Космогония рекламы


Креатив | 16 Октября 2009 | 4

Космогония рекламы
Когда-то наша реальность была совсем другой.

В то время, как окружающий нас мир в большинстве своем уже ступил на лестницу порядка, и теперь наслаждался возможностью качать права, пить кока колу прямо на улице и опаздывать на работу, не опасаясь расстрела, наша страна оставалась на первой ступени космогонии - стадии хаоса. Почти столетие олигофрены отнимали власть у даунов, потом наоборот, потом казнили всех виноватых, потом разводили руками, и утверждали, что хотели как лучше. Но вдруг, что-то пошло не так и цепь была прервана. Несколько дней тотальной неразберихи: никто не знает, как называется государство, в котором он живет и чем расплачиваться в гастрономе. Утром выясняется, что мы- теперь Европа, и при этом  ничуть ни хуже остальных. А значит нужно скоренько сделать все как там, что бы уже к обеду никто не заметил разницы. Так мы стали строить себе новую страну.

Итак,  первый шаг по постройке светлого будущего был очевиден, Pizza Hut появился у нас почти сразу, вызвав тем самым волну припадков, названных в последствии "Коллапс Выбора". Поскольку проницательностью мы не отличались, мы вплотную занялись оберткой, отложив все не очевидное "на потом".  Так, вслед за Bombimbom и Hubba Bubba в наше окно влетел дух конкуренции. Итогда мы снова сделали, как умели:  разогнали бомжей с заброшенных заводов, назвали их офисами, посадили туда людей, рандомом дали им должности, подсмотренные все там же, и начали делать рекламу.

И надо сказать, что у нас получалось. Грубо, не причесано, зато по-своему.

Спросите любого ветерана и вы увидите  в его глазах - он скучает по времени, когда абсолютной истины не было. Очевидно, что лавры "Великого и Непонятого" нас не интересовали.  Как и во всем, нам хотелось "все как там". Так у нас появились премии, разделение TL и сетевые агентства, основанные, на манер джазовых оркестров, на принципе преемственности.

Не успели мы отдышаться, как реклама стала символом того самого сытого мира, который мы так хотели построить. Слова бренд, бриф, груп хэд, креатив, продюсер.... мы не умели их писать, но ощущали их силу. Для нового поколения рынок был покрыт дымкой роскоши - там, за дверями агентств случаются превращения утят в лебедей.  И естественно, на карте российских вузов тут же повскакивали фурункулы высших рекламных учебных заведений. Кто, зачем и чему мог  тогда учить остается большой загадкой. Первое поколение еще во всю сражалось с клиентами и было совсем не готово уйти в преподавательскую деятельность. Да и о чем, вообще,  можно было говорить,  если вся индустрия состояла из Рембо, научившихся ремеслу в схватках, а не за  школьной скамьей.

Дипломы, один круче другого, не подразумевали под собой ничего – по-прежнему новоиспеченного креатора  в клочья рвал неуч, ушедший после школы в поля, и научившийся там выживать без всякой теории. Большие боссы ничего не предпринимали - они знали, что еще не время.

Но время пришло. По следам "Британки"  BBDO Moscow вдруг  разродилось целой академией. Пусть корочка не государственная, пусть обучение всего год и в здании нет кулеров с водой - факт остается фактом. О Wordshop спорят, им восхищаются и над ним смеются, называя "тусовкой для своих".  А что вы ждали? Первым быть всегда тяжело - представляете, как ржали доисторические рыбы, над дурой, рванувшей на сушу? Конечно же ей было нелегко, зато теперь она познала радость ходьбы, пончиков и удовольствия от размножения, а ее насмешливые подруги до сих пор вынуждены метать икру в темную, холодную бездну.

Однако, вернемся к Wordshop. Выгодное отличие его от многих других в том, что у организаторов действительно есть мотивация, кроме как срубить бабла. Методом проб и ошибок, запинаясь на каждом шагу мы поставили шатры рынка над нашей страной. Ок. Теперь нужно что-то делать. Можно, конечно продолжать бросать новичков на медведей и вылавливать тех, кто выживет, но тогда, извините, никакого вам запада, признания от кого-то кроме Бегбедера, железных левиков, и приглашений "All Inclusive". Потому, как там рекрутов натаскивают по полной, и конкурировать с ними можно лишь обладая подобной базой.

Еще один важный момент - это ориентиры. Отцы Wordshop не делают вид, что кроме них обучать людей рекламе  никто не додумался. Они знают, что такое Miami Ad School, и во многом берут с нее пример. Так уже несколько выпускников Wordshop были приглашены обучаться за бугор - что само по себе не маловажный фактор.

Но главный плюс такого подхода -  у Wordshop есть система, понимание того, что научив студента быстро придумывать слоганы, ты не сделаешь его копирайтером. Так копирайтеров учат рисовать, арт-директоров - искусству шрифтов и фотографии, не говоря уже о том, что курс философии - обязателен для всех факультетов. Нельзя забывать о том, что большая часть преподавателей - настоящие акулы индустрии. И они знают, чего не хватало им, для того, что бы ваять нетленку.Кстати, качество абитуры еще никто не отменял - с нуля здесь никого не учат. Студент должен обладать кучей качеств, как наработанных, так и впитанных с молоком матери.  При этом у каждого декана эти требования свои. "Главное качество для моего будущего студента - хороший вкус. Вкус нельзя привить в рамках Wordshop - это чувство воспитывается годами"(Л. Фейгин). 

О чем все это говорит? О том, что пройдя весь этот невероятный путь, от хаоса и идиотизма до порядка и работающей индустрии, мы близимся к завершению нашей рекламной космогонии. Как все  это сработает - неизвестно, но шаг сделан, и то, что когда-нибудь мы получим новую породу рекламистов, становится все более вероятным. Однажды они появятся на горизонте и укажут нам дорогу. Дорогу к признанию, статуэткам и приглашениям "All Inclusive".

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

КРЕАТИN | 28.10.2009, 18:59
"- О чем этот фильм? - Да ни о чем!" (с) Филипп, а для чего Вы все это написали? (Ну я там, конечно, понимаю - задание редактора, штатные обязанности, то да се... Но все-таки - ЗАЧЕМ? Что в итоге Вы сказали? Ну или хотя бы пытались сказать? :-). Мне кажется, что данную статью, тем не менее - следует сохранить. И даже, взяв в рамочку, повесить на стену в вашей редакции. Чтобы эта конструкция постоянно напоминала - что подобные легковесно-бессмысленные тексты "ни о чем" - удел, в лучшем случае, таблоидов из различных участков желтой части спектра. Материалы ПРОФИЛЬНЫХ изданий (если они хотят считаться таковыми), все-таки, должны иметь гораздо более серьезную смысловую нагрузку.
Оратор | 29.10.2009, 10:35
КРЕАТИN +1
Наша Раша | 01.11.2009, 14:10
Как мы видим, автор ничего не написал в ответ, значит ему не интересно мнение публики..
Anonymous | 07.11.2009, 20:34
Когда-то наша реальность была совсем другой -- а что реальность всегда должна быть одинакова??

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама