Мир на пороге новых открытий. Российский рекламный рынок так точно. Произошедшие в 2022 году события заблокировали много возможностей для построения бизнеса в интернете. Однако в то же самое время появились и новые точки роста. Где рекламному бизнесу найти успешное завтра — отвечаем в совместном проекте с лидерами рынка и Digital Alliance.
В 2023 придется учитывать тренды, которые напрямую связаны с экономической ситуацией. Аналитика, например, становится глубже, поскольку баджет-холдеры экономят и оставляют только эффективные инструменты. Автоматизация маркетинга продолжит быть востребованной — она ведет к экономии ресурсов.
Продолжается рост алгоритмических автоматизированных закупок рекламы — это тоже шаг в сторону упрощения процессов и оптимизации бюджетов. В 2023-м агентствам может помочь Growth-Hacking-маркетинг — его смысл в постоянном экспериментировании, поиске оптимальных и недорогих путей продвижения, выдвижении гипотез и тестировании их. Из пяти гипотез выстреливает одна, но она дает рост от 30 до 350%. Также очевиден тренд Value Hunting — поскольку покупательская способность снизилась, придется конкурировать за внимание пользователей: победит бренд, который предложит пользователю максимально выгодный офер (скидки, акции, подарки).
Впрочем, есть каналы, где маркетинговые бюджеты вырастут, например, на бренд-медиа (особенно это касается ретейл-медиа) и в продвижении продуктов в Telegram — одной из самых крупных площадок с высокой концентрацией молодой платежеспособной аудитории.
Тренд продолжится — этого требует закон. Все больше приложений, браузеров и расширений отдают приоритет приватности. Однако маркетологи так или иначе смогут получать информацию о пользователях — важные данные будут аккумулироваться внутри крупных платформ управления данными (CDP). Такие платформы идентифицирует пользователя во всех каналах взаимодействия (онлайн и офлайн) и собирают информацию о нем. Но надо понимать, что все данные, которые используют маркетологи, обезличены — приватность людей надежно защищена.
Компании обязаны действовать в соответствии с GDPR — общим регламентом защиты персональных данных. Cookies, как нам обещают, совсем исчезнут к 2024 (если опять не сдвинут сроки), но это не обернется cookies-апокалипсисом. Разрабатываются новые инструменты и технологии, направленные на повышение точности попадания в аудиторию и конверсии, которые заменят «куки».
Эти тренды продолжат развиваться, возможно, не так быстро, как прогнозировали эксперты в последние годы, но яркие идеи уже воплощаются в жизнь. Крупные бренды запускают проекты с NFT, интегрируют токены в игры, создают физические коллекции с цифровыми двойниками.
Что до метавселенных, то, по данным McKinsey, к 2030 году влияние метаверс на рынок рекламы составит $114–206 млрд. Сегодня метавселенных разных брендов уже более 130, и число будет только расти. Чем сильнее будут развиваться метаверсы, тем больше возможности для рекламодателей: интеграции продуктов, сквозных сервисов, омниканального продвижения. Есть интересные планы на будущее у некоторых брендов: например, Nike анонсировала, что в 2023 позволит пользователям самим разрабатывать и продавать кроссовки в метавселенной. Посмотрим, как это будет реализовано.
Это в первую очередь все, что связано с иммерсивным опытом (AR/VR/XR), метавселенными, Web 3.0, искусственным интеллектом, нейросетями — всем нам запомнился недавний виральный эффект от приложения Lensa, а нейросеть «Сбера» Kandinsky 2.0 способна генерировать изображения в 20 стилях — например, под Кандинского, Айвазовского, Пикассо, Гончарову. С каждым годом эти технологии развиваются и находят применение даже в неочевидных областях.