05 Февраля 2021 | 14:16

«Надо стараться сделать из себя того человека, которого все хотят иметь в своей команде»

Для рубрики «Креативная долина» AdIndex поговорил со Светланой Дорофеевой, Head of Digital, LÖFFLER GmbH, Нюрнберг, о том, как найти работу в Германии, почему так важны soft skills и с какими сложностями придется столкнуться

image

Расскажи о себе: кто ты по профессии, где ты сейчас работаешь, что входит в твои обязанности, какие заметные проекты у тебя есть, что входит в твою ежедневную рутину.

Привет! Меня зовут Света, я арт-директор и Head of Digital Department в компании LÖFFLER GmbH в Германии. Мы делаем дизайнерскую эргономичную мебель премиум-класса. Наша сильная сторона — это региональность: вся продукция полностью производится в Германии. У нас есть свой музей мебели с экспонатами различных эпох и культур, и нам принадлежит патент на уникальную эрготехнологию, которая разгружает позвоночник при сидении. Я руковожу нашей inhouse-digital-командой, а также веду работу двух компаний-партнеров. В данный момент мы заняты ребрендингом, а я работаю над концепцией и стратегией бренда, разрабатываю визуальную коммуникацию и рекламные кампании. Моя цель — вывести компанию на международный уровень и сделать так, чтобы люди мечтали иметь у себя дома и в офисе мебель LÖFFLER, как мечтают ездить на Porsche или Audi. Мы сделали выводы из пандемии и хотим перевести большую часть нашего бизнеса в digital, чтобы 90% нашей мебели покупали через интернет-магазин, а не через ритейлеров. Таким образом, мы будем абсолютно независимы от таких ситуаций, как пандемия и закрытие магазинов.

До перехода на сторону клиента я три года занималась дизайном в небольшом креативном агентстве также здесь, в Баварии. Там моими клиентами были как глобальные бренды Raiffeisen Bank, Marriott International, так и различные локальные европейские бренды. За счет знания немецкого языка мне удалось поработать со многими очень интересными клиентами из Швейцарии и Австрии.

Как ты оказалась в Германии? Что этому предшествовало: в каких компаниях, на каких позициях ты работала, где училась?

У меня довольно нестандартный профессиональный путь. Я окончила филфак МГУ, планируя после окунуться в журналистику, но что-то пошло не так. Во время учебы я получила стипендию DAAD и поехала на стажировку в Германию по программе обмена студентами на один семестр. Наверное, это и был тот поворотный момент, который решил будущее. Это была очень классная возможность прокачать немецкий язык, я прониклась этой страной, культурой. И когда я вернулась в Москву, мы с мужем, тогда еще бойфрендом, стали думать: а почему не попробовать и не начать строить нашу жизнь там? И мы начали прорабатывать разные варианты. Искать работу сразу в моем случае не имело смысла: только с российским филологическим образованием и отсутствием опыта работы шансы равны нулю. Поэтому я решила поехать по учебе: делать Master's degree в немецком университете (это что-то вроде российской магистратуры).

Программа длится два года, и после этого тебе как иностранцу продлевают вид на жительство на год для поиска работы. Конечно, шансы найти работу с европейским дипломом повышаются в разы. В итоге в Москве до переезда я проработала год копирайтером в ноунейм-компании и параллельно готовила документы и переезд. Через год я получила приглашения на учебу из разных университетов и выбрала факультет медиа в Дюссельдорфе.

Почему сейчас ты именно здесь и что тебе помогло здесь оказаться? Какие-то конкретные знакомства, предложения, личное стремление, случай?

