Федор Вирин
-
Инфляция, очевидно, не сделает потребителей богаче. Как вы будете бороться за их внимание и кошелек в 2025 году?
-
Здесь есть два больших тренда, которые нацелены, помимо прочего, и на решение этой проблемы. Один из этих трендов — это расширение продуктовой линейки, добавление туда более простых товаров с более низким ценником. Этот тренд мы видим достаточно однозначно, он будет продолжаться, и, хотим мы того или нет, но в любой экономически сложной ситуации добавление более дешевых линеек всегда работает. Сработает и сейчас. В то же время мы видим, что экономика развивается по сценарию, когда замораживание продаж недвижимости и автомобилей из-за недоступности кредитов привело к тому, что деньги, отложенные на эти покупки, тратятся на какие-то другие нужды, что означает, что эти две отрасли и все, что с ними связано, будут находиться в непонятной глубины кризисе, а все остальные отрасли — скорее нет, именно потому, что на них будут направлены те деньги, которые могли бы быть потрачены на недвижимость и автомобили.
Второй тренд — это добавление в ассортимент больших упаковок, предназначенных специально для продажи через интернет. Упаковок, которые выглядят более экономичными, за счет которых потребитель сможет экономить. -
Какой сегмент потребителей (по возрасту, доходу, интересам) стал для вас самым труднодостижимым в 2024 году?
-
То, что мы видим со своей стороны, — это изменение регионального состава аудитории, изменение региональных потоков товаров. За последние 3 года изменился денежный поток населения — большой объем денег стали получать регионы, которые раньше были самыми небогатыми (Удмуртия, Якутия, Алтайский край, Бурятия и прочие). Соответственно, деньги, которые получают эти регионы, активно тратятся в первую очередь в электронной торговле, потому что доступность товаров в этих регионах достаточно низкая в силу того, что эти товары многие годы там никому не были нужны. Вот это перераспределение потоков — это и перераспределение запросов. Этим регионам, возможно, нужны не совсем те товары, которые мы привыкли продавать в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре или Екатеринбурге. Это первый челлендж, который есть у брендов. Второй большой челлендж, который произошел за последние несколько лет, — это подрастающее поколение Z, у которого появились деньги. Они другие, у них совсем другие запросы, они по-другому формулируют свои запросы, они по-другому коммуницируют с брендом, им интересна другая коммуникация, они не взаимодействуют с нами так же, как взаимодействуют Х и Y, к которым мы уже привыкли.
-
Что бы вы назвали главными страхами потребителя в 2024 году? Оправдались ли эти страхи?
-
Главным страхом потребителя на 2024 год, очевидно, является подорожание всех товаров, которые догоняет, и падение курса национальной валюты, и растущий параллельный импорт, который добавляет стоимости. Да, цены очень прилично выросли. Практически во всех категориях средний чек вырос существенно меньше, чем цены, и это самая сложная история для брендов, потому что рост среднего чека почти в два раза более медленный по сравнению с ростом цен на товары во всех категориях. Это и есть переключение потребителей на более дешевые товары, на более дешевые бренды или снижение потребителями частотности и объемов покупок.
-
Чего потребитель сегодня ждет от брендов?
-
Счастья! Это самое главное. Это еще одно изменение, которое произошло с нами за последние десять лет. Оно связано и с изменением гендерного состава аудитории, появлением электронной коммерции и вообще того, что мы хотим. Смысл в том, что рутинизированные покупки, не требующие вовлечения, переносятся в интернет легко: нажал кнопку — получил результат. Такого рода покупки — это то, что нас теперь не волнует, и интернет-торговля позволяет нам не знать о том, что такое рутинизированные покупки и зачем они нам нужны. Мы нажимаем кнопочку и на следующий день забираем заказ из пункта выдачи — автоматическое действие для 70 с лишним миллиона человек в стране. Активные потребители совершают в год более 20 заказов в интернет-торговле без учета продуктов питания, перенося до половины покупок в интернет.
Что остается? Нерутинизированные покупки, в которые мы вовлекаемся, чтобы получить эмоции: выбирая помидоры, мы хотим, чтобы они пахли, были приятными на ощупь, чтобы нам хотелось их попробовать, — это эмоция. Выбирая новую водолазку, мы хотим, чтобы она была фантастическая на ощупь. Мы хотим, чтобы эту радость дарил не только товар, но и коммуникация, связанная с ним. Вся эта радость — главное, что потребитель хочет от магазина и бренда. И, если магазин или бренд не в состоянии предложить эти эмоции, они превращаются в рутинизированные покупки. А там что? «Нажал кнопку и получил результат», конкуренция там либо ценовая, либо на уровне телевизора, где мы просто запомнили бренд, попробовали, а далее нам нужно просто не дать потерять этот бренд. -
С появлением большого количества новых брендов, как локализованных, так и иностранных, потребитель невольно сравнивает их с теми товарами, которыми пользовался раньше, зачастую отмечая ухудшение качества замены. Является ли это новым потребительским трендом, где между ценой и качеством потребитель будет выбирать качество? И почему?
-
Давайте скажем так, что, если вы не Coca-Cola и три года назад ушли с российского рынка, то потребитель уже про вас забыл, до свидания. Любовь живет три года, и эти три года прошли, потребитель уже забыл те бренды, которые были не суперизвестными. Уже нет такого, что потребитель выбирает, сравнивая бренды зарубежные/ушедшие — «торт уже не тот, тот уже не торт» — нет этого всего. Потребители за эти три года уже живут в новой реальности, у них уже другой список брендов на столе, у них уже другой список брендов в гардеробе. Да, они по-прежнему хотели бы что-то купить в Zara, может быть, но реально у них уже появилось достаточно большое количество брендов, которыми они уже пользуются. И брендам нужно это четко понимать: выбирают точно так же, как это было четыре года назад, но просто из другого списка брендов, ориентируясь на то, что есть сейчас. Реальность такова: мы берем то, что есть, и пользуемся тем, что есть.