Угрозы и возможности для российских СМИ в 2017 году. О чем говорили на RIW2017
На конференции Russian Internet Week 2017 3 ноября AdIndex и новостная платформа СМИ2 провели секцию «Анализ рынка российских СМИ 2017. Кроссплатформенные медиа, новые медиа и видеоформаты»
Экспертами выступили Надежда Седова, «СКАН» («Интерфакс»), Василий Черный, Brand Analytics, Алексей Филипповский, «Россия сегодня», Иван Макаров, РБК, Рамис Япаров, «ГПМ Радио», Ольга Цыганкова, Socialist Media, Егор Васильков, m24.ru, Наталия Николаева, «Медиалогия», Екатерина Коренкова, «Известия», Кирилл Борисов, LabelUp, Родион Скрябин «Лайфхакер», Евгений Вольнов, Sports.ru, Андрей Чамов, Business FM, Алексей Гапеев, «Интерфакс», Луиза Изнаурова, Condé Nast Digital, Сергей Соловьев, VideoNow / Viqeo.tv, Анастасия Лобада, «Коммерсантъ», Роман Худоногов, Setka. Модераторы: Олег Крупенов, СМИ2, Науменко Татьяна, AdIndex.ru.
AdIndex собрал интересные моменты из выступлений и дискуссий.
О чем говорили:
— Российские СМИ-2017 в цифрах и фактах —
аналитика «СКАН», «Медиалогии»
— Где брендам и медиа ловить свою
аудиторию
— Почему медиа обречены на
кроссплатформенность
— Медиа и эффективность — редакционные метрики и
тактические инструменты
— На стыке диджитала и эфира: есть ли будущее
у радио в век интернета
— Новые медиа:
Никаких больше игр. Никаких бомб
— Мультиканальные медиа – медиа без
сайтов
— Блогеры под
микроскопом
— Кроссмедийные спецпроекты
— Новые форматы: четыре правила
инфографики
— Мультиканальность: как медиа использовать сторонние
платформы
— Медиа как поле для инноваций и новых
технологий
Российские СМИ-2017 в цифрах и фактах
Российские СМИ сгенерировали 36,5 млн сообщений за девять месяцев 2017 г., рассказала Надежда Седова, руководитель проекта «СКАН» («Интерфакс»). Примечательно, что большую часть публикаций, 27 млн, создают интернет-площадки, которые позиционируются как СМИ, но не имеют собственной редакции. Регионы выпускают больше, чем федеральные медиа — 1,9 млн против 1,7 млн. Если посмотреть на объем публикаций в СМИ за текущий год, то можно увидеть, что медиа растут, но не за счет создания новых изданий или привлечения новой аудитории. Рост обеспечивают площадки формата «около СМИ»: «Городской портал», «БезФормата», ИА «Мангезая». Доля этих площадок в работе медиа как каналов передачи информации и дальнейшего донесения их до читателя очень велика. На втором месте по количеству производимой информации находятся информационные агентства ТАСС, «РИА Новости», «Интерфакс». Из газет лидируют следующие интернет-площадки: «Комсомольская правда», АИФ, «Коммерсантъ», «Ведомости».
Несмотря на то, что СМИ сегодня выпускают материалы в разных форматах, их всех объединяют общие темы. Больше всего в нашей стране пишут о чрезвычайных событиях, политике и спорте. «Спорт за последние годы демонстрирует яркую тенденцию роста. Когда мы не можем делать качественные политические и экономические ресурсы, мы начинаем писать про спорт», — отметила Надежда Седова.
Из всего массива сообщений, что сегодня выпускают СМИ, 42% — полные дубли публикаций первоисточника. Повестку дня формируют всего несколько изданий, количество которых не меняется с 2015 г., по данным «СКАН». Это так называемые гейткиперы, на первом месте среди которых информационные агентства, а на втором издания: «Коммерсантъ», «Лента.ру», «Ведомости», «Известия», «Российская газета». Из иностранных источников Reuters, Bloomberg и русскоязычный ВВС.