После учебы в Дюссельдорфе мы с мужем переехали в Баварию, и я начала поиск работы. Опыта у меня не было, поэтому меня сначала взяли на практику, а через три месяца предложили место в компании, которая представляла собой coworking space и инкубатор для региональных стартапов. Это был очень классный опыт, в воздухе витали идеи, все ребята были с горящими глазами и мечтами изменить мир. Я там занималась маркетингом, но через какое-то время стала задавать себе вопрос: что я действительно хочу делать, чем бы я хотела заниматься, если бы у меня была полная свобода выбора? В конце концов, в чем мое предназначение, как бы это ни звучало. Это очень важный вопрос, который, на мой взгляд, является ключом к успешной карьере. Важно любить то, чем занимаешься, только так можно стать той самой лучшей версией себя, только так можно воодушевлять других и менять что-то в мире. Я думаю, что, возможно, те, у кого ничего не получается, на самом деле просто не нашли свое призвание. В итоге я поняла, что мое призвание — это дизайн и визуальная коммуникация. Я с детства рисую, у меня всегда в голове очень много образов и идей. Мне повезло, что в Германии есть уникальная система получения образования прямо в компании, у работодателя. Если ты вдруг решил сменить профессию, тебе не надо снова идти в университет: ты просто находишь агентство, заключаешь с ним контракт и начинаешь работать. Ты сразу получаешь проекты, параллельно тебя всему учат, ты приобретаешь все необходимые профессиональные навыки. Через какое-то время ты получаешь все больше ответственности, клиентов, прокачиваешься в программах — в моем случае это были Adobe Creative Suite.

Раз в два месяца целую неделю ты проводишь в school, где получаешь теоретические знания: у нас это были курсы по шрифтам, цветам, психологии рекламы, искусству питча. Как разрабатывать стратегию, brand identity, как продавать идеи — много всего интересного. Через три года сдаешь экзамен. Обычно нужно разработать концепцию бренда и презентовать это комиссии. Потом получаешь официальный диплом в зависимости от cвоего профиля. И в течение всего этого времени ты получаешь, конечно, зарплату, правда намного ниже среднерыночной.

После трех лет в агентстве я ушла на сторону клиента, потому что хотела сконцентрироваться на одном бренде, погрузиться в него и делать его успешным. В агентстве меня не покидало чувство, что мы работаем на клиентов, лишь бы продать им что-нибудь и получить за это деньги. Будет ли клиент успешным, нам, конечно, было важно, но только для того, чтобы он продолжил с нами работать. Если кампания провалится, то клиент уйдет, и мы просто возьмем другого. В агентстве мне всегда хотелось видеть, что моя работа приносит кому-то пользу, а не только деньги. Поэтому я перешла в компанию, где сейчас работаю, меня вдохновила эрготехнология, которая лежит в основе нашей продукции, мне нравится быть частью бренда, который делает жизнь людей легче и лучше.

Как ты пришла к мысли, что смысла продолжать строить карьеру в России больше нет? Что стало финальной точкой? Что ты сделала в этот момент?

В России строить карьеру я даже не начинала, потому что мысль о переезде пришла гораздо раньше.

Для меня при переезде дело было, скорее, не в карьере, а в том, где мне комфортно жить. Я не люблю фразу «где родился, там и пригодился». Мне кажется, жить в стране только потому, что ты здесь родился и вырос, — пережиток прошлого, который очень сильно врос в умы русских людей. Весь мир уже живет другими категориями, люди спокойно переезжают из страны в страну, причем часто по несколько раз. Надо жить там, где хочешь, где тебе комфортно.

Для кого-то это Россия, для кого-то США, для меня Европа. В России я чувствовала себя как будто немного отрезанной от большого мира, несмотря на то что жила в Москве. Все было слишком национально, слишком оторвано от мировых общественных движений, слишком замкнуто и зациклено на внутренних процессах. Например, тренд заботы об окружающей среде: европейские компании уже давно взяли его на вооружение, а в России к этому только стали приходить.

В Европе чувствуешь себя частью большого транснационального мира, возможно, еще благодаря безвизовой системе между странами. Здесь происходит постоянный профессиональный и культурный обмен, ты ощущаешь себя в центре какого-то мирового круговорота, на гребне волны. Несмотря на это, Германия в то же время очень самобытна. Этот транснациональный обмен поддерживается в том числе и государствами: у меня, например, сейчас постоянный вид на жительство в Германии, с которым я могу работать в любой стране ЕС, это очень повышает уровень моей внутренней свободы. Когда я работала в агентстве, мы раз в полгода ездили на Ideencamp — 5 дней брэйнстормингов, где мы генерировали идеи и обсуждали стратегию развития на следующие полгода. Каждый раз это было в новом городе — в Амстердаме, в Вене, в Праге. На каждом из этих кэмпов мы знакомились с местными агентствами, ходили к ним в офис, смотрели, как они работают и чем живут. Такая свобода передвижения открывает тебе новые перспективы.

Трудно сказать, что стало финальной точкой в России, скорее, это была совокупность многих факторов. Большую роль в этом сыграли политические события, социальная система. Но, наверное, важнее всего то, что я просто горела этой свободой. Первым делом я стала интенсивно заниматься языком, чтобы сдать TestDaF — языковой экзамен, без которого тебя не примут в вуз на немецкоязычную программу. Кстати, в Германии много мастер-программ на английском языке. Параллельно я отправляла документы в разные немецкие вузы, писала мотивационные письма, занималась разными бюрократическими делами для получения учебной визы, читала форумы, где люди делятся своим опытом переезда. Все это я делала, имея постоянную работу, то есть вечерами и на выходных.

Где конкретно ты искала работу, на каких ресурсах? Что ты писала людям? Тяжело ли было устроиться?

Когда я в первый раз устраивалась на работу в Германии, я сделала список компаний, где я бы хотела работать, изучала их сайты и писала им напрямую. Причем не на открытые вакансии, а проактивно: в Германии большинство так и делают, даже если компания никого активно не ищет.

Когда я устраивалась на работу в компанию, где я работаю сейчас, это была, конечно, совсем другая история. Имея опыт работы, опыт бизнес-общения здесь, ты уже очень хорошо вооружен и можешь диктовать свои условия. Так я, например, пришла на должность Digital Designer. Но уже на собеседовании мы договорились, что после испытательного срока, то есть через полгода, если я покажу себя как человек, готовый к ответственности и достижению результатов, то стану арт-директором и возглавлю digital team. Так все и получилось.

Многие находят работу через LinkedIn, Stepstone. Или просто изучают сайт и пишут напрямую потенциальному руководителю. Главное — уже в первом предложении сопроводительного письма заинтересовать, ни в коем случае не начинать со стандартных фраз. Я обычно в первом же предложении формулирую какой-нибудь statement, часто с привязкой к компании, который цепляет и заставляет читать дальше. Очень полезно провести свое мини-исследование, найти выступления или статьи тимлидов компании, понять, в каком направлении компания развивается, что ей важно, и использовать это.

Расскажи свои лайфхаки, как себя продавать. Как редактировать портфолио/резюме? Что говорить на интервью? Что писать в письмах и сообщениях?

Самый главный скилл — это питч, то есть умение быстро, четко и понятно изложить, почему ты нужен компании, что они выиграют и получат, наняв тебя. CV должен быть понятным, само собой, хронологически выстроенным — одного взгляда должно хватить, чтобы понять, на каком ты профессиональном уровне сейчас и где был до этого. В общем, никакой воды.

Портфолио лучше отправлять не в pdf, а ссылкой на Behance, например. Оно должно включать самые крутые проекты. Самые-самые. Ни в коем случае не нужно вываливать все. Лучше ограничиться четырьмя-пятью успешными проектами. При этом очень важно грамотно презентовать свои работы в портфолио, использовать навыки storytelling. Обязательно показать контекст, обозначить проблемы, которые были решены. Очень важно конкретно описать свою роль в том или ином проекте, не пытаться пустить пыль в глаза и преподнести командную работу как свою собственную, это сразу заметно.

Если в портфолио по какой-то причине мало стоящих работ или, например, только российские бренды, то можно придумать кейс самому, но сделать это круто. У нас был парень из Барселоны, который для своего портфолио разработал новую Identity крупного автоконцерна, сделал это на очень высоком уровне; это понравилось, и его взяли, хотя это и был нереализованный проект.

