Разговоры
26 медиаменеджеров и рекламщиков отвечают на 7 важных для индустрии масс‑медиа вопросов
Ко-проект AdIndex, РБК и СМИ2

7 Так ли страшен «фейкньюс», как его описывает индустриальное сообщество? Надо ли с ним бороться и как? Как вы лично отфильтровываете фейковые новости.

Паблишеры-площадки

Антонович Натан, директор по маркетингу «Комсомольской правды»

Жизнь новости в сети сейчас длится день. Завтра уже никто не вспомнит, приходит другая новостная волна. Поэтому и фейки утратили свой эффект «бомбы». Они есть, это плохо, но не трагедия. На трафик они уже не влияют с такой убойной силой, как еще 10 лет назад. А ко всему, что не приносит трафик, я отношусь никак.

Власов-Мрдуляш Павел, исполнительный директор холдинга «Е-генератор»

Да, безусловно – вредно и для отрасли, и для головного мозга читателя. Бороться точно нужно. 11 лет назад я убрал из дома телевидение, но худшие его проявления вернулись ко мне через интернет. Теперь приходится тратить на фильтрацию свои бесценные когнитивные ресурсы, которых порой настолько жалко, что отключаюсь от всех источников контента и наслаждаюсь жизнью, которая, что бы ни было изложено в фейкньюс, так прекрасна.

Волков Евгений, digital director Life

Проблема фейков не в их существовании, а в способах их распространения – дырках в алгоритмах поисковиков, позволяющих наводнить ключевую выдачу мусором, и ленью пользователей яростно распространяющих непроверенную информацию в социалках. Мне кажется, что борьба с фейками и их разоблачение может стать одним из привычных каналов поступления трафика на ресурсы издателей.

Вольнов Евгений, Chief innovation officer Independent Media Sanoma Magazines

Не понимаю ажиотажа вокруг этой темы. Хотя вполне допускаю, что для западного рынка это важная проблема. У меня есть несколько источников, которым я доверяю и которые обеспечивают меня всей актуальной информацией.

Иванова Анна, генеральный директор СМИ2

Смотря какого содержания новость: если это просто шумиха, то не так страшен – инфополе меняется так быстро, что иногда одного дня достаточно, чтобы новость была забыта. Но если повод серьезный, своего рода – «вброс», то может навредить, и тут однозначно – да, фейк страшен, тем более, что большая часть читателей в принципе не может отличить правду от фейка. Мне кажется, как раз предназначение СМИ в том, чтобы подтверждать или опровергать. Если новость публикует авторитетное СМИ – значит не фейк.

Ковачик Андрей, директор по интернет-маркетингу «Московского комсомольца»

Большая часть населения в некоторой степени живет в «фейкмире», органичной частью которого являются и «фейкновости». Объективно оценить и проверить даже «настоящие» новости не всегда бывает возможным. Если новости могут быть приравнены к развлекательному контенту, то разве могут «фейкньюс» быть страшны или опасны?

Крашенинников Артем, главный редактор новостного сообщества «Лентач»

Страшен, потому что в условиях синхронности повестки влияет на формирование общественного мнения. Даже последующие опровержения никакой роли играть не будут. Основной способ борьбы – это собственная голова.

Лобада Анастасия, заместитель директора по цифровой стратегии ИД «Коммерсантъ»

Страшен, как и любой мусор в голове. Нам как участникам медиарынка проще отличить фейк от реальной новости. Обманка чувствуется на 2-3 предложении. Но ведь большая часть читателей новостей не умеет, да и не должна, отличать фейк. Тут вопрос исключительно в профессиональной гордости. Либо ты журналист, которые проверяет факты. Либо ты фейкомет, который гоняется за кликами и трафиком.

