Кристина Спирева
Итоги года 2023. Электронная торговля
-
Чего потребители ждут от e-com?
-
Традиционно люди хотят иметь большой выбор товаров, безопасное использование своих данных, а также чтобы качество соответствовало ожиданиям.
И мы, конечно, стремимся этому соответствовать. К слову, мы самостоятельно разработали и внедрили сервис «Цифровой арбитраж», с помощью которого правообладатели могут напрямую взаимодействовать с другими продавцами и запрашивать у них соответствующую документацию, если у них возникает подозрение на контрафакт их продукции. В случае, если продавцы не предоставляют подтверждающие документы, такие товары снимаются с онлайн-платформы. Мы поддерживаем добросовестные практики и рассчитываем, что больше правообладателей к ним присоединятся.
-
Какую роль маркетплейсы играют в выходе на рынок новых зарубежных и российских брендов?
-
Маркетплейсы стали отличной площадкой для продвижения новых брендов. И мы с удовольствием поддерживаем локальных производителей, как российских, так и стран нашего присутствия, тем самым формируется новая экономика. Мы все — социально значимые компании и затрагиваем интересы миллионов людей. У нас быстрорастущая отрасль, большие обороты. А кризисные моменты привели к тому, что у нас появилось большое количество русских брендов и производств.
-
Какие сервисы и бизнес-модели, реализованные в e-com зарубежных стран, еще не пришли, но придут к нам? Какой успешный опыт за рубежом можно перенять?
-
Нас в хорошем смысле драйвит стремительное развитие по всему миру китайских и индийских коллег, одна из важных целей — познакомить зарубежных потребителей с российскими товарами, а российских — со всем многообразием продукции из других стран.
Маркетплейсы развиваются по партнерской бизнес-модели, которой до этого тоже не существовало. В этом бизнесе каждый участник вносит вклад для создания лучшего сервиса для покупателей. Начиная с оплаты и заканчивая хранением, упаковкой, доставкой на дом в удобное время. Мы, как одна из крупнейших площадок России, считаем важным начать работу по повышению уровня культуры поведения в цифровом пространстве. Даже наша площадка сталкивается с тысячами отзывов, не относящихся к товару и продавцу, направленных на желание получить сиюминутную популярность за счет хайпа и эпатажа.
Что касается нас — думаю, основного успеха мы достигли за счет широкого ассортимента, конкурентных цен, а также постоянной работы с продавцами. У нас большая команда, которая мониторит рынок, разрабатывает и внедряет новые категории продуктов, постоянно ищет новых поставщиков. Например, в этом году самая динамично развивающаяся категория — автомобильные запчасти.
-
На протяжении последних лет мы видим, как регуляторы вносят различные изменения в законодательную базу. Какие решения будут реализованы в следующем году в сегменте e-com?
-
Уже есть много нормативно-правовых актов, регулирующих отношения продавца и покупателя, которые распространяются в том числе на рынок электронной коммерции.
Также сейчас разрабатывается законопроект о маркетплейсах. Многие положения текущей редакции документа вызывают беспокойство, так как они противоречат сути работы маркетплейса. В первую очередь они негативно повлияют на доходы и динамику развития всех игроков этой индустрии: владельцев пунктов выдачи заказов, провайдеров складских и логистических услуг, селлеров.Приведу пример. Изменение договора-оферты не чаще раза в год. Нужно учитывать, что за изменением оферты стоят разные причины — чаще всего это доработки платформы и создание новых сервисов, как для покупателей, так и для продавцов и ПВЗ. Возможность изменить оферту один раз в год сделает бизнес-модель маркетплейса максимально негибкой. В случае принятия закона в его нынешней редакции площадки будут вынуждены закладывать все возможные риски, издержки и внешнеэкономические колебания в комиссии.
Мы предлагаем обсудить более разумные сроки. Для существенных изменений договора, например комиссий, штрафов — максимум раз в квартал. Улучшающие изменения сервисов позволить вносить без ограничений, но с предварительным уведомлением.
Мы не отрицаем необходимость нового регулирования. Но подходить к его выработке нужно взвешенно и обоснованно, чтобы сформировать долгосрочные и сбалансированные правила работы для всех участников рынка. Мы находимся в диалоге со всеми профильными министерствами и депутатским корпусом по теме законопроекта.