в 2024 году? Оправдались ли эти страхи?
-
Федор ВиринпартнерData InsightГлавным страхом потребителя на 2024 год, очевидно, является подорожание всех товаров, которые догоняет, и падение курса национальной валюты, и растущий параллельный импорт, который добавляет стоимости. Да, цены очень прилично выросли. Практически во всех категориях средний чек вырос существенно меньше, чем цены, и это самая сложная история для брендов, потому что рост среднего чека почти в два раза более медленный по сравнению с ростом цен на товары во всех категориях. Это и есть переключение потребителей на более дешевые товары, на более дешевые бренды или снижение потребителями частотности и объемов покупок.
-
Елена Мелиховадиректор по маркетингу и коммуникациям«Мир» и СБП
Думаю, что в части платежных продуктов главные страхи потребителей — это фрод и мошенники, опасность потерять свои деньги и осуществить платеж (допустим, в интернете), который будет невозможно оспорить и вернуть средства на счет. В части анти-фрода мы ведем большую работу с банками, постоянно совершенствуя свои сервисы.
Что касается мошенников, а именно социальной инженерии — в этом году мы увидели много замечательных продуктов от банков и телекома (анти-фрод-рулетка, программа «Защитник» и другие), помогающих людям противостоять телефонному обману. Но пока, наверное, главным способом борьбы остается личная финансовая грамотность — не сообщать коды из СМС и не верить тому, что вам говорят незнакомые люди по телефону. Читаете сейчас эти строки — не поленитесь, наберите лишний раз своим родителям, напомните эти простые правила безопасности, ведь пожилые люди больше всех страдают от мошенников. -
Екатерина Рыжовадиректор по маркетингуTanukiFamily
Потеря возможности использовать устоявшийся формат жизни со своими удобствами и привычками: отказ от покупки качественной еды, сокращение трат на развлечения, отказ от путешествий. Эти страхи в большинстве своем не оправдались — люди продолжают ходить в рестораны, путешествовать, покупать любимый кофе по дороге на работу. Действительно, сократилась часть трат на обыденные вещи, но не так категорично, как ожидалось.
-
Екатерина Агеевадиректор по маркетингу«Компания “Арнест”»
Я считаю, что наши потребительницы (в косметике и бытовой химии у нас ключевая аудитория — женщины) вообще ничего не боятся: экспериментируют в уходе за собой так, что добросовестные производители иногда даже удивляются тому, что наши женщины готовы покупать. Есть достаточное количество продуктов на рынке, которые не соответствуют заявленным свойствам или с такой низкой ценой, что вообще непонятно, что там может быть налито. Страха дефицита тоже нет — конкуренция на наших рынках огромная, за последние годы появились сотни новых российских производителей, да и глобальные никуда не исчезли. Поэтому развивается один из трендов: сокращение объема корзины потребления, потому что многим потребителям уже не хочется тратить свой драгоценный ресурс — время — на поиск решения достаточно рутинной задачи.
-
Анастасия Медведевабренд-директор«ВсеИнструменты.ру»
Главные страхи потребителей были связаны с инфляцией и качеством товаров. Эти страхи частично оправдались, но мы видим, что потребители все больше ориентируются на отзывы и репутацию брендов. Качество остается важнейшим фактором, и компания «ВсеИнструменты.ру» активно работает над обеспечением высокой надежности своих товаров.
-
Вера Моденоваоперационный директорFlowwow
Главным страхом для клиентов однозначно является возрастающая цена.
-
Ксения Владимироваоперационный директор«Теремъ»
Именно в нашем сегменте потребитель больше всего переживает о том, чтобы строительство было закончено в срок и ровно так, как указано в договоре по качеству материалов и комплектации. Если правильно выбрать подрядчика, идти с проверенным производителем, то страх этот необоснован. Но мы, конечно, наблюдаем разные ситуации на рынке, поэтому такие опасения не стоит исключать совсем, если на первое место при выборе застройщика поставлена экономия, и уже потом качество и репутация компании.
-
Андрей Сазоновдиректор по маркетингу«Май»
Мы проводим много потребительских исследований и видим, что эмоционально потребителю было не просто в этом году. Если говорить про рынок продуктов питания в РФ в 2024 году, то потребительские страхи не были связаны с потерей любимого бренда и любимого СКЮ (SKU). Рынок продуктов питания в РФ предлагает много качественных интересных и традиционных продуктов. По нашей аналитике более 80% потребителей испытывали стресс из-за беспокойства по поводу неопределенности будущего. И в нашем понимании этот стресс частично помогает снимать проверенный бренд, к которому потребитель привык и которому доверяет.