Пономарь Алексей, Manager, Producer, Contributor Lifehacker.ru

То, что отечественные медиаэксперты начали всерьез обсуждать эту тему только сейчас, после выборов в США, не очень положительно характеризует состояние всей индустрии. Проблема фейковых новостей в нашем мире существует очень давно, задолго до «распятого мальчика». Говорить об опасности информационных войн, мощным оружием которых и являются фейки, пожалуй, тоже излишне – достаточно почитать комментарии живых людей под политическими новостями.

Как фильтрую фейкньюс лично я? Стараюсь не читать новостей совсем, а по самым важным изучать подробности из нескольких источников.

Сикорский Андрей, директор по маркетингу РБК

Фейкньюс насколько страшное, настолько и интересное, многогранное явление. Например, уже сейчас каждый из нас окружен контентом, ограниченным механизмами выдачи соцсетей и агрегаторов. Все мы в «информационной коробке», это сильно перекашивает реальность и сужает горизонт принятия решений. Важность проблемы подтверждают и эксперименты Facebook и Google по отсеву фейков. В цифровом мире очень просто (и будет еще проще) запустить «утку»; мы в РБК видим свой вклад в борьбу с этим явлением повышением уровня доверия к медиа как к верификатору и расширением границ той самой «информационной коробки».

Смирнова Кристина, ведущий аналитик дирекции маркетинга РБК

Для нас как для СМИ, у которого предоставление достоверной, нейтральной информации – ключевой пункт в миссии и часть ДНК, массовое распространение «фейкньюс» и, как следствие, падение доверия к медиа в целом, огромная проблема. Как боремся? Продолжаем делать свою работу и по возможности учим наших зрителей и пользователей критически оценивать ту информацию, которую они получают из самых разных источников.

Стрельникова Екатерина, руководитель отдела спецпроектов Look At Media

«Фейкньюс» страшны тем, что они всегда выигрывают у настоящих новостей и сильно зашумляют инфополе, отвлекая внимание от чего-то действительно важного. Вообще, эта проблема даже не индустриальная, а общественная. Люди перестают понимать где правда, а где вымысел, что происходит на самом деле. Представьте, что у вас смешались сон и явь.

Бороться с ними нужно постоянным и жестким фактчекингом на уровне качественных СМИ и образованием читателей.

Агентства

Балдин Евгений, Strategy and Research Director Media Instinct Group Media Instinct Group

Фейковые новости, на мой взгляд, опасны в первую очередь для неискушенной аудитории, не привыкшей перепроверять информацию и задействовать здравый смысл. Кроме того, в общем информационном потоке людям проще воспринять то, что есть, чем тратить время и усилия на проверку – этот фактор тоже представляет собой угрозу. Возможно, решением может быть некая система оценки релевантности ресурсов по степени доверия на основании ранее опубликованной информации. Я стараюсь использовать несколько источников, как минимум один-два из которых должны быть авторитетными СМИ с хорошей репутацией.

Горелова Дарья, руководитель коммерческой службы Scanners

Глобально да, страшен, ибо аудитория не склонна к рефлексии и критическому мышлению. Считаю, что необходимо бороться с этим на уровне поисковиков. Тем более есть хорошие кейсы по борьбе с тизеркой. Для меня лично нет проблемы, т.к. я обращаю внимание на источник репоста на уровне домена.

Доронин Евгений, генеральный директор MediaSniper

Фейкнюсь не новая проблема. Желтые новости/утки и прочий контент для привлечения большого количества трафика с последующей его монетизацией – вечная тема. Проблемой это становится, когда известные новостные издания перепечатывают подобный контент без его верификации, а также когда обычные люди принимают решения на основе такого контента. Первое – вопрос следования стандартам журналистики, второе – образования

Игнатьева Виктория, директор по работе с клиентами Weborama в Восточной Европе и Центральной Азии

Контент «фейкньюс» опасен в первую очередь для рекламодателей. Как и любой фейк, он заведомо не отвечает требованиям Brand Safety. Именно поэтому мы всегда рекомендуем нашим клиентам проводить аудит-верификацию трафика поставщиков (издателей) и пользоваться услугами только тех издателей, которые поддерживают прозрачную схему закупки. Что это значит? С точки зрения измерений, такой издатель принимает счетчики сторонних (независимых) ad-серверов для измерения показателей Brand Safety, а также для измерения видимости, что является уже must have требованием всех топовых рекламодателей в digital.

