26 Октября 2020 | 18:13

«Если хочется переехать, потому что кажется, что в другой стране карьеру построить проще, чем в России, — то переезжать не надо»

Для проекта «Креативная долина» AdIndex поговорил с Еленой Куприяновой, Head of Marketing Planning and Management, Exness, Куала-Лумпур, Малайзия, о том, как добиться успеха российскому рекламщику за рубежом

image

Пожалуйста, представься и расскажи читателям о себе: кто ты профессии, где сейчас работаешь и что входит в твои обязанности.

Я Лена Куприянова, сейчас работаю в малайзийском офисе компании Exness, крупном международном брокере. С 2008 года из стартапа мы превратились в финтех-компанию с 600 сотрудниками в разных странах. Моя должность звучит как Head of Marketing Planning and Management. Я занимаюсь развитием бренда, отвечаю за глубокую локализацию сайта, провожу маркетинговые исследования, сегментирую аудиторию, строю user journey. Если коротко, я веду проекты по стратегическому маркетингу.

Как ты оказалась в Куала-Лумпуре? Что этому предшествовало: в каких агентствах/компаниях и на каких позициях ты работала раньше? Что тебе помогло здесь оказаться: конкретные кейсы из портфолио, знакомства, личное стремление, случай

Это долгая история. Я начинала свою карьеру в digital-департаменте компании «Красный квадрат», которая производит контент для «Первого канала». До сих пор с улыбкой вспоминаю, как мне приходилось писать посты про парки для «Модного приговора». Затем я прошла отбор в Оргкомитет Олимпийских игр в Сочи 2014 и уже к началу Игр стала главным редактором сайта. Когда Олимпиада закончилась, мне сделало предложение агентство Articul Media, digital-подрядчик проекта. Они предложили мне стремительное повышение — стать их директором по SMM и контент-маркетингу. После нескольких лет работы там я ушла к своему бывшему руководителю из Оргкомитета Сочи на телеканал НТВ оптимизировать работу digital-департамента. Через некоторое время я поняла, что не хочу работать в компании, связанной с политикой, и снова оказалась на агентской стороне. Последним моим местом работы до переезда из Москвы было агентство Cheil Russia, где я руководила шикарной SMM-командой, с которой нам удавалось делать крутые вещи с таким непростым клиентом, как Samsung.

Все это время параллельно своей основной деятельности я занималась преподаванием и созданием курсов по SMM и digital-маркетингу. Была создателем и куратором первого курса по SMM на Digital October. Кроме того, много выступала на профильных конференциях. Таким образом, преподавание для меня было не только дополнительным источником заработка, но и занятием для души, которому я посвящала свободные вечера и выходные.

Затем случился один отпуск на Кипре, который все изменил. На острове уже жила соавтор нашего общего курса на Digital October, и именно она и пригласила выступить меня на крыше кипрского офиса компании Exness в Лимассоле. Я прочитала лекцию по SMM для сотрудников компании и других представителей обширной кипрской IT-тусовки. Моя лекция очень понравилась, после нее было много вопросов. Благодаря ей я познакомилась с CEO Exness, который впоследствии и предложил мне заняться развитием SMM-направления компании. В течение последующего месяца я распродала все вещи в Москве и переехала на Кипр. Мне очень нравилось жить и работать на Кипре, но по решению руководства компании все маркетинговые функции были переведены в офис компании в Малайзии. После этого мне было предложено заниматься организацией нового маркетингового департамента для Exness именно в Куала-Лумпуре. Я согласилась, несмотря на то что я не большой фанат Азии и мне не хотелось переезжать, но для меня это была очень хорошая карьерная возможность и реальный challenge. Я понимаю, что не останусь здесь навсегда, просто потому что мне не очень нравится Малайзия, но наш отдел растет и развивается и работать здесь интересно и круто.

Как ты пришла к мысли, что больше нет смысла продолжать строить карьеру в России?

Дело не в том, что в России нельзя строить карьеру. Можно! В России можно построить отличную карьеру в рекламе и хорошо зарабатывать. У меня были другие причины. Во-первых, дело в том, что меня всегда смущала политическая обстановка. Во-вторых, как человеку нетрадиционной ориентации, который хочет создать семью и не прятать ее в подвале, а иметь все полагающиеся права, я понимала, что в России у меня такой возможности точно не будет. По крайней мере, в ближайшее время. Поэтому я смотрела на сторону уже давно. Я рассматривала Канаду, США, Францию, Швейцарию… Переезд на Кипр стал случайностью, за которую я ухватилась. Жизнь иногда подкидывает нам такие прекрасные шансы, которые нужно использовать.

Каковы отличия работы в стартапе от состоявшейся компании на примере Exness, которая тоже когда-то была стартапом? Как оценивать риски при выборе места работы?

