Артем Глебов
Итоги года 2023. Электронная торговля
-
Маркетплейсы изменили потребительское поведение и рынок ретейла. Как этот тренд проявит себя в следующем году и в чем он продолжит себя проявлять?
-
Я бы выделил три ключевых тренда:
Маркетплейсы предлагают широкий ассортимент и удобны для пользователей: высокая скорость доставки, большой выбор, наиболее выгодные цены и прочие факторы, упрощающие путь покупки. Исходя из этого, доля маркетплейсов как каналов продажи будет расти и дальше — в том числе за счет «сетевого эффекта» (чем крупнее становишься, тем проще расти и сложнее появится конкурентам).
Специализация маркетплейса не так уж важна: это может быть хоть электроника, хоть недвижимость как технологичный сервис «Циан».
Аудитория маркетплейсов максимально «теплая» и релевантна платформе — значит, качество лидов (обращений, заявок, звонков и пр.) очень высокое. Поэтому в конкуренции с классическими рекламными каналами (например, с соцсетями или «Яндекс.Контекстом») маркетплейсы и классифайды выигрывают.
За последние несколько лет рекламные бюджеты перетекли из классических каналов маркетинга именно в маркетплейсы и классифайды — это и «Циан», и Ozon, и др. Со стороны игроков рынка активно растет спрос на качественные лиды — целевые, «прогретые» и соответствующие конкретным нишам. Этот тренд продолжится в следующем году. В итоге мы увидим рост доли рынка, принадлежащей маркетплейсам, и рост качества лидов.
-
Чего потребители ждут от e-com?
-
На рынке появился ответ на один из главных вызовов — это вопрос помощи пользователям в выборе. Ассортимент становится настолько большим, а характеристик товаров так много, что объем информации стремится к бесконечности — в таких условиях покупателям трудно определиться. Маркетплейсы все чаще помогают разбираться в нюансах и упрощают решение — это делается, например, с помощью более узкой выдачи: предлагается не 100 тыс. вариантов, а меньше, причем более релевантных. Таким образом, сервисы предоставляют все большую персонализацию и все больше подстраиваются под потребности пользователей.
То же самое мы наблюдаем и в недвижимости: здесь очень сложный пользовательский путь и масса вводных, которые нужно проанализировать, — поэтому клиенту нужна поддержка. Появившаяся технология ChatGPT позволяет уйти в массовую персонализацию, когда мы больше понимаем нужды каждого клиента и можем на них отвечать.
-
Какие сервисы и бизнес-модели, реализованные в e-com зарубежных стран, еще не пришли, но придут к нам? Какой успешный опыт за рубежом можно перенять?
-
В данном случае я отвечу про классифайды. Хорошо, если они помогают покупателю на всем его пользовательском пути. В качестве примера могу привести американский сервис Carvana по продаже подержанных автомобилей. Здесь полностью под ключ проводится продажа машины, начиная с выбора модели и заканчивая едва ли не доставкой на дом. Очень много таких транзакционных бизнес-моделей в Азии, когда автоматизированные брокеры хорошо сопровождают сделку с недвижимостью от выбора и бронирования до оформления квартиры в новостройке. Много подобных сервисов есть также в сегменте аренды. Но и в России за последний год произошел рывок — в частности, в посуточном бронировании и долгосрочной аренде.
Диджитализация процессов оформления ипотеки, купли-продажи и перехода права собственности развивается у нас опережающими темпами — даже по сравнению с заграничным опытом.
-
На протяжении последних лет мы видим, как регуляторы вносят различные изменения в законодательную базу. Какие решения будут реализованы в следующем году в сегменте e-com?
-
Маркетплейсы, будучи сервисами с огромными аудиториями, становятся важны для оценки качества услуг и регулирования со стороны государства. За последние годы вышло достаточно много инициатив, связанных с маркетплейсами, классифайдами и сервисами, взаимодействующих с большими аудиториями. И это говорит о том, что пристальное внимание уже уделяется.