Дополнительным источником информации для СМИ стали социальные сети. Там журналисты берут комментарии, фактуру и визуальный контент. По комментариям на первое место вышел Facebook, поскольку именно там украинские политические деятели охотно дают свою оценку последним событиям. Особое место среди социальных сетей занимает Telegram. Мессенджер пользуется огромным доверием среди журналистов, которые нередко публикуют информацию из Telegram-каналов без проверки, что приводит к появлению недостоверных новостей. На сообщения в мессенджере СМИ реагируют незамедлительно и выпускают новости спустя 5-10 минут после публикации информации в канале-источнике. Чаще всего журналисты ссылаются на новостной канал Mash и канал Рамзана Кадырова. Политическую фактуру берут из таких источников, как «Незыгарь», «Политблогер» и «Сталингулаг».
Наталия Николаева, заместитель генерального директора компании «Медиалогия», рассказала о том, какие СМИ и паблики в социальных сетях стали самыми цитируемыми и популярными у аудитории. Компания мониторит 40 тысяч СМИ и 800 млн площадок соцмедиа.
Среди федеральных медиа на первых строчках по цитируемости в СМИ оказались ТАСС, МИА «Россия сегодня» и «Интерфакс». В соцмедиа картинка немного другая: на первое место вышел Russia Today, на втором и третьем — МИА «Россия сегодня» и НТВ. Из газет в СМИ больше всего цитируют «Известия», которые оттеснили на второе место «Коммерсантъ» по итогам девяти месяцев, на третьем месте уверенно держатся «Ведомости». В соцмедиа чаще цитируют более скандальный контент «Комсомольской правды» и «Московского комсомольца», на третьем месте «Новая газета». Среди журналов наиболее популярными у СМИ оказались Forbes, StarHit и «Сноб». В соцмедиа «Сноб» вырвался на первое место, обойдя Cosmopolitan, который «никогда не цитируется в традиционных медиа», и Forbes.
В сегменте интернет-СМИ Life.ru потеряли первое место по цитируемости в традиционных медиа, уступив его rbc.ru. При этом в социмедиа Life.ru занимают первое место.
Среди отраслевых СМИ на первые строчки вырвались издания спортивной направленности: «Р-спорт», «Спорт-Экспресс» и Сhampionat.com. В соцмедиа первые места поделили издания о спорте и IT: Sports.ru, Hightech.fm, Sport-express.ru, VC.ru.
«Этот год — год Telegram. СМИ начали цитировать мессенджер — раньше этого просто не было», — рассказала Наталия Николаева. В очередной раз первое место по цитируемости занял новостной канал Mash, на втором и третьем каналы Рамзана Кадырова и Павла Дурова. Если смотреть по тематикам, то в мессенджере превалирует развлекательный контент: «Бывшая», «Хардкор», «Анекдоты». На втором месте оказалась политика: «Сталингулаг», Varlamov.ru, Aavst. Примечательно, что половина каналов этой тематики — анонимны. Третье место заняли экономика и бизнес (DeCenter, «Темная сторона», «Тинькофф-журнал»), а четвертое — маркетинг и реклама («Русский маркетинг», «Беспощадный пиарщик», «Главред»). «ВКонтакте» по-прежнему значительно превышает Telegram по просмотрам, однако в этой соцсети развлечения значительно преобладают над любым другим контентом. Наиболее популярные группы «ВКонтакте»: MDK, «ЯЖЕМАТЬ!», «ЁП».
Если говорить о популярности самих СМИ в социальных сетях, то «ВКонтакте» первыми по количеству перепостов за октябрь оказались «РИА Новости», за ними «Комсомольская правда» и «РЕН ТВ». В «Одноклассниках» также лидируют «РИА Новости», за ними следуют Life и Radio Record.
