Регулирование
 

В 2022 году законодательство о рекламе начало серьезную трансформацию — государство обязало индустрию регистрировать всю интернет-рекламу. Вопреки опасениям, новые нормы не разрушили цифровой рынок, но серьезным образом его изменили. Как учет интернет-рекламы уже сказался на рынке и к чему еще приготовиться игрокам — рассказали представители рекламных агентств, брендов и отраслевых организаций, участвующие в обсуждении актуализации ФЗ «О рекламе»

Как введение маркировки интернет-рекламы повлияло на рынок?

Маркировка интернет-рекламы в России — это огромный технический проект, затрагивающий всех участников рынка, буквально миллионы людей и компаний с функциональным заданием, которое уточняется по мере внедрения, и сроками на реализацию — вчера. Такая ситуация вызывает тревогу у всех, в первую очередь рекламодателей, которые боятся нарушить требования закона, упустить какой-либо шаг в маркировке и получить наказание. Сейчас внедрение маркировки проходит в пилотном режиме до марта 2023 года, и тревожность удалось снизить, но как отреагирует рынок в апреле 2023 года — пока не очень понятно.

Насколько в процентном соотношении подорожали услуги рекламных подрядчиков благодаря ОРД? И продолжится рост цен в будущем году?

Мы в АРИР проводили предварительную оценку объемов необходимых ресурсов для реализации технического решения поддержки требований закона о маркировке и последующего изменения бизнес-процессов в работе рекламодателей, агентств, интернет-компаний и получили 10–20 млрд рублей, что составляет 3–5% от объема рынка интернет-рекламы. Эти затраты будут компенсироваться за счет увеличения стоимости интернет-рекламы в целом. 

С другой стороны, почти все ОРД сейчас предоставляют свои услуги бесплатно, и после введения оплаты мы увидим рост затрат в деньгах для каждого рекламодателя.

До марта 2023 года индустрия будет тестировать маркировку интернет-рекламы. С какими трудностями и вопросами вы столкнулись уже сейчас при работе с новой системой?

Интеграция общерыночной системы раздачи токенов и сбора статистики через ОРД в ЕРИР поверх высоконагруженных рекламных систем интернета в сжатые сроки — это очень сложный проект. Соответственно, его внедрение сталкивается с техническими ошибками, потерями данных, неоднозначностью толкования документации — и в том числе требований подзаконных актов — разными подрядчиками, отсутствием необходимых интерфейсов для работы пользователей и так далее. 

Кто внедрял IT-решения в свои бизнес-процессы, знаком с подобным набором трудностей. Они все требуют для решения высококвалифицированных специалистов и времени. 

Но при этом регуляторы — РКН, ФАС, разработчики ЕРИР — очень внимательно слушают рынок и прилагают усилия для разрешения вопросов, которые находятся в их зоне ответственности. На техническом языке это звучит как «быстро уточняют техническое задание и проявляют понимание в случаях неработоспособности внедряемых модулей».

ФАС начала актуализировать закон «О рекламе». Видите ли в этом необходимость и если да, то какие нормы нуждаются в доработке?

Необходимость назрела в связи с тем, что с момента предыдущей редакции закона интернет-реклама прошла огромный путь развития и изменений, появились возможности персонализации рекламных сообщений, пользователи стали активными участниками коммуникаций и получили ручки настроек рекламы для себя, и сейчас многие аспекты не описаны и не урегулированы.

На площадке АРИР мы сейчас собираем предложения и готовим аргументацию. Сейчас это десятки кейсов, которые находятся в фокусе внимания профессионального сообщества. Одновременно мы двигаемся в сторону саморегулирования, чтобы часть вопросов закрыть без трудоемкой процедуры изменения закона.

В первую очередь необходимо закрыть нестыковки и лакуны в подзаконной документации про маркировку, которые выявляются в процессе пилотного внедрения из-за недостатка проработки деталей и из-за того, что законодатели недостаточно погружены в технологические вопросы. 

Во вторую очередь, это вопросы, которые необходимо закрыть в связи с тем, что вся реклама изменилась, появились новые инструменты, интернет-сервисы, схемы работы с пользователями, изменился русский язык, реклама стала кросс-медийной и кросс-платформенной.

Возможности персонального таргетирования позволяют на новым технологическом уровне обеспечить выполнение требований при рекламе лекарственных средств, алкогольной продукции и других категорий товаров с ограничениями. И такую возможность необходимо зафиксировать в законе.

Полноценный ответ на вопрос: «Что изменить в законе о рекламе?» требует не короткого ответа, а отдельной конференции, и я думаю, что профессиональное сообщество предложит решения, которые позволят и дальше развиваться рынку рекламы в 2023 году.

Борис Омельницкий
президент
АРИР

Итоги года в других сегментах

Digital изменился, но насколько долгосрочными будут эти изменения? Что ждать отрасли от будущего и как к нему подготовиться? Подводим итоги 2022 года в индустрии интернет-рекламы вместе с экспертами отрасли и icontext.
Индустрия performance находится в фазе активной перестройки. Прошедший год изменил вектор, но не остановил прогресс. Подводим итоги 2022 года и просчитываем сценарии будущего вместе с Kokoc Group и экспертами рынка.
Как спорт выживал в «цифре» и удалось ли брендам вернуться в игру после такой большой паузы? Итоги 2022 года глазами брендов и команды «Лиги Ставок».
До 2022 года об использовании или разработке MarTech (в той или иной степени) заявлял практически любой бренд и агентство. 2022-й стал неким водоразделом, четко определившим те компании, которые фокусируются на развитии технологий и не видят без них свое дальнейшее развитие. Подводим итоги года вместе с лидерами отрасли и Deltaplan Group.
В проекте «Разговоры 2022» редакция AdIndex вместе с топ-менеджерами рекламной и IT-индустрии, а также главами маркетинга крупнейших рекламодателей подвели итоги года, от которого начнет отсчет новая история российского маркетинга. Люди, определяющие развитие рынка, поделились своей аналитикой 2022 года и рассказали, что будет в фокусе их внимания в 2023 году
E-commerce и ретейл в этом году начали играть принципиально новую роль на российском рынке рекламы — этот сегмент стал крупнейшим рекламодателем на ТВ, а также изменил цифровой ландшафт, предложив брендам диджитал-инвентарь взамен ушедших площадок. Какое развитие эти тенденции получат в 2023 году — в ответах крупнейших игроков рынка
Отечественные платформы столкнулись с небывалым вызовом после ухода с рынка большинства зарубежных конкурентов. Настоящее и будущее индустрии AdTech глазами экспертов рынка в нашем совместном проекте с рекламной платформой «МТС Маркетолог».
В 2022 году многие бренды претерпели трансформацию. Некоторые компании полностью ушли с рынка, другие продолжили работу в обновленном формате. Изменился и маркетинг. В основе эффективности сегодня лежит достижение максимально быстрых результатов. Каким был 2022 год и каким будет 2023 — обсуждаем вместе с рынком и E+ Awards.
SEO
Поисковая оптимизация остается актуальной в любое время. В 2022 году ее роль только возросла. При этом индустрия не стоит на месте, появляются новые технологии и решения для развития. Подводим итоги на рынке SEO и лидогенерации вместе с агентством Demis Group.
Мир на пороге новых открытий. Российский рекламный рынок так точно. Произошедшие в 2022 году события заблокировали много возможностей для построения бизнеса в интернете. Однако в то же самое время появились и новые точки роста. Где рекламному бизнесу найти успешное завтра — отвечаем в совместном проекте с лидерами рынка и Digital Alliance.
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.