Следующее, что, на мой взгляд, очень важно и на чем проваливаются многие российские соискатели, — это soft skills, то есть как ты общаешься, насколько ты открыт, насколько ты легко ведешь разговор, поддерживаешь small talk. Немцам очень важно, чтобы ты улыбался, здоровался с коллегами, спрашивал, как дела. Особенно это важно в креативной сфере. Во-первых, потому что ты должен уметь расположить к себе клиента, а во-вторых, у нас довольно нервная работа на пределе концентрации, постоянные дедлайны, и никто не хочет, чтобы в команде был человек, в присутствии которого всем некомфортно. В общем, улыбайтесь, шутите, показывайте свою заинтересованность и ангажированность, а не просто отвечайте на заданные вопросы.

Ну и, конечно, очень важно гореть. Чтобы работодатель увидел, что ты полон энергии и идей и только ждешь свистка, чтобы уйти в работу с головой. Круто уже на этапе собеседования или отправки портфолио проанализировать компанию или агентство, их клиентов, найти проблему или потенциал для улучшения и предложить свой вариант решения. Это, конечно, требует времени и сил, особенно если отправляешь портфолио в 500 разных фирм. Но это серьезно повышает шансы.

Хорошо также показать уже на этапе отправки резюме свои сильные стороны. Например, если ты ищешь работу в motion, конечно, круто сделать о себе небольшой ролик или анимацию. Это лучше всего покажет твой профессиональный уровень.

Нужна какая-нибудь уникальная эмоциональная мелочь, иррациональный триггер, который останется в голове собеседника, когда ты уйдешь и будешь ждать решения. Однажды я была на питче, который устраивала компания из Атланты. Атланта как-то связана с крабами (то ли из-за крабодобычи, то ли это один из символов города — точно не помню). Суть в том, что парень из агентства наших конкурентов после своего питча задрал брюки и показал свои носки с крабами и сопроводил это какой-то фразой вроде «Я хочу, чтобы наш питч остался у вас в памяти, как эти крабы». На первый взгляд, просто бред, но это хорошо зашло, было видно, что клиенту это понравилось. В итоге, конечно, не по этой причине, но питч они выиграли.

Что посоветуешь молодым специалистам, мечтающим переехать из России? Насколько сложности, связанные с переездом, оправдывают сам переезд?

Надо стараться сделать из себя того человека, которого все хотят иметь в своей команде. Попробуйте представить: будь я работодателем, взял(а) бы я себя на работу? И честно, объективно ответить себе на этот вопрос. Если ответ отрицательный, нужно интенсивно работать над своими пробелами.

У меня вначале были проблемы с тайм-менеджментом, я просто ничего не успевала, потому что была очень недисциплинированной. Поэтому я серьезно занималась этой проблемой, читала лайфхаки, пробовала разные программы. Я часто слышу от многих знакомых в России, что они иногда сидят на работе и ничего не делают или делают свои собственные проекты в рабочее время. В Германии это не работает. Поэтому нужно сразу настроиться на то, что работать нужно будет очень много. Здесь ты каждую минуту из 8-часового рабочего дня занимаешься исключительно работой на компанию. Кофе пьешь за рабочим столом. В агентстве, например, у нас был недельный план, то есть у каждого был расписан день и часы: к примеру, сегодня я 2 часа работаю для местной пивоварни, 5 часов готовлю питч для одного банка и 1 час у меня митинг с клиентом. И так каждый день: переключаться с клиента на клиента нужно мгновенно. Если ты 10 минут пил кофе, то этих 10 минут тебе потом не хватит для работы, и ты останешься работать сверхурочно. Есть агентства, где ты ведешь только одного клиента, но это не значит, что работы у тебя меньше.

Если хочешь жить в Германии и вообще в Европе, очень важно разделять европейские ценности, на это очень обращают внимание. Однажды я присутствовала на собеседовании в агентстве — это было в 2019 году перед выборами в Европарламент, — и моя начальница спросила соискателя, пойдет ли он голосовать. Положительный ответ на такой вопрос характеризует тебя не только как сознательного и ответственного члена общества, но в том числе и как работника: готов ли ты активно в чем-то участвовать или просто наблюдаешь со стороны, как это за тебя делают другие, и как важные решения принимаются без тебя.