Где брендам и медиа ловить свою аудиторию
Традиционные медиа потеряли монополию на массовую коммуникацию и частично уступили ее соцмедиа, считает Василий Черный, директор по маркетинговым коммуникациям Brand Analytics. Как следствие, сегодня в диджитал уходит около 40% рекламных бюджетов. Но цифровая среда до сих пор уступает в прозрачности традиционным медиа, которые можно изменить с помощью таких компаний, как Mediascope.
Еще одна причина, по которой массовая коммуникация выходит за рамки медиа — СМИ не успевают за быстрой сменой информационного ландшафта. Как результат, в игру вступают бренды и развивается контент-маркетинг. В пример эксперт привел «Лабораторию Касперского», которая за последний год наняла трех бывших главных редакторов, чтобы самостоятельно рассказывать о своем продукте.
При всех трудностях, в новых условиях для СМИ появились и возможности. Если держатели крупных аудиторий — «Яндекс», социальные сети — и площадки смогут договориться о дистрибуции контента на равных, то можно ожидать ренессанса в развитии медиа, полагает Василий Черный. В пример он привел появление таких сервисов, как «Яндекс.Дзен» и новые инструменты «ВКонтакте» для медиа.
Поисковики пошли на диалог еще и потому, что утратили инициативу в развитии индустрии — сегодня драйверами роста стали Facebook и «ВКонтакте», которые знают о пользователях в два раза больше.
«Facebook не пускает Google на свою территорию. Они заклятые враги. Социальные сети отнимают пальму первенства у Google, и это тотальная война. Я не знаю, кто победит», — говорит представитель Brand Analytics.
Чтобы медиа начали быстрее реагировать на перемены, Василий Черный рекомендует «измерять боковые атаки». Как производители автомобилей, которые конкурируют не только друг с другом, но и с каршерингом. «В глазах потребителей вы соревнуетесь не с соседом, а с тем, кто предложит решение проблемы лучшим способом», — пояснил Василий Черный. Представители медиа должны обратиться к аналитике, а не полагаться полностью на свою интуицию. Они должны спросить у себя, на кого хотят работать, какие интересы у аудитории, есть ли рост медиапотребления, где эти люди живут в сети.
Почему медиа обречены на кроссплатформенность
Из-за информационного шума и кроссплатформенности СМИ теряют идентичность, считает Алексей Филипповский, руководитель центра интернет-технологий МИА «Россия сегодня».
«Мы сокращаемся до логотипа, названия и tone of voice. Раньше мы были уникальными и ждали посетителей, а теперь сами ходим туда, где они сидят», — говорит Филипповский.
Новые платформы развиваются не для медиа — голос СМИ слышен, но это не главный интерес дистрибьюторов. С другой стороны, за счет сторонних площадок в медиа приходит новая аудитория. Так, например, было с «РИА Новостями», которые получили людей, раньше не заходивших на сайт.
Новые площадки также помогают быстро создавать новые медиа. Например, благодаря Telegram можно развить СМИ всего за пару месяцев, отметил г-н Филипповский. В это же время граница между читателем и автором пропадает — любой издатель может достучаться до своей аудитории, если обладает деньгами или участвует в спецпрограммах. Однако контент сам по себе перестал быть королем, уступив место технологиям. «То, что мы пишем, не менее важно, чем то, как мы это обертываем и распространяем», — считает Алексей Филипповский.
Развитие сторонних площадок дистрибуции привело к тому, что автор стал только производителем контента, а всю упаковку делают за него. «Мы все идем к тому, что выбираем посредника, с которым придется работать. Контроль уже не у нас», — отметил спикер. К тому же, скоро до новой аудитории будет сложнее достучаться: вокруг читателя выстраивают замкнутое информационное пространство, в основе которого лежат его уже устоявшиеся предпочтения.
Рынок развивается стремительно, и при такой скорости даже у крупных игроков нет долгосрочной стратегии. «Никому не понятно, что будет дальше, поэтому мы должны быть гибкими, как стартапы. У каждого медиа должны появляться продуктовые команды, которые будут его развивать», — подытожил Алексей Филипповский.
