05 Февраля 2020 | 15:06

Новый мир не спешит за «Витрину»: как телеком пытается достучаться до медиарынка

Государство и правообладатели заинтересованы в полном контроле над телевизионным контентом. Поставщикам предлагают наблюдать и соглашаться

Фактически монопольная система доставки телесигнала и вместе с ним контента, за счет которой телевидение приобрело свой размах и масштабы, умерла. Данную фразу мог бы произнести представитель любой крупной телеком-компании, чья спутниковая тарелка или приставка установлена у среднестатистического жителя России (TelecomDaily оценивает уровень проникновения сервисов платного ТВ почти в 80%). Однако прозвучала она на форуме CSTB из уст главы телекомпании НТВ Алексея Земского.

Дискуссия, в которой участвовал медиаменеджер, была посвящена новым реалиям рынка. Если в первой части собравшиеся обсуждали необходимость создания единого измерителя в интернете, то во второй части затронули больную тему с распространением онлайн-эфира через плеер «Витрина ТВ».

Информационное равенство и братство

Конфликт начал тлеть летом, когда с сервиса «Онлайн ТВ» пропали каналы ВГТРК и «Национальной Медиа Группы»: «Россия 1», СТС, «Домашний», РЕН ТВ, «Пятый канал», «Че», «СТС Love» и «Известия». «Триколор» удалил их по требованию правообладателей, не согласившись перейти на сторонний софт. Уже тогда компания предупреждала, что вскоре в аналогичной ситуации окажутся и другие операторы платного ТВ.

Уверенность медиахолдингам придавал законопроект о формировании единой системы легального распространения обязательных телеканалов в интернете. Депутаты Леонид Левин и Сергей Боярский предложили наделить Роскомнадзор правом определять уполномоченную организацию, которая будет выступать источником доступа к легальному стриминговому вещанию общедоступных каналов. В ноябре он был принят в первом чтении.

Когда законопроект рассматривался на Охотном ряду, Левин напомнил коллегам о гарантированном государством «минимуме качественного современного медийного содержания», а также рассказал страшный случай с незаконной врезкой рекламы противозачаточных средств в детскую передачу.

В свою очередь, Боярский попросил Госдуму концептуально поддержать инициативу, взамен пообещав доработать спорные моменты ко второму чтению. Одним из принципиальных моментов стал отказ от монополии — парламентарии прислушались к мнению ФАС и согласились прописать в законопроекте право на существование нескольких уполномоченных организаций. На замену «гуляй-полю» (по выражению депутата Евгения Ревенко) с пиратами народные избранники приготовили «единую, надежную, понятную всем систему» трансляции.

А если не будут брать — отключим газ

На Национальном рекламном форуме правообладатели наконец публично обозначили свою позицию. Гендиректор НМГ Ольга Паскина, чье выступление было посвящено развенчанию мифов медиарынка, заявила, что «Витрина ТВ» позволила им «из мрака и темноты» наконец увидеть свою аудиторию. При этом, по ее словам, «большая тройка» и ряд операторов сопротивляются установке плеера, желая и дальше паразитировать на чужом контенте. «Осталось написать письмо разве что Деду Морозу», — прокомментировала она попытки телекома достучаться до высших инстанций. 

Некоторую обреченность осознавали сами противники регулирования. «Мы ведем активную и, очевидно, бесполезную борьбу с новым законопроектом, который превратит 20 обязательных каналов в такое же количество запрещенных», — говорил на бизнес-форуме ПКВС-Day вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Михаил Силин. Среди возможных негативных последствий, к которым может привести необязательное и даже вредное регулирование, эксперт называет разрушение информационного пространства в стране.

«АКТР против законопроекта по многим причинам, среди которых — ненужность этого закона, поскольку и без него вещатели, как правообладатели, могут определить свои условия использования телеканалов. При этом если закона нет, то возможно достижение договоренностей на основе переговоров. Мы по-прежнему считаем, что заключение договора с условием использования чужого плеера может нанести большой урон бизнесу оператора», — пояснил AdIndex свою позицию Силин.