В стартапе могут работать люди, которые готовы к постоянным изменениям, стрессу и неопределенности. Ты не уверен, будет ли у тебя работа завтра. Но если ты веришь в идею, то будешь находить средства, чтобы эта работа у тебя была. В состоявшейся компании все стабильно, процессы отработаны, у тебя есть определенный набор задач. Но, как правило, чем больше компания, тем она неповоротливее. Я не могу сказать того же про Exness: сейчас мы большая компания, которая сохранила в себе положительные качества стартапа. Мы готовы меняться и меняемся, чтобы стать лучше.

С точки зрения работодателя существует правило: увольняй быстро, нанимай медленно. Так вот я могу перефразировать: нанимайся тоже медленно. Не надо бежать за первой же возможностью просто потому, что ты увидел цифры, которые тебе понравились. Цифры забываются через три месяца работы. А команда и отношение к тебе как к сотруднику — это то, что сохраняется на протяжении всего времени. Нужно обязательно смотреть на отзывы других сотрудников. В идеале пообщаться с кем-то из действующих сотрудников и задать все интересующие вопросы, но можно найти ответы на сайтах с отзывами о компаниях. Также на собеседованиях с HR обычно становится все понятно. Если вам задают неуместные вопросы вроде «С кем вы живете?» и «Когда вы собираетесь рожать?», то идти работать туда не стоит. На низких должностях я, конечно, не обращала на это внимания: я была голодной, у меня горели глаза, и хотелось просто работать. На руководящих позициях надо смотреть не только на величину зарплаты, но и на то, насколько тебе подходит именно эта компания, ее миссия и ценности. Нужно обязательно смотреть, к чему стремится компания, что хочет сделать помимо прибыли, как относится к людям. Еще до Exness у меня был случай, когда я нанимала человека в штат. Он прошел все собеседования и должен был в понедельник выйти на работу. Но в понедельник мой начальник прислал HR и сообщил, что они решили отклонить этого кандидата. Вот с таким мириться нельзя.

Расскажи свои лайфхаки, как себя продавать. Как редактировать портфолио/резюме? Что говорить на интервью? Что писать в письмах и сообщениях?

Я всегда советую иметь несколько резюме на разные позиции, потому что ваши скиллы и предыдущий опыт могут подходить на несколько позиций. Очень важно, чтобы резюме было не слишком длинным и не слишком коротким. Слишком длинное резюме никто смотреть не будет, все посмотрят три последних места работы. Что меня смущает, когда я смотрю резюме, которые мне присылают, — скачкообразный опыт работы. Сначала гендиректор компании, потом SMM-щик, а потом бренд-менеджер. При этом резюме у такого кандидата на позицию project manager. Для меня это показатель поверхностных знаний, хотя я могу и ошибаться из-за неправильно составленного резюме. Всегда старайтесь отразить максимально близкие позиции, на которых вы работали, к той, на которую подаетесь. Не нужно пытаться показать весь свой опыт, он может быть нерелевантен. О дополнительных скиллах можно рассказать на собеседовании, но для резюме лучше выбирать один вектор. На собеседовании важно помнить, что напротив вас сидит такой же человек, независимо от его должности. В нормальной компании вам никогда не станут задавать вопросы, чтобы «завалить» или сделать плохо. Задача HR — сделать так, чтобы человек раскрылся. Если у вас хорошее резюме и релевантный опыт, достаточно просто рассказать, что вы умеете делать, к чему вы стремитесь и чего вы хотите. Мой личный лайфхак — на собеседованиях я обычно шучу. При условии, когда я вижу, что мой собеседник готов воспринимать эти шутки. Разбавлять стресс юмором — мне это помогает.

Что посоветуешь молодым рекламщикам, мечтающим переехать из России? Насколько сложности, связанные с переездом, оправдывают сам переезд?

Учить язык. И разговаривать на нем. Не просто ходить на курсы, а разговаривать. Сейчас есть много крутых компаний, которые занимаются правильным обучением английскому языку. Если хочется переехать, потому что кажется, что в другой стране карьеру построить проще, чем в России, — то переезжать не надо. Для переезда должны быть причины. У меня была причина, связанная с личной жизнью. У кого-то может быть такая профессия, которая в России оплачивается ниже, чем в других странах, например врач. В любой стране мира можно комфортно жить, если ты получаешь от 7 тыс. евро на члена семьи. В России можно найти иностранную компанию или сетевое агентство и переезжать внутри сети. Есть много примеров, когда человек как-то круто себя показывает в локальном представительстве и потом переезжает в другую страну. То же самое работает и внутри международной компании, не-агентства. Путей много, важно понять зачем. Важно знакомиться с людьми, ходить на конференции, ездить на мероприятия за собственные деньги, когда все снова откроется, ездить в Европу, общаться, пытаться себя продать. Связи работают. Да, это дорого, но эти вложения окупаются.