На своем опыте мы вывели закономерность: если издатель прозрачен для независимых измерений, то он отвечает требованиям Brand Safety, предоставляет рекламодателю безопасный контент.

Свод рекомендаций по аудиту инвентаря мы совместно с IAB Russia выпустили в прошлом году в виде документа Brand Safety & Quality Index Whitepaper.

Пащенко Валерий, директор по маркетингу CoMagic

В ИТ-индустрии формат «фейкньюс» приобретает свои очертания. Так компании начинают работать не над software (разработкой программного обеспечения), а над vaporware, т.е. широко анонсируют выход нового продукта, но сам продукт так и не выпускается на рынок. С таким подходом нет смысла бороться по той причине, что рынок через небольшое время сам понимает, что технология не работает и кроме интересной истории поставщик не предлагает ничего реального. Со временем все встает на свои места.

Федин Алексей, buying director iConText

Еще неизвестно, что страшнее: фейковые новости или новости, которые искусственно мне пытаются навязать. Я потребляю новости из разных источников, и если источник меня перестал удовлетворять, голосую своим уником и перехожу на другой ресурс. Ресурсы должны сами следить за фейковыми новостями, не перекладывая это на потребителя, а также, очевидно, нужно ввести наказание за фейки. Никто не хочет, чтобы его обманывали.

Черный Василий, директор по маркетингу Brand Analytics

У меня, как и у многих, не возникает проблем с фейками. Пара минут проверить источники и все. А там, где не удается понять – так и потом не узнаем. Фейк – хорошая возможность для СМИ вернуть себе внимание. Имею в виду, взять на вооружение развенчание фейков и восстановление доверия к СМИ как к источнику. Благо инструменты для понимая фейк – не фейк есть.

Чудовский Дмитрий, менеджер по маркетингу Zorka.Mobi

Количество фейковых новостей в последнее время безусловно растет. Но это чаще всего касается каких-то глобальных событий, которые у всех на слуху. На мой взгляд, бороться с этим не стоит, так как мы сами выбираем, что читать, а что нет, кому верить, а кому – нет. В профессиональной деятельности, особенно в нашей среде мобайла, «фейкньюс» редкость. Фильтровать их зачастую не приходится вовсе, потому что качество потребляемой информации зависит от качества ее источника. Источники мы выбираем уже проверенные временем, а зачастую и сами выступаем с экспертным мнением.

  1. Какие три фактора, на ваш взгляд, являются драйверами роста медиарынка в России? Что в большей мере тормозит его развитие?
  2. Какие проблемы являются первостепенными для издателей в связи с изменением потребления контента?
  3. Как скоро, на ваш взгляд, издатели и вещатели объединят усилия по запуску измерений мультиканального медиапотребления?
  4. Как меняется бизнес-модель в связи с развитием мультиканальной дистрибуции контента в цифровой среде (соцсети, агрегаторы, и пр.)?
  5. Какие рекламные модели монетизации медиабизнеса, на ваш взгляд, являются наиболее эффективными для СМИ и привлекательными для рекламодателей?
  6. Платный контент. Считаете ли вы жизнеспособной данную модель в России? Есть ли идеальная пропорция сочетания двух моделей в одном издании: и пейволла, и контент в обмен на просмотр рекламы?
  7. Так ли страшен «фейкньюс», как его описывает индустриальное сообщество? Надо ли с ним бороться и как? Как вы лично отфильтровываете фейковые новости.

На вопросы отвечали

Продолжение разговора
21 апреля на РИФ+КИБ 2017
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.