В декабре медиахолдинги пошли в наступление. Крупнейшим операторам предъявили ультиматум: до 25 декабря отключить интерактивные сервисы («пауза», «перемотка», «отложенный просмотр» и другие функции управления эфиром), а с 1 февраля транслировать каналы на своих IPTV-сервисах только через «Витрину ТВ».

Выбранное время — накануне продолжительных новогодних каникул, когда зрители традиционно проводят много времени у телевизора — вице-президент по развитию медиабизнеса МТС Игорь Мишин считает весьма характерным: «Это было сделано 26 декабря, за четыре дня до нового года. Определенный стиль поведения на рынке. Ладно с отношениями между телекомом и вещателями. В конце концов, это было некорректно по отношению к зрителю».

Топ-менеджер подчеркнул, что в итоге пострадал потребитель, который лишился привычных сервисов. Загвоздка лишь в том, что свое недовольство он спроецировал не на правообладателя, а на провайдера. У крупных игроков вроде «Триколора» доля аудитории, которая пользовалась интерактивными возможностями, достигала 25%.

Партия медиаконсерваторов

Между тем телеком доносит телевизионный сигнал до огромной части населения, и считаться с ним нужно. Посыл, адресованный представителям Минкомсвязи и крупным телехолдингам, на CSTB был сформулирован довольно четко.

Телеком считает «Витрину ТВ» заметным шагом назад для рынка, который предпринимает первые попытки слезть с «рекламной иглы» и ищет иные источники заработка. И здесь классическому телевидению приходится сложнее, поскольку у российской аудитории ТНТ или СТС не воспринимаются как бренды, за услуги которых нужно платить, — ведь они включены в состав общедоступных мультиплексов. На этом фоне, уверен г-н Мишин, отрасли гораздо разумнее поддерживать процессы, которые способствуют появлению новых моделей монетизации, нежели поощрять консервативные движения.

Участники CSTB предложили задуматься о самой постановке вопроса относительно «Витрины ТВ». Одно дело, если крупные медиахолдинги хотели бы получить свою долю в новых источниках доходов. В реальности же они хотят контролировать складывающуюся систему финансовых взаимоотношений. По мнению г-на Мишина, в патовой ситуации, когда игроки не могут договориться между собой, регулятор и должен выступить в своей исконной роли.

Если сейчас не задуматься о будущих системах доставки и не начать договариваться с телекомом, то у того, что мы называем телевидением, незавидное будущее, предупредил Алексей Земский. В его представлении выходом может стать объединение всех причастных к телевидению — производителей, агрегаторов, поставщиков — с тем чтобы попробовать «если не монополизировать, то по крайней мере контролировать систему доставки».

Однако в Минкомсвязи, где подчеркивают, что не являются инициатором данного законопроекта, вмешиваться не спешат. «На наш взгляд, конфликт до конца не проявился, поэтому вы немного еще подеритесь», — напутствовал оппонентов замминистра Алексей Волин.

Лед тронулся

Интрига — все ли операторы согласятся работать с «Витриной ТВ» и что будет с «отказниками» — разрешилась довольно неожиданным образом. Стороны договорились о продлении сроков перехода на новые правила распространения ОТТ-версий каналов первого и второго мультиплекса до 31 марта. Факт отсрочки и продолжения переговоров подтвердили в «МегаФоне» и «Ростелекоме». Срок по договоренности сторон перенесен, чтобы провести техническое тестирование и обеспечить корректное взаимодействие, сообщили AdIndex в компании «Ростелеком». «Мы тестируем интеграцию с «Витриной ТВ». В целом наша позиция не поменялась: мы считаем, что контент должен предоставляться единообразно вне зависимости от того, как пользователь смотрит телевидение — в интернете или через эфирное вещание», — резюмировали в пресс-службе «МегаФона».

В Комитете Госдумы по информационной политике не ответили на запрос AdIndex о дальнейшей судьбе законопроекта и обоснованности перевода рынка на «Витрину ТВ».

Автор: Ирина Милош

Какие дизайнерские приемы используют крупные бренды В стране слепых: пора ли хоронить баннерную рекламу в 2020
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.