Самвел Аветисян: "Бренды Сбербанка и МТС не обладают потребительской ценностью"
Вчера компания Millward Brown Optimor опубликовала свой рейтинг стоимости брендов BrandZ Top-100. В него вошли лишь два российских бренда – Сбербанк (71 место) и МТС (83 место). Маркетологи сомневаются в том, что они заслуженно попали в список
Самвел Аветисян, заведующий кафедрой маркетинга и брендинга в Университете «Синергия», утверждает, что эти бренды не имеют потребительской ценности:
«У меня есть твердое убеждение, что за брендом должна стоять идея и ценность. Как минимум, потребительская, которая определяется максимально большим количеством лояльных клиентов. Исходя из этого, в моем списке однозначно бы не было ни МТС, ни Сбербанка.
У меня нет ответа на вопрос, какая ценность стоит за Сбербанком и насколько лояльны потребители услуг этой кредитной организации. Посудите сами, 80% клиентов Сбербанка находятся там не по своей воле: кто-то по инерции, кто-то лишь потому, что ему начисляют на карту Сбербанка зарплату. Поэтому рейтинги брендов – вещь очень неоднозначная. Они составляются различными компаниями, каждая из которых преследует свои собственные цели. Для кого-то это всего лишь PR, а не обоснованная и взвешенная оценка.
Согласно рейтингу BrandZ Top-100, около 65% общей стоимости всех брендов мира приходится на бренды из Северной Америки, а средняя стоимость американского бренда в 2 раза больше азиатского и в 2,5 раза выше европейского. В этом нет ничего удивительного. На стоимость бренда влияет и рынок, и страна обитания бренда. Если говорить о ВВП США, то он один из самых больших в мире, а это напрямую влияет на развитие брендов в стране. К тому же, не стоит забывать о том, что Америка – родина современного маркетинга. Следовательно, в США гораздо более развиты маркетинговые технологии.
Еще одна причина лидерства Америки заключается в том, что это привлекательная страна для специалистов из разных уголков мира, и она готова принимать квалифицированные кадры. Мозги и креатив перетекают из России и других стран именно в США. Поэтому неудивительно, что Америка является средой обитания самых дорогих мировых брендов.
В тоже время российские бренды способны конкурировать с мировыми. Конкуренция брендов – это, прежде всего, конкуренция идей. Карл Марк говорил: «Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами». Эта формула работает и в современном мире. Сегодня глобальный рынок – это соревнование идей и ценностей, а не продуктов и технологий. Инновации в наши дни носят служебный характер, главное, какую ценность они продвигают. А идеи и ценности в нашей стране есть. Поэтому я считаю, что у России хорошие предпосылки для того, чтобы конкурировать на мировом рынке брендов».