Электронная торговля
Фото Артем Глебов

Артем Глебов

директор по продукту
«Циан»

Итоги года 2023. Электронная торговля

Маркетплейсы изменили потребительское поведение и рынок ретейла. Как этот тренд проявит себя в следующем году и в чем он продолжит себя проявлять?

Я бы выделил три ключевых тренда:

Маркетплейсы предлагают широкий ассортимент и удобны для пользователей: высокая скорость доставки, большой выбор, наиболее выгодные цены и прочие факторы, упрощающие путь покупки. Исходя из этого, доля маркетплейсов как каналов продажи будет расти и дальше — в том числе за счет «сетевого эффекта» (чем крупнее становишься, тем проще расти и сложнее появится конкурентам).

Специализация маркетплейса не так уж важна: это может быть хоть электроника, хоть недвижимость как технологичный сервис «Циан». 

Аудитория маркетплейсов максимально «теплая» и релевантна платформе — значит, качество лидов (обращений, заявок, звонков и пр.) очень высокое. Поэтому в конкуренции с классическими рекламными каналами (например, с соцсетями или «Яндекс.Контекстом») маркетплейсы и классифайды выигрывают.

За последние несколько лет рекламные бюджеты перетекли из классических каналов маркетинга именно в маркетплейсы и классифайды — это и «Циан», и Ozon, и др. Со стороны игроков рынка активно растет спрос на качественные лиды — целевые, «прогретые» и соответствующие конкретным нишам. Этот тренд продолжится в следующем году. В итоге мы увидим рост доли рынка, принадлежащей маркетплейсам, и рост качества лидов.

Чего потребители ждут от e-com?

На рынке появился ответ на один из главных вызовов — это вопрос помощи пользователям в выборе. Ассортимент становится настолько большим, а характеристик товаров так много, что объем информации стремится к бесконечности — в таких условиях покупателям трудно определиться. Маркетплейсы все чаще помогают разбираться в нюансах и упрощают решение — это делается, например, с помощью более узкой выдачи: предлагается не 100 тыс. вариантов, а меньше, причем более релевантных. Таким образом, сервисы предоставляют все большую персонализацию и все больше подстраиваются под потребности пользователей. 

То же самое мы наблюдаем и в недвижимости: здесь очень сложный пользовательский путь и масса вводных, которые нужно проанализировать, — поэтому клиенту нужна поддержка. Появившаяся технология ChatGPT позволяет уйти в массовую персонализацию, когда мы больше понимаем нужды каждого клиента и можем на них отвечать. 

Какие сервисы и бизнес-модели, реализованные в e-com зарубежных стран, еще не пришли, но придут к нам? Какой успешный опыт за рубежом можно перенять?

В данном случае я отвечу про классифайды. Хорошо, если они помогают покупателю на всем его пользовательском пути. В качестве примера могу привести американский сервис Carvana по продаже подержанных автомобилей. Здесь полностью под ключ проводится продажа машины, начиная с выбора модели и заканчивая едва ли не доставкой на дом. Очень много таких транзакционных бизнес-моделей в Азии, когда автоматизированные брокеры хорошо сопровождают сделку с недвижимостью от выбора и бронирования до оформления квартиры в новостройке. Много подобных сервисов есть также в сегменте аренды. Но и в России за последний год произошел рывок — в частности, в посуточном бронировании и долгосрочной аренде.

Диджитализация процессов оформления ипотеки, купли-продажи и перехода права собственности развивается у нас опережающими темпами — даже по сравнению с заграничным опытом. 

На протяжении последних лет мы видим, как регуляторы вносят различные изменения в законодательную базу. Какие решения будут реализованы в следующем году в сегменте e-com?

Маркетплейсы, будучи сервисами с огромными аудиториями, становятся важны для оценки качества услуг и регулирования со стороны государства. За последние годы вышло достаточно много инициатив, связанных с маркетплейсами, классифайдами и сервисами, взаимодействующих с большими аудиториями. И это говорит о том, что пристальное внимание уже уделяется.

Спикеры проекта

Фото Владимир Гончаревич
Владимир Гончаревич
заместитель управляющего директора
Ozon
Фото Алексей Кулаков
Алексей Кулаков
управляющий директор по маркетингу
Lamoda
Фото Анастасия Медведева
Анастасия Медведева
бренд-директор
«ВсеИнструменты.ру»
Фото Евгения Одинцова
Евгения Одинцова
директор по бренду и маркетинговым коммуникациям
«Авито»
Фото Кристина Спирева
Кристина Спирева
директор по развитию сервисов
Wildberries
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.