Потребитель 2024 года — бережливый, экономный и крайне рациональный. При этом он стал более требовательным к качеству, избирательным и более патриотичным. -
Евгений Поповгенеральный директор агентства маркетинговых исследованийORO
Главный страх потребителей в 2024 году — ухудшение финансового положения. Эти опасения оправдались: 41% москвичей сократили траты, а 20% ожидают снижения доходов. Сбережения остаются слабым звеном: у трети их нет вовсе, и лишь четверть имеет запасы на полгода и более. Это усиливает тревожность и подчеркивает важность для брендов быть гибкими, предлагая ценность и поддержку в сложных условиях.
-
4Чего потребитель сегодня ждет от брендов?
-
Федор ВиринпартнерData Insight
Счастья! Это самое главное. Это еще одно изменение, которое произошло с нами за последние десять лет. Оно связано и с изменением гендерного состава аудитории, появлением электронной коммерции и вообще того, что мы хотим. Смысл в том, что рутинизированные покупки, не требующие вовлечения, переносятся в интернет легко: нажал кнопку — получил результат. Такого рода покупки — это то, что нас теперь не волнует, и интернет-торговля позволяет нам не знать о том, что такое рутинизированные покупки и зачем они нам нужны. Мы нажимаем кнопочку и на следующий день забираем заказ из пункта выдачи — автоматическое действие для 70 с лишним миллиона человек в стране. Активные потребители совершают в год более 20 заказов в интернет-торговле без учета продуктов питания, перенося до половины покупок в интернет.
Что остается? Нерутинизированные покупки, в которые мы вовлекаемся, чтобы получить эмоции: выбирая помидоры, мы хотим, чтобы они пахли, были приятными на ощупь, чтобы нам хотелось их попробовать, — это эмоция. Выбирая новую водолазку, мы хотим, чтобы она была фантастическая на ощупь. Мы хотим, чтобы эту радость дарил не только товар, но и коммуникация, связанная с ним. Вся эта радость — главное, что потребитель хочет от магазина и бренда. И, если магазин или бренд не в состоянии предложить эти эмоции, они превращаются в рутинизированные покупки. А там что? «Нажал кнопку и получил результат», конкуренция там либо ценовая, либо на уровне телевизора, где мы просто запомнили бренд, попробовали, а далее нам нужно просто не дать потерять этот бренд. -
Елена Мелиховадиректор по маркетингу и коммуникациям«Мир» и СБП
Потребитель сегодня ждет внимания и понимания. Понимания его потребностей и ответа на его запросы — качественного продукта и хорошего сервиса.
Тренды последних лет — симплификация финансового продукта, потребность в простых и удобных решениях здесь и сейчас, в формате «одного окна», в один клик. В качестве примера просто позволю себе процитировать слова респондента из одного исследования потребительского поведения: «Я хочу, чтобы нейросети анализировали, что я покупаю в магазинах, искали каждую скидку и предложение в моем городе, чтобы найти в нем лучшие цены, и выдавали мне список еженедельных покупок в ближайших местах. Мне не нужно, чтобы нейросеть рисовала меня, если бы я был космонавтом». Мне кажется, лучше и не описать ожидания потребителя от финансового приложения. -
Екатерина Рыжовадиректор по маркетингуTanukiFamily
Понимания и заботы. Первая задача ресторанного бизнеса сегодня — предложить гостям больше впечатлений, помочь вырваться из рутины, почувствовать особенные моменты. Сейчас у многих гостей изменились паттерны потребления: они стали более ограниченны в тратах, реже посещают рестораны «просто так». Современный человек, помимо вкусной еды, стремится получить эмоции: больше обращает внимания на интерьер, подачу, обслуживание.
-
Екатерина Агеевадиректор по маркетингу«Компания “Арнест”»
Универсального ответа на этот вопрос нет — у всех аудиторий (а их много) свои запросы. Если попробовать обобщить, я бы сказала, что хочется, как всегда, все сразу — дешево, быстро и качественно: купить выгодно (не равно «самая низкая цена»), удобно и не разочароваться в покупке. А еще лучше — быть приятно удивленным от качества как самого продукта, так и его подачи (упаковки и продвижения). А тут как раз у всех свои вкусы. Еще считаю, что потребители будут рады какой-то реальной (или воспринимаемой) инновации, которых стало все-таки меньше в FMCG с уходом из активного присутствия глобальных брендов.
