В 2022 году многие бренды претерпели трансформацию. Некоторые компании полностью ушли с рынка, другие продолжили работу в обновленном формате. Изменился и маркетинг. В основе эффективности сегодня лежит достижение максимально быстрых результатов. Каким был 2022 год и каким будет 2023 — обсуждаем вместе с рынком и E+ Awards.
Очевидно, что те компании, которые не приостановили маркетинговые активности, стали делать все максимально осознанно. Сейчас можно видеть все больше примеров коммуникации, которая демонстрирует стремление брендов максимально удовлетворить нужды потребителей, и не просто постоянные, стандартные, присущие той или иной ЦА, а так называемые событийные. Многие стали уделять особое внимание дополнительным исследованиям своей аудитории, «слушать» и слышать ее на постоянной основе и с учетом полученной информации устанавливать крепкую связь. На первый план вышли любого рода содействие и поддержка, в первую очередь эмоциональная.
Яркий пример — коммуникация Hoff в ответ на уход IKEA. Или «Вкусно — и точка», которая постаралась успокоить своих клиентов и вселить в них чувство стабильности: пообещать, что совершенно все будет по-прежнему: и бургеры, и картошечка. Оперативно, сразу после локализации и ренейминга, бренд первым в категории запустил свой Telegram-канал, чтобы общаться с потребителем открыто и доверительно.
Несмотря на серьезные проблемы с поставками и поломанные логистические цепочки, хорошо заметен ренессанс локальных компаний, которые на высоком уровне работают как с креативом, так и с размещением в условиях дефицита инвентаря и прочих существенных ограничений.
Локализованные бренды выходят с новым позиционированием или поддерживают прежнее, стараясь экстраполировать его без потерь на новый бренд. Они нацелены на удерживание доли рынка и своих потребителей.
Media Direction Group еще с 2020 года не перестает адаптироваться на высоких скоростях. Для нас это новая норма, мы уже привыкли и работаем исходя из нее, не расслабляемся ни на минуту, моментально реагируем на запросы клиентов в любых текущих условиях.
Потребитель сейчас отличается максимальной ценовой чувствительностью, а принятие решения о покупке становится все более осмысленным и прагматичным. Подавляющее большинство ищет способы сократить необязательные расходы, переключается на более доступные бренды или СТМы либо сокращает частоту и объем покупок. В этой ситуации задача брендов по работе над привлечением и лояльностью потребителей становится особенно важной.
Несмотря на продолжающуюся экономическую и психологическую турбулентность в обществе, а как следствие — в экономике страны, мы продолжаем упорно работать над реализацией маркетинговых задач клиентов. Сейчас не время простых и привычных решений. Учитывая всесторонние ограничения и входящую в пике потребительскую активность, мы реализуем все больше нетривиальных, сложных, но вместе с этим и более интересных проектов.
Мы фокусируемся на решениях, которые эффективны для бизнеса, и самые эффектные из них подаем на фестивали совместно с клиентами. Мы не прекращаем делиться знаниями и экспертизой с рынком и своей работой устанавливаем новые индустриальные бенчмарки.
Конечно, классические механики и подходы никто не отменял, но в текущих условиях они не всегда могут быть эффективными и вести к цели кратчайшим маршрутом. Без пересмотра и актуализации текущего набора приемов и инструментов успешно адаптироваться будет невозможно.
Принципы воздействия информации на человеческое сознание остаются неизменными. Тем не менее нужно чувствовать изменения в обществе и в бизнес- ландшафте и учитывать их на всех этапах деятельности.
Важно не только изучать потребителя, но и устанавливать с ним максимальную эмоциональную связь. Проявлять эмпатию, искать и поддерживать общие интересы, вести диалог. Человеческие отношения в тренде, особенно в эпоху перемен. Они формируют самую стойкую лояльность. Сейчас потребитель особенно нуждается в стабильности и якорях позитивности.
Ищите для своего бизнеса партнеров-единомышленников, тех, кто не только экспертен в своем поле, но неравнодушен к вашему бренду и стремится к инициативе для достижения ваших целей.
Рекламное агентство должно знать бренд клиента, все его продукты и конкурентное окружение досконально. Работать с собственными данными клиента и обогащать их сторонними (3rd party). Искать новые источники и активно работать с DMP- и CDP-платформами. Инициировать исследования и на основе совокупности данных находить самые точные инсайты, тестировать гипотезы. Уметь оценивать вклад каждого контакта с потребителем в конечный результат, то есть заниматься атрибуцией. Постоянно тестировать технологические новшества и интегрировать их в работу. В конечном счете у агентства должен быть IT-потенциал, технологическая экспертиза и специалисты, способные разрабатывать индивидуальные решения под потребности клиента.
Сейчас в тренде мем, что оптимист — это тот, кто пишет стратегии на 2023 год. И, с одной стороны, с этим сложно не согласиться. С другой стороны, мы в Media Direction Group считаем, что стратегия — неотъемлемая часть бизнеса, потому что если вы не знаете, куда идете, то не сможете никуда прийти.
Я вижу примеры компаний, которые так же, как и мы, собраны и готовы к будущему. В частности, многие бренды фокусировались на этом в своих выступлениях на недавнем «Дне бренда». Адаптационным решением сейчас является подход к стратегии, как в вектору, когда все элементы и процессы сверхадаптивны.
Один из индустриальных примеров — фестиваль Effie, теперь E+ Awards. В самые короткие сроки команда переформулировала конкурс, привлекла профессиональное сообщество для создания новых регламентов, существенно переработала процессы в лучшую сторону. Были заключены новые партнерства с лояльными странами, что позволило сохранить статус международного конкурса и расширить географию присутствия.
На данный момент самая здравая стратегия — это принятие решений. Не приостановка, не замирание, а работа и параллельная адаптация к условиям и изменениям.