В проекте «Разговоры 2022» редакция AdIndex вместе с топ-менеджерами рекламной и IT-индустрии, а также главами маркетинга крупнейших рекламодателей подвели итоги года, от которого начнет отсчет новая история российского маркетинга. Люди, определяющие развитие рынка, поделились своей аналитикой 2022 года и рассказали, что будет в фокусе их внимания в 2023 году
Рынок рекламных холдингов стал на 100% российским. В 90-е индустрию захватили западные и восточные игроки. Тогда, на входе, российские группы проиграли конкуренцию, и у них не было возможности отыграться. Этот год такую возможность предоставил. Мы ни в коем случае не благодарны 2022-му за это — не таким путем. Но факт остается фактом. Как говорится, бойтесь своих желаний.
Я считаю рекламную отрасль одной из самых пострадавших в этом кризисе. Несмотря ни на что, мы быстро сгруппировались и «приземлились на четыре лапы». Рекламе и маркетингу в целом присуща гибкость, которая не раз выручала наших клиентов в сложных ситуациях. Она же амортизировала падение отрасли. Рекламные холдинги смогли быстро переориентироваться на российских рекламодателей, а запросы клиентов адаптировать к возможностям оставшихся площадок.
По нашим ощущениям, рекламный рынок сократился в пределах 25–30%. При негативном сценарии развития событий глубина падения составит еще 10 пунктов. Будут синергетические партнерства, альянсы, шагнут вперед новые медиа. Также имеет место освоение непознанных территорий — выход на региональные и международные рынки. Держим в уме, что турбулентность сохраняется. И NMi Group в каком-то смысле повезло появиться и вырасти в пожаре кризисов: формирует иммунитет.
Кризис 2022 года уникален тем, что потребители комбинируют стратегии экономии. Цена — определяющий параметр оптимизации бюджета. Люди пересматривают ассортимент после ухода зарубежных брендов, как никогда востребованы СТМ. Потребительская активность тоже поменялась: в офлайн сократилось число походов по магазинам в пользу закупок впрок, а онлайн-покупки продолжают расти благодаря скидкам и выгодным предложениям.
На первый план выходит вопрос brand safety. Об этом всегда говорили, но в обстановке 2022 года рекламодатели особенно чувствительны к контексту.
Драйвер деловой активности на рекламном рынке в следующем году — отсутствие плохих внешнеполитических новостей.
Лично я верю в ТВ и наружку как наиболее устойчивые медиа, доказавшие свою стабильность в условиях этого года. Но не стоит сбрасывать со счетов и мессенджеры, которые уже становятся полноценной альтернативой социальным сетям и онлайн-магазинам. Диджитал адаптируется под любые ограничения и блокировки.
Главная задача NMi Group — опережающий рост, несмотря ни на что. Мы показали, что можем расти в условиях жесточайшего кризиса, будем наращивать успехи и в 2023 году. Кризис, помимо ужаса, который он несет, показывает главное. Он показал нашу ключевую компетенцию — планирование и размещение рекламных кампаний, эффективное инвестирование в медиа. План на 2023 год: сохранить и вырастить core business, стать для клиентов консультантами в эффективных медиаинвестициях.