-
Анастасия Медведевабренд-директор«ВсеИнструменты.ру»Современный потребитель ожидает от брендов не только высокого качества товаров, но и внимания к своим потребностям. Это выражается в высоких ожиданиях от качества и скорости доставки, качественной консультационной поддержке продаж. Бренды должны показывать, что они разделяют ценности потребителя и способны предоставить реальную ценность — будь то через инновации или улучшенные условия.
-
Вера Моденоваоперационный директорFlowwow
Потребители ждут от бренда высокого качества и безупречного сервиса — от удобного интерфейса до оперативной доставки. На каждом из этих этапов клиенты ждут комфорта. В этом плане Flowwow находится в выигрышной позиции: мы изначально ориентированы на высокотребовательную аудиторию, и мы всегда работали над обеспечением наилучшего качества при взаимодействии с локальными производителями, которые предоставляют итоговый продукт.
-
Ксения Владимироваоперационный директор«Теремъ»В первую очередь — честности и открытости. Есть ощущение, что всех немного достали рекламные слоганы и красивые кампании с шикарными условиями, под которыми скрываются дополнительные условия.
-
Андрей Сазоновдиректор по маркетингу«Май»
Все зависит от аудитории бренда — разные потребительские потребности и мотивы формируют разные ожидания от брендов и, соответственно, разные ответы от брендов. Мы смотрим на разные рынки FMCG и видим, как в некоторых категориях выстреливают суперинновационные продукты или продукты исключительно ЗОЖ-направленности. Обладая мультибрендовым портфелем, мы используем разные стратегии для каждого из наших брендов, чтобы оставаться в фокусе внимания чайной аудитории, для которой мы работаем. Однако есть, как мне кажется, единый параметр, что объединяет все бренды во всех категориях, — потребитель точно ожидает от бренда достойного качества за те деньги, которые готов на этот бренд потратить.
-
Евгений Поповгенеральный директор агентства маркетинговых исследованийORO
Сегодня потребитель ждет от брендов простоты, ясности и смыслов. Люди устали от кризисов и хотят рекламу, которая не перегружена клише, а предлагает яркую историю и юмор. Важно четко доносить, что за продукт и бренд стоят за кампанией. Развлекательный контент с глубокими инсайтами и прозрачной коммуникацией — ключ к созданию доверия и выделению бренда на фоне конкурентов.
-
Марина Волковадиректор по аналитике и консалтингу«Нильсен»
С точки зрения FMCG-рынка можно сказать, что покупатель выбором определенных товаров и самим фактом совершения покупки указывает на те направления, которые резонируют с его потребностями. 2024-й был годом появления и развития интересных трендов: взрывного роста сегмента готовой еды, всевозможных сладостей, ЗОЖ-товаров, необычных вкусов и не только. И если говорить о 2025-м, то основное ожидание можно назвать «ожиданием усложнения», дальнейшей персонализацией. Такой тренд прослеживается почти повсеместно: от базовых продуктов для здорового образа жизни к работе с узкими нишами, добавками, витаминами; от запуска нового бренда газированных напитков к активации лимитированных редких вкусов; от импорта эксклюзивной новинки к созданию эксклюзивного бренда в сотрудничестве с узнаваемыми блогерами.
Персонализация, умение удивить, соответствие потребностям и ожиданиям покупателя, будь то возраст или субкультура, качество — пожалуй, основные факторы, эффективная работа с которыми позволит брендам добиваться новых высот.
-
5С появлением большого количества новых брендов, как локализованных, так и иностранных, потребитель невольно сравнивает их с теми товарами, которыми пользовался раньше, зачастую отмечая ухудшение качества замены. Является ли это новым потребительским трендом, где между ценой и качеством потребитель будет выбирать качество? И почему?
-
Федор ВиринпартнерData Insight
Давайте скажем так, что, если вы не Coca-Cola и три года назад ушли с российского рынка, то потребитель уже про вас забыл, до свидания. Любовь живет три года, и эти три года прошли, потребитель уже забыл те бренды, которые были не суперизвестными. Уже нет такого, что потребитель выбирает, сравнивая бренды зарубежные/ушедшие — «торт уже не тот, тот уже не торт» — нет этого всего. Потребители за эти три года уже живут в новой реальности, у них уже другой список брендов на столе, у них уже другой список брендов в гардеробе. Да, они по-прежнему хотели бы что-то купить в Zara, может быть, но реально у них уже появилось достаточно большое количество брендов, которыми они уже пользуются. И брендам нужно это четко понимать: выбирают точно так же, как это было четыре года назад, но просто из другого списка брендов, ориентируясь на то, что есть сейчас. Реальность такова: мы берем то, что есть, и пользуемся тем, что есть.