Что изменилось с пандемией? Для иностранца устроиться на работу в зарубежную компанию стало сложнее или, наоборот, проще в связи с удаленным форматом?

В Малайзии правительство поступило достаточно жестко. С 18 марта нас закрыли дома, и выйти можно было только по одному в продуктовый магазин. Что-то открываться начало только к июню. Буквально на днях нас закрывают снова, но не так строго, как в первый раз. Границы так и не были открыты, поэтому наша компания ушла на гибридный способ работы: мы работаем частично из дома, частично — из офиса. Ребятам на Кипре немного проще, потому что там ограничения не такие жесткие. Но тем не менее, судя по нашей компании, устроиться в зарубежную компанию удаленно стало намного проще. Мы стали нанимать гораздо больше удаленщиков. Это очень удобно: можно работать из любой точки мира, главное, синхронизироваться по времени. Сейчас хорошее время, чтобы смотреть вакансии на международных сайтах и сайтах самих компаний. Постоянно есть какие-то вакансии у Netflix, Facebook, Apple, Google. Отправляйте им свои резюме! Даже если вас не примут сейчас, но у вас крутое резюме, информацию о вас возьмут на вооружение. Не ждите, что кто-то сам к вам придет. Общайтесь с людьми, ищите возможности.

Расскажи про основные барьеры, с которыми придется столкнуться от момента подготовки портфолио/резюме до финального принятия оффера.

Моей самой тяжелой частью была подготовка резюме. Интервью мне всегда легко давались, но я понимаю, что интровертам они даются сложнее. Могу порекомендовать только прокачивать этот soft skill — когда нас поработят роботы, это все, что у нас останется. Сложен сам поиск компании. Еще важно не принижать себя, но и не завышать свои требования. Если ты работал джуниор-копирайтером и пытаешься стать креативным директором — нужно быть готовым попасть в трешовую компанию. С другой стороны, это можно рассматривать как лайфхак, когда хочется перепрыгнуть промежуточные ступени.

Насколько критично влияние уровня языка? Как его повышать? Возникали ли у тебя когда-либо с этим проблемы и как ты их решала?

Владение английским языком — это super must для работы в иностранной компании. Мне повезло, потому что у меня крутые родители, которые отдали меня учить язык с трех лет. Поэтому к окончанию школы у меня был свободный английский. Нужно учиться разговаривать, потому что если вы плохо пишете, есть Grammarly, который поправит ваш язык. Можно делать аудирование: слышите песню — записываете слова, а не ищите их в интернете. Останавливайте много раз, отматывайте назад, это очень хорошо прокачивает скилл. Общайтесь, сейчас очень много сервисов по подбору друзей по языку. Очень важен навык общения на английском с незнакомыми людьми. Недостаточно учить его в группе. В школе мы все так учились, но говорят на английском единицы. Ну и напоследок: смотрите сериалы и читайте книги в оригинале. И говорите!

Какое может быть преимущество у российского претендента в ряду таких же локальных конкурентов?

Единственным преимуществом может быть знание русского языка. Если есть опыт в какой-то очень крутой компании, международные награды — это тоже преимущество. Также важен уникальный опыт на уникальных проектах. Например, мой опыт в Сочи считается уникальным — мало кто в мире им еще обладает. Определите свою нишу и пытайтесь найти работу в ней.

Насколько релокация оправдала себя в финансовом плане? Твое материальное состояние осталось на прежнем уровне или изменилось? Можешь позволить себе все то же самое, что и в Москве, или больше?

Переехав на Кипр, я стала получать чуть больше, чем получала в Москве. Но стиль жизни на Кипре совсем другой, чем в Москве, их невозможно даже сравнивать. Если сравнивать жизнь в Куала-Лумпуре и в Москве, то здесь я уже получаю больше, а учитывая, что Малайзия в целом дешевле, — соответственно, мой уровень жизни здесь выше.

Что надо начинать делать специалисту рекламного рынка в России прямо сейчас, чтобы завтра конкурировать на глобальном рынке труда?

Делать крутые проекты, которые замечают на международном уровне. Очень хорошо знать язык. И строить международные связи.

Что должно произойти в России, чтобы ты вернулась?

Для этого в нашей стране должно появиться больше прав и свобод человека, в том числе касающихся ЛГБТК+. Если я увижу, что Россия стабильно движется к тому, чтобы легализовать однополые браки и совместное воспитание детей, то я могу вернуться. Но маловероятно, что это произойдет, поэтому для меня путь в Россию закрыт.

Интервью взяла Анна Дронова-Зиганшина

Таня Пономарева, Creative Lead в Achtung! mcgarrybowen, Амстердам: «В России охотятся за талантами, в Голландии охотятся за талантами, которые могут работать в коллективе»

 

Диана Мамулян, Dirol: о рынке, digital и маскотах Алина Кудинова, Changan: «Нам нужно построить знание о бренде. И диджитал решает этот вопрос»
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.