До пандемии мы с коллегами ходили во время обеда на демонстрации Fridays for future, одна из самых обсуждаемых тем здесь — это Sustainability. Потребители бойкотируют бренды, которые загрязняют окружающую среду или не заботятся о своих сотрудниках. Так было с Nestle, сейчас назревает проблема с Amazon. Поэтому на собеседовании в агентстве запросто могут спросить, что, на твой взгляд, должен сделать клиент сегодня, чтобы стать более environmentally friendly.

Это может стать проблемой для соискателя из России, потому что подобные темы в России не обсуждаются и не имеют такого значения. Поэтому перед переездом уже стоит на это настроиться и изучить, чем живет европейское общество, какие здесь социокультурные тренды. Это необходимые знания для креативщика, нужно понимать, какие мотивы и потребности у твоей целевой аудитории, что ее интересует, какие проблемы ее заботят и каких решений люди ожидают от брендов.

Переезд в другую страну — это всегда затраты, как материальные, так и эмоциональные. Сбор документов, расходы на их перевод, съем жилья, поиск работы, отказы. Очень важно быть готовым к этим сложностям, понимать, зачем идешь на все это, иметь перед глазами четкую цель и оценивать, стоит ли эта цель всех усилий. Если стоит, то нужно обязательно пробовать. Потому что с возрастом возможностей становится все меньше. Лучше приложить все силы сегодня, чтобы не жалеть в будущем об упущенных шансах.

Для нас все сложности переезда оправдали себя на 100%. Мы здесь абсолютно счастливы, и оба занимаемся тем, что нам нравится.

Что изменилось с пандемией? Для иностранца устроиться на работу в Европе стало сложнее? Как она повлияла на бизнес вашей компании?

Стало и сложнее, и легче. С одной стороны, многие компании потеряли большие деньги, не знают, что будет завтра; кто-то вообще не нанимает сейчас людей, а кто-то даже увольняет своих сотрудников.

С другой стороны, пандемия подтолкнула компании работать более гибко. В основном все сотрудники сейчас работают в хоум-офисе, и это показало компаниям и руководителям, что можно успешно управлять проектами, даже если твоя команда находится вне офиса. Мы сейчас наняли компанию программистов в Эквадоре. И это ок. Несмотря на огромную разницу во времени, у нас никогда нет проблем с коммуникацией. И я думаю, что такая тенденция будет только расти.

Я вижу в этом огромный шанс для тех, кто хочет переехать в другую страну: искать компании и предлагать им свои услуги: сначала в форме фриланса, за это время показать себя как сильного профессионала, а потом, когда пандемия закончится, есть шанс обсудить с компанией перевод тебя в эту страну в основной штат.

С пандемией взлетел спрос на специалистов digital-направления, это тоже шанс найти работу. Так, например, произошло в нашей компании. Поскольку сейчас все мебельные ритейлеры закрыты, мы вкладываем все деньги в развитие нашего интернет-магазина и запуск digital-кампаний и ищем людей в нашу команду.

Расскажи про основные барьеры, с которыми придется столкнуться иностранным соискателям от момента подготовки портфолио до финального принятия оффера.

Главный барьер — это бюрократия. Для работы в Германии нужен вид на жительство. Вид на жительство получаешь после подписания контракта. То есть после того, как тебя взяли на работу, пройдет какое-то время, прежде чем ты можешь приехать и начать работать. Значит, компания должна быть готова ждать, пока ты уладишь все дела с документами. Но я должна сказать, что если ты очень нужен, в тебе видят потенциал, то готовы ждать, поскольку компания заинтересована в сильных сотрудниках и видит долгосрочную перспективу в твоем лице. Более того, многие работодатели готовы помочь с поиском жилья — это, например, часто практикуется в больших корпорациях.

