Регулирование
 

В 2022 году законодательство о рекламе начало серьезную трансформацию — государство обязало индустрию регистрировать всю интернет-рекламу. Вопреки опасениям, новые нормы не разрушили цифровой рынок, но серьезным образом его изменили. Как учет интернет-рекламы уже сказался на рынке и к чему еще приготовиться игрокам — рассказали представители рекламных агентств, брендов и отраслевых организаций, участвующие в обсуждении актуализации ФЗ «О рекламе»

Как введение маркировки интернет-рекламы повлияло на рынок?

Прошло лишь три месяца, участники рынка продолжают налаживать работу и процессы, поэтому пока преждевременно делать выводы. Однако уже сейчас можно констатировать, что новые процедуры и задачи по работе с маркировкой привели к увеличению нагрузки почти на все департаменты: не только на специалистов, которые занимаются размещением рекламы, но и на команду, ответственную за документооборот, блок юридического сопровождения и ряд других важных для функционирования бизнеса юнитов. На этом фоне стала прослеживаться тенденция к объединению участников рынка для решения и разбора актуальных вопросов, обсуждения процессов и их корректировки с целью оптимизации передачи данных в ЕРИР.

Насколько в процентном соотношении подорожали услуги рекламных подрядчиков благодаря ОРД? И продолжится рост цен в будущем году?

Ряд подрядчиков и рекламных сетей изменили свои прайсы перед сентябрем, но это стандартная практика, завязанная на сезонные коэффициенты, и это никак не связано с ОРД. Мы наблюдаем, что какие-то форматы подорожали на 10–20%, а некоторые, наоборот, стали дешевле. И в первую очередь это связано с балансом спроса и предложения, а также возросшей конкуренцией.

Относительно влияния ОРД на цены — в настоящий момент все участники цепочки размещения рекламы (рекламные агентства, рекламные системы, паблишеры и технологические вендоры) находятся в процессе оценки нагрузки, возникшей в результате запуска ЕРИР (человеческие и технические ресурсы), к тому же операторы рекламных данных пока не озвучили окончательную стоимость своих услуг, поэтому дать такую оценку можно будет не раньше середины 2023 года.

До марта 2023 года индустрия будет тестировать маркировку интернет-рекламы. С какими трудностями и вопросами вы столкнулись уже сейчас при работе с новой системой?

В целом серьезных технических сложностей мы не выявили, основные проблемы лежат в плоскости налаживания процессов и количества времени, которое требуется на разбор того или иного вопроса. В любом случае пока все получается решать в рабочем режиме. При этом существует ряд системных проблем, которые требуют решения. Это стабильность работы ОРД и ЕРИР, отсутствие четких инструкций, описания процессов и множество других проблем, которые необходимо решать на индустриальном уровне, чем мы, Media Direction Group, активно занимаемся. Это требует нашего глубокого погружения и вовлечения в процессы взаимодействия как с участниками рынка, так и с контролирующими органами. Но, как говорится, дорогу осилит идущий.

ФАС начала актуализировать закон «О рекламе». Видите ли в этом необходимость и если да, то какие нормы нуждаются в доработке?

Как показывает исторический опыт, даже римское право формировалось и выкристаллизовывалось веками. Естественно, законодательство должно актуализироваться и способствовать обеспечению максимальной прозрачности. Что касается конкретных норм, то следует говорить о повышении доверия между контролирующими организациями и рынком. Одним из сценариев решения этой задачи является создание СРО и определение его роли в обеспечении исполнения законодательных норм. В числе прочего это позволит определить, какие нормы нуждаются в доработке и в чем они должны заключаться. 

Александр Папков
директор по технологиям
Media Direction Group

Итоги года в других сегментах

Digital изменился, но насколько долгосрочными будут эти изменения? Что ждать отрасли от будущего и как к нему подготовиться? Подводим итоги 2022 года в индустрии интернет-рекламы вместе с экспертами отрасли и icontext.
Индустрия performance находится в фазе активной перестройки. Прошедший год изменил вектор, но не остановил прогресс. Подводим итоги 2022 года и просчитываем сценарии будущего вместе с Kokoc Group и экспертами рынка.
Как спорт выживал в «цифре» и удалось ли брендам вернуться в игру после такой большой паузы? Итоги 2022 года глазами брендов и команды «Лиги Ставок».
До 2022 года об использовании или разработке MarTech (в той или иной степени) заявлял практически любой бренд и агентство. 2022-й стал неким водоразделом, четко определившим те компании, которые фокусируются на развитии технологий и не видят без них свое дальнейшее развитие. Подводим итоги года вместе с лидерами отрасли и Deltaplan Group.
В проекте «Разговоры 2022» редакция AdIndex вместе с топ-менеджерами рекламной и IT-индустрии, а также главами маркетинга крупнейших рекламодателей подвели итоги года, от которого начнет отсчет новая история российского маркетинга. Люди, определяющие развитие рынка, поделились своей аналитикой 2022 года и рассказали, что будет в фокусе их внимания в 2023 году
E-commerce и ретейл в этом году начали играть принципиально новую роль на российском рынке рекламы — этот сегмент стал крупнейшим рекламодателем на ТВ, а также изменил цифровой ландшафт, предложив брендам диджитал-инвентарь взамен ушедших площадок. Какое развитие эти тенденции получат в 2023 году — в ответах крупнейших игроков рынка
Отечественные платформы столкнулись с небывалым вызовом после ухода с рынка большинства зарубежных конкурентов. Настоящее и будущее индустрии AdTech глазами экспертов рынка в нашем совместном проекте с рекламной платформой «МТС Маркетолог».
В 2022 году многие бренды претерпели трансформацию. Некоторые компании полностью ушли с рынка, другие продолжили работу в обновленном формате. Изменился и маркетинг. В основе эффективности сегодня лежит достижение максимально быстрых результатов. Каким был 2022 год и каким будет 2023 — обсуждаем вместе с рынком и E+ Awards.
SEO
Поисковая оптимизация остается актуальной в любое время. В 2022 году ее роль только возросла. При этом индустрия не стоит на месте, появляются новые технологии и решения для развития. Подводим итоги на рынке SEO и лидогенерации вместе с агентством Demis Group.
Мир на пороге новых открытий. Российский рекламный рынок так точно. Произошедшие в 2022 году события заблокировали много возможностей для построения бизнеса в интернете. Однако в то же самое время появились и новые точки роста. Где рекламному бизнесу найти успешное завтра — отвечаем в совместном проекте с лидерами рынка и Digital Alliance.
–ейтинг@Mail.ru