Медиа и эффективность — способы тактического управления редакцией в современных условиях
Работа в редакции РБК тесно связана с аналитикой, рассказал Иван Макаров, заместитель генерального продюсера по digital-продуктам РБК. У каждого журналиста есть личный кабинет, где он видит свои результаты — цитируемость и статистику по заметкам. Это помогает понять, какие материалы идут лучше и определить сильные и слабые стороны автора. Используя геймификацию, журналистов стимулируют вникать в аналитические инструменты.
Различные аналитические системы помогают собрать максимум информации о читателе и его реакции на сообщения СМИ, однако пока нет решения, которое автоматически бы объединяло разрозненные данные аналитических систем. Сегодня на сбор всей информации уходит в среднем месяц, поэтому медиа не могут быстро меняться под потребности аудитории. И в этой ситуации СМИ должны уметь действовать на опережение — вычислять подходящее время для выхода материалов, следить за тенденциями. «Предикативность — будущее журналистики», — заявил г-н Макаров.
На стыке диджитала и эфира: есть ли будущее у радио в век интернета
Радио входит в ТОП5 медиа по уровню доверия, согласно данным Mediascope. 71% опрошенных людей ответили, что радио — это часть их жизни, 72% считают, что это медиа более человечное, чем интернет.
Таким образом, у радио есть большая база лояльной аудитории. Однако часть этих людей сегодня перешла в цифру: более 20% слушают радиостанции в цифровой среде. И там их ловят стриминги и соцсети. «Социальные сети — большая угроза. Мы развиваемся в соцсетях, запуская свои приложения, и стараемся поднять вовлечение аудитории. Поэтому человек, который смотрит прямую трансляцию нашего вещания во «ВКонтакте», узнает больше, чем радиослушатели. Например, когда в эфире идет музыка или реклама, диджеи в студии задают гостю вопросы из «Вконтакте», и это видно пользователям соцсети», — рассказал Рамис Япаров.
И все же при цифровой угрозе радио сохраняет за собой преимущество — это медиа выполняет роль сита, которое пропускает через себя всю музыку и передает аудитории лучшее. Сегодня 50% новой музыки люди узнают через радио. И все же медиа старается следовать тенденциям.
«Поколения Y и Z хотят удобства — понятного потребления и быстрого доступа. Мы стараемся делать это для них, не забывая про взрослую аудиторию», — говорит Рамис Япаров.
Все проекты «ГПМ Радио» можно прослушать в сети, у каждого есть свое мобильное приложение. Также компания создала станцию Like FM, где пользователи сами выбирают, что выйдет в эфир.
Новые медиа: Никаких больше игр. Никаких бомб
Одна из главных проблем взаимодействия СМИ с социальными сетями — непонимание их интерактивности. Журналисты выкладывают новости в расчете на то, что контент сам по себе расшевелит аудиторию, но в соцсетях люди не хотят слушать других — они хотят говорить сами. Пользователей нужно приглашать к диалогу и развлекать. «Людям в соцсетях не нужна политика, они хотят общения и веселья», — говорит Егор Васильков.
Производители контента сталкиваются в соцсетях и с другими трудностями. Социальные сети неконтролируемы для издателя — автор не может до конца прогнозировать, кто увидит контент. К тому же производитель контента всегда получает меньше, чем дистрибьютор. Возможно, ситуация улучшится, когда потребители начнут платить за контент, как это происходит с музыкой.
«Мы постоянно экспериментируем с упаковкой и переупаковкой контента. Провели трансляцию гандбольного матча, никто не ожидал, что ее посмотрят 10 тыс. человек. Дальше этот же материал мы можем выкладывать на YouTube, но уже в новой форме. Во “ВКонтакте” неплохо заходят довольно объемные текстовые форматы с интересными фактами, аля BuzzFeed. Потом их также можно переупаковать в видео», — рассказал г-н Васильков.
