В 2022 году законодательство о рекламе начало серьезную трансформацию — государство обязало индустрию регистрировать всю интернет-рекламу. Вопреки опасениям, новые нормы не разрушили цифровой рынок, но серьезным образом его изменили. Как учет интернет-рекламы уже сказался на рынке и к чему еще приготовиться игрокам — рассказали представители рекламных агентств, брендов и отраслевых организаций, участвующие в обсуждении актуализации ФЗ «О рекламе»
Прошло лишь три месяца, участники рынка продолжают налаживать работу и процессы, поэтому пока преждевременно делать выводы. Однако уже сейчас можно констатировать, что новые процедуры и задачи по работе с маркировкой привели к увеличению нагрузки почти на все департаменты: не только на специалистов, которые занимаются размещением рекламы, но и на команду, ответственную за документооборот, блок юридического сопровождения и ряд других важных для функционирования бизнеса юнитов. На этом фоне стала прослеживаться тенденция к объединению участников рынка для решения и разбора актуальных вопросов, обсуждения процессов и их корректировки с целью оптимизации передачи данных в ЕРИР.
Ряд подрядчиков и рекламных сетей изменили свои прайсы перед сентябрем, но это стандартная практика, завязанная на сезонные коэффициенты, и это никак не связано с ОРД. Мы наблюдаем, что какие-то форматы подорожали на 10–20%, а некоторые, наоборот, стали дешевле. И в первую очередь это связано с балансом спроса и предложения, а также возросшей конкуренцией.
Относительно влияния ОРД на цены — в настоящий момент все участники цепочки размещения рекламы (рекламные агентства, рекламные системы, паблишеры и технологические вендоры) находятся в процессе оценки нагрузки, возникшей в результате запуска ЕРИР (человеческие и технические ресурсы), к тому же операторы рекламных данных пока не озвучили окончательную стоимость своих услуг, поэтому дать такую оценку можно будет не раньше середины 2023 года.
В целом серьезных технических сложностей мы не выявили, основные проблемы лежат в плоскости налаживания процессов и количества времени, которое требуется на разбор того или иного вопроса. В любом случае пока все получается решать в рабочем режиме. При этом существует ряд системных проблем, которые требуют решения. Это стабильность работы ОРД и ЕРИР, отсутствие четких инструкций, описания процессов и множество других проблем, которые необходимо решать на индустриальном уровне, чем мы, Media Direction Group, активно занимаемся. Это требует нашего глубокого погружения и вовлечения в процессы взаимодействия как с участниками рынка, так и с контролирующими органами. Но, как говорится, дорогу осилит идущий.
Как показывает исторический опыт, даже римское право формировалось и выкристаллизовывалось веками. Естественно, законодательство должно актуализироваться и способствовать обеспечению максимальной прозрачности. Что касается конкретных норм, то следует говорить о повышении доверия между контролирующими организациями и рынком. Одним из сценариев решения этой задачи является создание СРО и определение его роли в обеспечении исполнения законодательных норм. В числе прочего это позволит определить, какие нормы нуждаются в доработке и в чем они должны заключаться.