Во многих агентствах есть пробный день: если ты понравился на собеседовании, тебя приглашают поработать день в команде, посмотреть, насколько тебе подходит внутренний климат, структура работы, лучше узнать потенциальных коллег. Ну а агентство, со своей стороны, смотрит, как ты работаешь в команде, как сходишься с людьми, берешь ли на себя инициативу, насколько быстро погружаешься в проект. В этом нет ничего страшного, но нужно постараться показать больше, чем можешь на самом деле. Просто собраться на день и выложиться по полной. Не бояться, быть естественным, представить, что ты уже часть команды. Сейчас во время пандемии такие тест-дни заменили обычными тестовыми заданиями. Например, меня еще до собеседования попросили разработать стратегию вывода на рынок нового продукта, создать key visual для кампании, продумать целевую аудиторию, инструменты — в общем, стандартный набор. А потом нужно было сделать презентацию в зуме. Это был второй этап собеседования. Я его прошла, во время презентации поняла, что мои идеи всем понравились, поэтому я могу немного покачать права при подписании контракта.

Нужно заранее подготовиться к вопросу о желаемой зарплате: его, конечно, зададут. Лучше заранее узнать, сколько получает человек на твоей позиции и с твоим опытом в Германии. Эту информацию можно загуглить и определить для себя рамки, в пределах которых готов идти на компромиссы. Говорить лучше верхнюю сумму, чтобы был запас для переговоров. Многие агентства предлагают иностранцам меньше, чем немцам, потому что знают, что иностранцы имеют слабое представление об уровне зарплат. Поэтому важно заранее сделать ресерч.

В Германии огромная разница между зарплатой брутто и нетто, это тоже нужно учитывать. Брутто — зарплата до вычета всех налогов. Нетто — то, что ты в итоге получишь на счет. На собеседовании речь всегда идет о брутто. А налоги здесь высокие — в зависимости от семейного положения от 30 до 50 процентов, поэтому важно иметь в виду, что на счет придет сумма намного меньше той, что прописана в контракте.

Насколько критично влияние уровня языка? Как его повышать? Возникали ли у тебя когда-либо с этим проблемы и как ты их решала? Достаточно ли в Германии только английского или нужно обязательно учить немецкий? Для каких позиций в агентстве / на стороне клиента это актуально?

Это зависит от компании. Есть глобальные бренды, как, например, Siemens, Adidas, сетевые агентства — там рабочий язык английский. Я знаю одного парня из Англии, который уже больше 10 лет живет в Германии, руководит большим департментом в Adidas, но не может сделать заказ в ресторане, потому что не знает немецкого.

В агентстве, где я работала раньше, рабочий язык был немецкий, но однажды к нам пришел коллега из Болгарии, который говорил только по-английски. Так вот из-за одного человека мы все переключились на английский, то есть все брифинги, все митинги были исключительно на английском, и это не было ни для кого проблемой. Более того, компания была очень лояльна к нему: его без проблем отпускали с работы на языковые курсы, на поиск квартиры и т. д. 

Но была и другая сторона — его никогда не допускали до контакта с клиентами. Потому что немецкоговорящие клиенты ожидают коммуникацию на своем родном языке. Никто не хочет напрягаться и слушать питч на английском, особенно если английский с акцентом, а тем более когда речь об очень большом бюджете, как, например, при вводе на рынок нового продукта. И агентство, конечно, не хочет ставить клиента в такое неудобное положение.

Резюме: работать со знанием только английского можно легко, но нужно быть готовым, что будут определенные ограничения. Но мне кажется, это просто некомфортно — и в работе, и в бытовых ситуациях, когда не понимаешь, о чем говорят другие, над чем смеются, что вообще происходит вокруг.