Мультиканальные медиа – медиа без сайтов
«Мультиканальность позволяет достраивать охват от ТВ. Это для тех, кто не смотрит телевизор, игнорирует рекламу из-за баннерной слепоты или ставит эдблоки», — отметила Ольга Цыганкова.
Мультиканальный контент находит пользователя в сети, даже если на страницу подписан не он, а кто-то из его друзей. «Все те темы, которые мы читали в журналах, теперь сами приходят к нам в ленту, — добавила г-жа Цыганкова.
— Сейчас нужно быть мультиканальными, чтобы находиться там, где аудитории удобно потреблять контент». Чтобы такие публикации заинтересовали аудиторию, их нужно создавать с учетом особенностей каждой площадки: подгонять размеры картинок, длительность видео, выверять объем и тон публикации. К тому же, контент должен быть полноценным, чтобы его можно было полностью посмотреть в сети без дополнительных переходов. Флагманский формат, традиционно, видео.
Блогеры под микроскопом
YouTube и Instagram — самые быстроразвивающиеся платформы с блогами, где каждый из авторов является микромедиа, потому что у него есть своя аудитория. Основной потребитель блогового контента — поколение Z: люди, «чьи роды транслировались в Periscope и которые выросли с кнопкой в руках», говорит Кирилл Борисов, CEO Influence marketing-платформы Labelup.ru
У каждого блогера есть своя статистика, которая скрыта от посторонних глаз. Поэтому при выборе селебрити нужно внимательно изучить его аудиторию. «Рекламодатели часто смотрят только на внешнюю оболочку канала. Тогда как нужно копать глубже, поскольку множество каналов создаются для зарабатывания денег: блогеров производят пачками и закупают для них фолловеров», — предупредил Кирилл Борисов. В результате, не проверив подписчиков, бренды дают рекламу в «раздутых» каналах и не получают конверсий.
Помимо проверки подписчиков, рекламодатели должны попасть креативом в целевую аудиторию. «Все наивно думают, что вот есть Дудь, я принесу ему идею, и продажи взорвутся. Это так не работает», — считает эксперт.
Кроме того, нужно выбирать релевантный канал. К представителям элиты выстраивается очередь из рекламодателей, в том время как пользователю ближе мидсайз-блогеры (со среднем объемом аудитории — прим. ред.). Селебрити нужны далеко не всем, однако «совсем мельчить» тоже не стоит. Как показала практика, блогеры с подписчиками менее 5 тыс. не умеют работать с брендами и только учатся создавать контент.
Кроссмедийные спецпроекты
Спецпроект — трендсеттер, на котором медиа используют новые форматы и возможность достучаться до аудитории. Сегодня пользователя уже не удивить красивым дизайном и удобной навигацией — нужно искать необычные решения.
«Мы вывели для себя формулу: выйти за пределы безучастного восприятия. Задумывая спецпроект, важно понять, какую эмоцию он вызовет у аудитории. Ее нужно пронести через все форматы. Второе — стирание границ между контентом и пользователем. В том числе, выход за пределы медийного пространства. Мы часто забываем, что одна из платформ общения с аудиторией — это реальность. Вовлечение пользователя из реальности в проект или выход пользователя в реальность с подачи спецпроекта — важная часть коммуникации», — рассказала Екатерина Коренкова.
К масштабному спецпроекту аудиторию нужно подготавливать заранее — подогоревать интерес, запускать обратный отсчет. В целом, с аудиторией нужно работать на всех этапах создания проекта, считает Екатерина Коренкова.
Новые форматы: четыре правила инфографики
Алексей Новичков, руководитель студии инфографики ТАСС, поделился опытом создания инфографики
1. Создавая спецпроект, сразу представлять, как он будет выглядеть на мобильном.
2. Расставлять смысловые акценты и выделять главную мысль, которая
красной нитью протянется через материал.
