Электронная торговля
Фото Кристина Спирева

Кристина Спирева

директор по развитию сервисов
Wildberries

Итоги года 2023. Электронная торговля

Чего потребители ждут от e-com?

Традиционно люди хотят иметь большой выбор товаров, безопасное использование своих данных, а также чтобы качество соответствовало ожиданиям.

И мы, конечно, стремимся этому соответствовать. К слову, мы самостоятельно разработали и внедрили сервис «Цифровой арбитраж», с помощью которого правообладатели могут напрямую взаимодействовать с другими продавцами и запрашивать у них соответствующую документацию, если у них возникает подозрение на контрафакт их продукции. В случае, если продавцы не предоставляют подтверждающие документы, такие товары снимаются с онлайн-платформы. Мы поддерживаем добросовестные практики и рассчитываем, что больше правообладателей к ним присоединятся.

Какую роль маркетплейсы играют в выходе на рынок новых зарубежных и российских брендов?

Маркетплейсы стали отличной площадкой для продвижения новых брендов. И мы с удовольствием поддерживаем локальных производителей, как российских, так и стран нашего присутствия, тем самым формируется новая экономика. Мы все — социально значимые компании и затрагиваем интересы миллионов людей. У нас быстрорастущая отрасль, большие обороты. А кризисные моменты привели к тому, что у нас появилось большое количество русских брендов и производств.

Какие сервисы и бизнес-модели, реализованные в e-com зарубежных стран, еще не пришли, но придут к нам? Какой успешный опыт за рубежом можно перенять?

Нас в хорошем смысле драйвит стремительное развитие по всему миру китайских и индийских коллег, одна из важных целей — познакомить зарубежных потребителей с российскими товарами, а российских — со всем многообразием продукции из других стран.

Маркетплейсы развиваются по партнерской бизнес-модели, которой до этого тоже не существовало. В этом бизнесе каждый участник вносит вклад для создания лучшего сервиса для покупателей. Начиная с оплаты и заканчивая хранением, упаковкой, доставкой на дом в удобное время. Мы, как одна из крупнейших площадок России, считаем важным начать работу по повышению уровня культуры поведения в цифровом пространстве. Даже наша площадка сталкивается с тысячами отзывов, не относящихся к товару и продавцу, направленных на желание получить сиюминутную популярность за счет хайпа и эпатажа.

Что касается нас — думаю, основного успеха мы достигли за счет широкого ассортимента, конкурентных цен, а также постоянной работы с продавцами. У нас большая команда, которая мониторит рынок, разрабатывает и внедряет новые категории продуктов, постоянно ищет новых поставщиков. Например, в этом году самая динамично развивающаяся категория — автомобильные запчасти.

На протяжении последних лет мы видим, как регуляторы вносят различные изменения в законодательную базу. Какие решения будут реализованы в следующем году в сегменте e-com?

Уже есть много нормативно-правовых актов, регулирующих отношения продавца и покупателя, которые распространяются в том числе на рынок электронной коммерции.

Также сейчас разрабатывается законопроект о маркетплейсах. Многие положения текущей редакции документа вызывают беспокойство, так как они противоречат сути работы маркетплейса. В первую очередь они негативно повлияют на доходы и динамику развития всех игроков этой индустрии: владельцев пунктов выдачи заказов, провайдеров складских и логистических услуг, селлеров.

Приведу пример. Изменение договора-оферты не чаще раза в год. Нужно учитывать, что за изменением оферты стоят разные причины — чаще всего это доработки платформы и создание новых сервисов, как для покупателей, так и для продавцов и ПВЗ. Возможность изменить оферту один раз в год сделает бизнес-модель маркетплейса максимально негибкой. В случае принятия закона в его нынешней редакции площадки будут вынуждены закладывать все возможные риски, издержки и внешнеэкономические колебания в комиссии.

Мы предлагаем обсудить более разумные сроки. Для существенных изменений договора, например комиссий, штрафов — максимум раз в квартал. Улучшающие изменения сервисов позволить вносить без ограничений, но с предварительным уведомлением.

Мы не отрицаем необходимость нового регулирования. Но подходить к его выработке нужно взвешенно и обоснованно, чтобы сформировать долгосрочные и сбалансированные правила работы для всех участников рынка. Мы находимся в диалоге со всеми профильными министерствами и депутатским корпусом по теме законопроекта.

Спикеры проекта

Фото Артем Глебов
Артем Глебов
директор по продукту
«Циан»
Фото Владимир Гончаревич
Владимир Гончаревич
заместитель управляющего директора
Ozon
Фото Алексей Кулаков
Алексей Кулаков
управляющий директор по маркетингу
Lamoda
Фото Анастасия Медведева
Анастасия Медведева
бренд-директор
«ВсеИнструменты.ру»
Фото Евгения Одинцова
Евгения Одинцова
директор по бренду и маркетинговым коммуникациям
«Авито»
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.