У меня вначале, конечно, были сложности — чего-то я не до конца понимала, где-то не сразу успевала сформулировать предложение, упускала момент... Это очень раздражало: чувствуешь себя как будто со связанными руками, потому что знаешь, что именно надо сказать, но не успеваешь это сделать быстро, и разговор уже переходит на другую тему. Но со временем это проходит. Сейчас я уже разговариваю на немецком не задумываясь, как будто это мой родной язык, и кажется даже странным, что когда-то это было не так. Мне помогло то, что я с самого начала окружила себя людьми, ходила на все тусовки, общалась, общалась и общалась. Общение — самое главное. Во-первых, прокачиваешь язык, во-вторых, погружаешься в культуру и лучше понимаешь людей, в окружении которых живешь, их менталитет. Понимаешь, о чем можно говорить, о чем лучше не надо. Такие культурные наблюдения очень помогают потом и в бизнес-общении. Помимо этого, я слушала подкасты — Deutsche welle, например, читала online Spiegel, смотрела фильмы.

Какое может быть преимущество у российского претендента в ряду таких же локальных конкурентов?

Я недавно разговаривала с нашим CEO, и он сказал, что он очень счастлив, что у нас работают в том числе и иностранцы, поскольку каждый представитель другой культуры вносит свое видение, отличающееся от других. Тем более учитывая то, что мы хотим выводить компанию на международный уровень, нам просто необходимы люди с разными национальными бэграундами, чтобы понимать, как и какими аргументами убеждать наших потенциальных клиентов в других странах. Это то, что называют Intercultural Competence. И это ценится. Сейчас в Европе компании в принципе гордятся тем, что у них многонациональные команды, потому что это показывает, что компания современна и прогрессивна. Но в конечном счете все зависит, конечно, от кандидата: если ты классный, талантливый и горишь, то тебя возьмут, несмотря на то, что ты иностранец и тебе нужно будет помочь с визой и с переездом.

Насколько релокация оправдала себя в финансовом плане?

Материальное состояние улучшилось в разы. Как и уровень жизни в целом.

Что надо начинать делать специалисту креативных индустрий в России прямо сейчас, чтобы завтра конкурировать на глобальном рынке труда?

Банально, но нужно прокачивать язык — свободное владение английским сейчас обязательно на любой позиции. Важно быть в курсе того, что происходит в мировом бизнесе в твоей области, понимать, какие социальные тренды и события влияют на мир и на поведение людей. Есть классное нидерландское агентство Trends Active. Они исследуют социальные тренды и то, как их использовать в креативном бизнесе. Они, кстати, часто публикуют интересные исследования и проводят вебинары. 

Я бы посоветовала ездить на международные конференции в другие страны: во-первых, это отличный шанс обменяться знаниями и опытом, а во-вторых, завести связи, которые могут пригодиться при дальнейшем поиске работы. Нам повезло жить в то время, когда наши возможности развития ограничены только нашей собственной ленью. Многие агентства и компании проводят бесплатные вебинары, приглашают крутых спикеров. Курсы типа skillshare. Это все отличные варианты, если нет возможности куда-то поехать или, как сейчас, не позволяют условия.

В современном креативном мире самое важное качество — не останавливаться, быть на пульсе времени. Я езжу на работу на общественном транспорте и в дороге читаю Medium, смотрю новые работы талантливых ребят на awwwards, изучаю интересные агентства или компании. Мне просто жалко тратить 40 минут впустую, добираясь на машине. Это своего рода FOMO, fear of missing out. Чтобы представлять конкуренцию, нужно постоянно прокачиваться — это безумие, но такова наша реальность.

Что должно произойти в России, чтобы ты вернулась?

Я даже не задаю себе такой вопрос. Германия за восемь лет стала центром нашей жизни, у нас здесь друзья, работа, карьерные перспективы, все планы на будущее связаны с этой страной. Восемь лет — это довольно большой срок, особенно когда он приходится на сознательную взрослую жизнь. За это время мы полностью интегрировались в это общество, впитали в себя ценности, привыкли к укладу жизни; мы большую часть времени говорим на немецком языке. Мы здесь счастливы, нам все нравится. Поэтому, даже если в России изменится абсолютно все, наш дом уже здесь.

Интервью подготовила Анна Дронова-Зиганшина

 

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Nectarin №1 Digital Index 2020
2 Media Instinct №1 Медиабаинг 2019
3 OMD Optimum Media №1 Медиабаинг 2018
–ейтинг@Mail.ru