В 2022 году многие бренды претерпели трансформацию. Некоторые компании полностью ушли с рынка, другие продолжили работу в обновленном формате. Изменился и маркетинг. В основе эффективности сегодня лежит достижение максимально быстрых результатов. Каким был 2022 год и каким будет 2023 — обсуждаем вместе с рынком и E+ Awards.
Самый очевидный тренд: на сцену выходит больше локальных брендов, а давно знакомые марки заново находят контакт со своим потребителем. Для рекламодателей, безусловно, одним из важнейших событий стал уход ряда соцсетей и медиаплатформ с рынка России. Это поставило перед всем медиасообществом вопрос о поиске альтернатив, на который пока мы до конца ответить не смогли.
Но мы также не отказываемся и от хорошо зарекомендовавших себя инструментов, таких как ТВ — даже при постоянно растущей доле диджитала в медиамиксе у офлайн-каналов остается своя важная роль в построении бренда и повышении конверсионности и эффективности коммуникаций.
Третий квартал 2021 года мы заканчивали с 18,5 млн клиентов. А сейчас их в экосистеме «Тинькофф» уже 28 млн, так что мы очень заметно выросли. Работаем над тем, чтобы максимально сохранить привычный уровень комфорта для клиентов: и для бизнесов, и для частных лиц. Например, чтобы предприниматели могли по-прежнему рассчитываться с зарубежными партнерами, а покупатели — быстро и безопасно оплачивать покупки без долгого ввода реквизитов карты.
Мы не свернули свою активность в коммуникациях, и даже наоборот — стали больше задействовать каналы, где мы можем оставаться на связи с клиентами постоянно, чтобы рассказывать, как мы реагируем и адаптируемся под вызовы времени. Конечно, с уходом ряда крупных платформ и медиаплощадок мы больше экспериментируем, чтобы найти им альтернативу. Пока в полной мере этого не получилось добиться, но с точки зрения эффективности маркетинга у нас уже есть ряд проектов, очень интересных по бизнес-результатам.
Наш главный принцип не меняется — всегда опережать потребности и запросы клиента, предлагая им инновационные продукты. Меняется только скорость, с которой нам приходится реагировать на изменения этих запросов: российских финтех буквально перестроился на глазах за прошедший год. Мы с коллегами оперативно разрабатываем новые продукты (могу вспомнить запуск Tinkoff Pay, который буквально взорвал рынок после ухода международных платежных сервисов), меняем старые, очень много вкладываем в стандарты сервиса, чтобы клиент ощущал поддержку даже в самые турбулентные времена, и ищем новые инструменты в медиа, чтобы рассказывать об этих изменениях.
Однозначно есть. Более того, мы в течение всего года продолжали работать по тому стратегическому плану, который разработали еще в самом начале 2022 года. Время доказывает, что все важные цели, которые мы себе поставили, остаются актуальными, несмотря на любые внешние изменения. Важно не терять фокус на крупных целях и адаптировать способы их достижения в зависимости от обстоятельств. Уходящий год показал, что сильные игроки продолжают рост, увеличивают аудиторию, драйвят рынок за собой. Вся команда «Тинькофф» по-прежнему сосредоточена на том, чтобы оставаться лидером в финансовых технологиях, стандартах сервиса, сохранять лояльность существующих клиентов и привлекать внимание новой аудитории — и эти ценности находят отражение в стратегическом планировании.
Одно из самых ценных качеств сейчас — гибкость. Выстоит не тот, у кого самая жесткая структура, а тот, кто достаточно гибко подходит к бизнесу, чтобы не сломаться под напором обстоятельств. Поэтому я считаю, что главное, на что сейчас стоит обращать внимание, — насколько ваша бизнес-модель, команда и коммуникации готовы меняться, чтобы не просто выживать, но и находить новые точки роста.