3. Соблюдать драматургию. В проекте должны быть герой, конфликт, интрига.
«В проекте “Спутник один” мы рассказали
историю от имени объекта. В итоге эту инфографику читали даже дети».
4. Обеспечить вовлеченность. Инфографика — это не только просмотры,
должна быть какая-то реакция: длительное чтение, комментарии, репосты.
Чтобы протестировать проект и на старте выявить в нем возможные ошибки, достаточно показать его как можно большему количеству людей. «Если третий человек тыкает не туда, куда надо, проект надо дорабатывать», — заключил спикер.
Мультиканальность: как медиа использовать сторонние платформы
«Мы используем максимальное количество внешних источников, чтобы вести
трафик на страницу издания. При этом есть платформы, с которых людей привести
нельзя. Но это не повод их не использовать», — заявил Родион Скрябин, директор
по развитию «Лайфхакера».
Он рассказал про платформы, с которыми работает «Лайфхакер». Одна из таких —
«Яндекс.Дзен». В команде издания есть отдельный контент-менеджер, который
переупаковывает контент и публикует его в блогах.
Также редакторы делают по несколько материалов в месяц для отдельной функции в «Яндекс.Дзене» — нарративы (серия экранов с текстом, видео и фото, которые пролистываются друг за другом — прим.ред.). По итогам месяца «Лайфхакер» получил 11,5 млн показов в пользовательских лентах, 788 тыс. просмотров статей, 354 лайка и 2000 подписчиков. «Сам “Яндекс” размещает рекламу в наших материалах и платит нам за нее. Это взаимовыгодная сделка», — добавил Родион Скрябин.
Инстант-форматы также актуальны для «Лайфхакера», поскольку 56% трафика приходится на мобильные устройства. Для этой категории пользователей издание выпустило собственные приложения и запускает материалы в AMP Google, Instant Articles от Facebook и Instant View в Telegram. Издание получает статистику и трафик с первых двух площадок и ничего от Telegram. «Это авторитарная среда, которая ничего не показывает и не возвращает. Мы отдаем все материалы в Instant View из уважения к читателям и не получаем с этого ни денег, ни трафика. Но растим аудиторию и надеемся, что начнем получать цифры, когда читателей станет еще больше», — поделился Родион Скрябин.
Еще один тренд этого года — подкасты. Несколько лет назад «Лайфхакер» уже пытался экспериментировать с этим форматом и запустил проект «42». Но в 2013 году он был закрыт, так не был достаточно востребован у аудитории. При этом контент остался в общем доступе, а в этом году команда увидела, что подкасты снова начали расти.
«Месяц назад мы запустили новый подкаст на платформе Podster. Пока это десятки тысяч просмотров, и мы не знаем, к чему это приведет, но следим за развитием проекта», — отметил спикер.
В этом году «Лайфхакер» также перезапустил видеоканал. «Самой большой удачей было то, что мы нашли одного ведущего для всех видеороликов», — считает Родион Скрябин. Видеоконтент издание распространяет во всех социальных сетях, при этом наибольшую роль он играет в Facebook, где видео является приоритетным форматом.
Для повышения охвата в FB «Лайфхакер» также создает отдельные короткие ролики длинной 30-50 секунд. Это помогает команде увеличить общий охват публикаций в среднем на 40%. Поскольку часть этого контента — видео с переводом, в издании есть отдельный менеджер, который запрашивает у правообладателей разрешение на использование контента. «Мы наняли этого менеджера, потому что однажды опубликовали ролик и остались без Facebook на месяц за нарушение авторских прав. Раньше было правило “отправь письмо — публикуй”, теперь “отправь письмо — получи ответ — публикуй”» — рассказал спикер.
Недостатком мультиканальной системы г-н Скрябин назвал разрозненность статистики. «Мы получаем не статистику в одно окно, а аналитика, который надевает обувь поудобнее и бегает по всем этим платформам. И пока ты собрал аналитику со всех площадок, появилось что-то новое на первой и надо бежать опять. До сих пор нет решения, которое объединит все социальные платформы и выдаст статистику в одно окно», — отметил Родион Скрябин.