-
Елена Мелиховадиректор по маркетингу и коммуникациям«Мир» и СБП
Убеждена, что на качество продукта потребитель смотрит все больше и больше — люди умеют выбирать и осознают свои потребности. Но вот только не соглашусь, что отечественные бренды, пришедшие на замену иностранным, обладают худшим качеством. Напротив, за последние три года мы увидели взрывной рост в секторе FMCG, появление огромного количества новых российских брендов одежды, продуктов питания, косметики замечательного качества и так далее. Несомненно, есть секторы с более сложным процессом импортозамещения — например, IT, но и там мы наблюдаем положительную динамику и развитие.
-
Екатерина Рыжовадиректор по маркетингуTanukiFamily
Для начала надо ответить на вопрос: почему «Тануки» удается успешно держать планку больше двух десятков лет. Мы всегда ориентировались на качество. И не только свежесть и качество каждого ингредиента — должно быть выверено и продумано качество каждого рецепта, качество работы каждого сотрудника, удобство нашего приложения для гостей, качество упаковки, доставки, сервиса.
Именно сейчас, когда потребительские привычки меняются, качество и стабильность становятся основой выбора. Да, мы стараемся сдерживать рост цен, но жертвовать качеством и вкусом никогда не будем. На этом мы делаем акцент в наших коммуникациях. Транслируем, что в наших ресторанах их ждет всегда предсказуемый (в приятном смысле) результат.
-
Екатерина Агеевадиректор по маркетингу«Компания “Арнест”»
Надеюсь, качество победит везде. Возможно, в каких-то эмоциональных покупках вроде ручки с динозавриком или шоппера с мемом на один сезон — это не так важно. Но все-таки в нашей потребительской культуре есть склонность ориентироваться на качество продукции в разных категориях. Почему: потому что большинство наших потребителей в стране не так богаты и не так бедны, чтобы тратить постоянно деньги на новые покупки в первом случае и покупать слишком дешевые из-за качества товары с низкой ценой за разовую покупку во втором. Кроме того, многие наши потребители очень беспокоятся о здоровье и приравнивают качество продукции многих товаров от еды и косметики до, например, одежды и мебели к заботе о нем.
-
Анастасия Медведевабренд-директор«ВсеИнструменты.ру»
Этот тренд становится все более актуальным. Хотя экономические условия заставляют потребителей искать более доступные решения, многие из них готовы заплатить больше за уверенность в высоком качестве продукции. Важно не только соответствовать ожиданиям по качеству, но и активно работать над созданием доверия через прозрачность, честность и стабильность бренда.
-
Ксения Владимироваоперационный директор«Теремъ»
Потребитель выбирает качество, это правда, и всегда выбирал. Даже если это инвестиционное вложение в дом под сдачу или глэмпинг, владелец думает о будущем и о высокой эксплуатационной нагрузке — следовательно, с помощью эксперта рассчитывает износ. Рынок уже подстроился, и в нашей отрасли появились достойные замены, которые не уступают по характеристикам своим предшественникам.
На наш взгляд, потребитель всегда ожидает от компании экспертности и задает вопросы, можно ли экономить на этом узле или не стоит. Еще лучше, если потребитель не знает, какой вопрос задать, а компания экспертна настолько, что не боится подсвечивать такие моменты, по сути являясь полноценным партнером на этом сложном совместном проекте. -
Андрей Сазоновдиректор по маркетингу«Май»
Мы работаем на рынке продуктов питания, которые попадают на стол и в рот наших потребителей. Для нас качество продукции — это часть философии создания продуктов и брендов. Качество наших продуктов — это столп бизнеса компании «Май». Больше тут добавить нечего.
-
Евгений Поповгенеральный директор агентства маркетинговых исследованийORO
Потребитель ожидает от брендов качества, которое оправдывает стоимость. На фоне роста новых брендов и локализованных товаров люди часто сравнивают их с прежними продуктами, отмечая ухудшение. Тренд на выбор в пользу качества усиливается: покупатели готовы платить больше, чтобы избежать разочарования. Думаю, бренды должны доказать, почему их продукция стоит тех денег, которые они просят.