Регулирование
 

В 2022 году законодательство о рекламе начало серьезную трансформацию — государство обязало индустрию регистрировать всю интернет-рекламу. Вопреки опасениям, новые нормы не разрушили цифровой рынок, но серьезным образом его изменили. Как учет интернет-рекламы уже сказался на рынке и к чему еще приготовиться игрокам — рассказали представители рекламных агентств, брендов и отраслевых организаций, участвующие в обсуждении актуализации ФЗ «О рекламе»

Как введение маркировки интернет-рекламы повлияло на рынок?

Только рекламный рынок стал восстанавливаться после кратковременного спада в 2020 году, вызванного пандемией COVID-19, как в 2022 году возникли новые вызовы. 

Маркировка стала одним из таких вызовов. Новые требования усложняют бизнес-процессы и документооборот, агентствам приходится адаптироваться, тратить больше времени на подготовку рекламных кампаний, обучать сотрудников. Все это влечет за собой рост финансовых, временных и ресурсных затрат. Остро стоят вопросы маркировки разных форматов, в частности спецпроектов, бартерных размещений и так далее.

В этом году индустрия испытывает и другие сложности: необходимость перехода на отечественные площадки, сокращение рекламных бюджетов и потерю доступа к большой части рекламного инвентаря из-за ухода с рынка зарубежных игроков. Введение новых требований, влекущих за собой существенные затраты, в такой сложный период видится мне спорным. В качестве позитивных аспектов можно отметить наличие тестового периода, в течение которого у компаний есть время вникнуть в суть изменений и перестроить бизнес-процессы без риска подвергнуться штрафам, а также стремление Роскомнадзора снять возникающие у игроков рынка вопросы относительно различных аспектов маркировки с привлечением профильной отраслевой ассоциации (АРИР). 

Пока рынок видит больше минусов, чем плюсов введения маркировки. Однако в долгосрочной перспективе рекламная отрасль может выиграть от маркировки за счет повышения прозрачности, расширения возможностей для аналитики, сокращения объемов «серых» рекламных размещений и повышения эффективности борьбы с нарушителями законодательства о рекламе.

Насколько в процентном соотношении подорожали услуги рекламных подрядчиков благодаря ОРД? И продолжится рост цен в будущем году?

Пока мы находимся в переходном периоде: многие рекламные кампании уже запущены по действующим договорам, рынок оценивает трудозатраты и расходы, поэтому оценить влияние нововведения на цены в моменте достаточно сложно. В перспективе, скорее всего, рекламные агентства будут вынуждены переложить часть расходов на заказчиков, в среднем цены на рекламные размещения могут вырасти на 15–20%.

ФАС начала актуализировать закон «О рекламе». Видите ли в этом необходимость и если да, то какие нормы нуждаются в доработке?

Это необходимо, и такая работа уже ведется не только ФАС, но и другими госорганами. Например, недавно ФАС уточнила, какая информация признается органичной интеграцией и не считается рекламой. Пояснения подготовлены по итогам первого рабочего совещания представителей ФАС России, Роскомнадзора, Ассоциации блогеров и агентств, Ассоциации коммуникационных агентств России и Ассоциации развития интерактивной рекламы. Другой пример: АРИР и Роскомнадзор подготовили рекомендации по маркировке рекламных размещений, в том числе и нестандартных форматов.

Конечно, традиционно регулирование отстает от новых реалий IT и digital. И здесь государству и индустрии важно взаимодействовать и дорабатывать законодательство с учетом специфики рынка. 

Тем не менее вряд ли нужно все это вносить в закон, так как это узкие практические вопросы. Поэтому более оптимальны форматы разъяснений, писем, рекомендаций.   

Мы всегда готовы на площадке РАЭК устраивать встречи с представителями государственных органов, круглые столы, секции на наших форумах для выстраивания диалога бизнеса и государства. 

Сергей Гребенников
Директор
РАЭК

Итоги года в других сегментах

Digital изменился, но насколько долгосрочными будут эти изменения? Что ждать отрасли от будущего и как к нему подготовиться? Подводим итоги 2022 года в индустрии интернет-рекламы вместе с экспертами отрасли и icontext.
Индустрия performance находится в фазе активной перестройки. Прошедший год изменил вектор, но не остановил прогресс. Подводим итоги 2022 года и просчитываем сценарии будущего вместе с Kokoc Group и экспертами рынка.
Как спорт выживал в «цифре» и удалось ли брендам вернуться в игру после такой большой паузы? Итоги 2022 года глазами брендов и команды «Лиги Ставок».
До 2022 года об использовании или разработке MarTech (в той или иной степени) заявлял практически любой бренд и агентство. 2022-й стал неким водоразделом, четко определившим те компании, которые фокусируются на развитии технологий и не видят без них свое дальнейшее развитие. Подводим итоги года вместе с лидерами отрасли и Deltaplan Group.
В проекте «Разговоры 2022» редакция AdIndex вместе с топ-менеджерами рекламной и IT-индустрии, а также главами маркетинга крупнейших рекламодателей подвели итоги года, от которого начнет отсчет новая история российского маркетинга. Люди, определяющие развитие рынка, поделились своей аналитикой 2022 года и рассказали, что будет в фокусе их внимания в 2023 году
E-commerce и ретейл в этом году начали играть принципиально новую роль на российском рынке рекламы — этот сегмент стал крупнейшим рекламодателем на ТВ, а также изменил цифровой ландшафт, предложив брендам диджитал-инвентарь взамен ушедших площадок. Какое развитие эти тенденции получат в 2023 году — в ответах крупнейших игроков рынка
Отечественные платформы столкнулись с небывалым вызовом после ухода с рынка большинства зарубежных конкурентов. Настоящее и будущее индустрии AdTech глазами экспертов рынка в нашем совместном проекте с рекламной платформой «МТС Маркетолог».
В 2022 году многие бренды претерпели трансформацию. Некоторые компании полностью ушли с рынка, другие продолжили работу в обновленном формате. Изменился и маркетинг. В основе эффективности сегодня лежит достижение максимально быстрых результатов. Каким был 2022 год и каким будет 2023 — обсуждаем вместе с рынком и E+ Awards.
SEO
Поисковая оптимизация остается актуальной в любое время. В 2022 году ее роль только возросла. При этом индустрия не стоит на месте, появляются новые технологии и решения для развития. Подводим итоги на рынке SEO и лидогенерации вместе с агентством Demis Group.
Мир на пороге новых открытий. Российский рекламный рынок так точно. Произошедшие в 2022 году события заблокировали много возможностей для построения бизнеса в интернете. Однако в то же самое время появились и новые точки роста. Где рекламному бизнесу найти успешное завтра — отвечаем в совместном проекте с лидерами рынка и Digital Alliance.
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.