Дискуссия: «Медиа как поле для инноваций и новых технологий»
Участники круглого стола: Андрей Чамов, проект-менеджер Business FM, Алексей Гапеев, главный редактор службы интернет-проектов «Интерфакс», Луиза Изнаурова, new media development director CondeNast, генеральный директор Videonow Сергей Соловьев, Роман Худоногов, директор по продукту Setka, Анастасия Лобада, заместитель директора по цифровой стратегии ИД «Коммерсантъ». Модератор: Евгений Вольнов, Sports.ru.
Современные медиа действуют в условиях жесткой конкуренции, соревнуясь друг с другом, с брендами и с непрофессиональными производителями контента. Эту конкуренцию подогревают поисковики и социальные сети.
«Все начинают одинаково: “Приходите к нам, давайте свой уникальный контент, мы увеличим вашу аудиторию”. Только надо понимать, что вы будете размещены наравне с мальчиком или девочкой, которые что-то там сняли. Плюс к этому люди потребляют новости через поиск, и там мы начинаем конкурировать уже с e-commerce, — заметила Анастасия Лобада. — С “Яндексом” и “ВКонтакте” можно договориться, но правила игры не прописаны, и они могут поменяться в любой момент».
«Вопрос доставки сообщения не менее важен, чем само сообщение, поэтому площадки имеющие доступ к аудитории (Facebook с их Instant Articles, Яндекс и Zen) стараются диктовать производителям контента свои условия. В конечном счете, видимо, побеждает "труба" — структура которая доставляет контент, по аналогии с добычей и транспортировкой природного газа, где газ — это контент, а труба — каналы дистрибуции. Однако важен баланс между производителем и дистрибьютором, так как если сильно нажать на производителя то дистрибьютору просто нечего будет доставлять, поскольку производить это что-то станет просто не выгодным», — подчеркнул Роман Худоногов. При этом он отметил, что любой бизнес должен развиваться вместе с технологиями.
Спикеры согласились с тем, что издатели должны использовать в своей работе технологии и опираться на аналитику. Алексей Гапеев заметил, что при этом нельзя слепо следовать за статистикой: «Цифры важны, но это не то, к чему надо стремиться. Если показывать читателям только эффективные материалы, мы останемся без образовательных проектов и текстов, которые прочитают сто из пяти тысяч человек, но они ценны сами по себе».
Содержание все еще имеет большую роль, отметил Андрей Чамов: «В медиа сейчас догоняющее развитие — форма убежала вперед, а содержание бежит за ней. Нужно адаптироваться и делать это как можно быстрее». Спикеры признали, что издателям действительно непросто успевать за технологическим развитием. Луиза Изнаурова рассказала, что каждую неделю получает по несколько предложений протестировать новые решения: «Мы пробуем, но это требует много времени и увеличения штата разработчиков. Однако медиа готовы экспериментировать».
Сергей Соловьев отметил, что многие технологии сегодня строятся вокруг донесения рекламы до потребителя. Это неправильно, как считает эксперт. Важно делать упор на контент, именно эта стратегия и помогла вырваться вперед таким игрокам, как Facebook и Snapchat.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что СМИ все еще выполняют роль производителя качественного контента, поскольку вместе с конкуренцией усилился и информационный шум. Люди устают от фейковых новостей и посредственного контента, считает Сергей Соловьев. Это иллюстрирует рост платных подписок в зарубежных СМИ. Эту мысль поддержал Евгений Вольнов: «При наличии таланта в медиа можно делать множество крутых вещей, от которых нельзя оторваться и которые непросто забрать “Яндексу” и Google. Наличие в доме сковородки и плиты дает вам возможность приготовить бургер, но это не значит, что вы сделаете “Макдональдс”. Медиа — это еще и бизнес».