В 2022 году законодательство о рекламе начало серьезную трансформацию — государство обязало индустрию регистрировать всю интернет-рекламу. Вопреки опасениям, новые нормы не разрушили цифровой рынок, но серьезным образом его изменили. Как учет интернет-рекламы уже сказался на рынке и к чему еще приготовиться игрокам — рассказали представители рекламных агентств, брендов и отраслевых организаций, участвующие в обсуждении актуализации ФЗ «О рекламе»
Несмотря на намерение путем маркировки прийти к прозрачности рынка рекламы, введение такой нормы стало дополнительным фактором стресса для рекламодателей. В ситуации уменьшения рекламных бюджетов, ухода многих иностранных площадок с российского рынка компании вынуждены задумываться о привлечении дополнительных ресурсов для выполнения новых требований. С 1 сентября 2022 года рекламные агентства, операторы рекламных систем и другие распространители рекламы обязаны передавать информацию о диджитал-рекламе в Единый реестр интернет-рекламы. Важно, что для адаптации к новым нормам предусмотрен тестовый период, в течение которого компании смогут перестроить бизнес-процессы. До марта 2023 года за непредставление сведений не будут налагаться штрафные санкции: рынку дано время, чтобы приспособиться к изменениям и получить ответы на возникающие у них вопросы относительно практической реализации принятых норм.
В настоящий момент сложно прогнозировать, как новые нормы отразятся на стоимости услуг и на дополнительных затратах агентств. Но рост, скорее всего, произойдет. В частности, агентства вынуждены увеличивать расходы на специалистов, которые будут заниматься новыми отчетностями и взаимодействовать с операторами рекламных данных.
Мы можем говорить об общих трудностях, которые озвучивают игроки рекламного рынка.
-
Одной из ключевых нерешенных проблем рекламные группы и операторы рекламных систем называют отсутствие в ЕРИРе заметной части рекламных форматов. По некоторым форматам, особенно по динамическим и мобильным, возникают вопросы в их правильной регистрации.
-
Другая проблема — невозможность редактировать данные, отправленные в ЕРИР.
-
Есть жалобы и на ограничения в загрузке объемных креативов.
-
Компании также сталкиваются со сложностями при передаче данных в ЕРИР при помощи API, предназначенного для поставки большого объема сведений о рекламе в автоматическом режиме.
К некорректной передаче данных ведут отсутствие четких формулировок, полной информации об ответственности участников процесса, а также полного перечня форматов, попадающих под внесение в ЕРИР.
Закон «О рекламе» был принят почти 20 лет назад и совершенно не отражает рыночную действительность. Сейчас, по сути, вся реклама цифровая, в каких бы средах она ни распространялась. Появились новые технологические посредники — DSP и SSP, биржи данных и многие другие сущности, выходящие далеко за рамки описанных в законе взаимоотношений. Так что потребуется серьезная работа вместе с отраслевым сообществом по модернизации регулирования начиная с понятийного аппарата.