06 Августа 2024 | 11:37

Олимпиада под микроскопом: почему пиктограммы Игр-2024 не работают

Почему полезно смотреть на дизайн глазами жителя Камбоджи и как этот взгляд меняет восприятие пиктограмм Олимпийских игр, рассказал Михаил Губергриц, глава Linii

image

Михаил Губергриц, генеральный директор брендингового агентства Linii


Ну что, раз уж я начал разговор про Олимпийский дизайн, давайте его продолжим. И теперь поговорим про пиктограммы. Еще с институтских времен я помню, что пиктограммы должны быть:

1) единообразными,
2) лаконичными,
3) интуитивно понятными,
4) хорошо читаться с большого расстояния,
5) хорошо масштабироваться.

Парижские пиктограммы мне кажутся необычными, стильными, поддерживающими общую идею некоего французского эстетизма, легкости, модерна. Но, к сожалению, они получились совсем уж нефункциональными.


Разделение каждого знака на четыре части и использование активных диагоналей действительно необычно смотрится. Есть и явные удачи, когда этот ход оправдан и приводит к интересной графике. Та же тяжелая атлетика, художественная гимнастика, теннис. Но при этом большая часть пиктограмм попросту натянута и непонятна без подписи.


Про масштабирование и читаемость с большого расстояния я молчу. В свое время на работе мы тестировали пиктограммы, просто разблюривая их в фотошопе, — если вы после этого упражнения все еще понимаете, что нарисовано, значит, уже неплохо. Здесь я даже не буду проделывать это упражнение: понятно, что все тонкие линии уже с небольшого расстояния превратятся в отсутствие информации.   

Если посмотреть на большинство знаков, то без подписи вы просто не поймете, что за вид спорта изображен, что уже как минимум противоречит сути пиктограмм. Прежде всего это предельно лаконичный и информативный жанр, который должен считываться человеком с большого расстояния быстрее, чем слова (вспомните себя в аэропорту), и быть понятным людям, письменность которых вообще не обязана быть построенной на латинице.


Ну в самом деле, что делать жителю условной Камбоджи, если он не способен распознать в пиктограмме, допустим, прыжков с трамплина (и я его могу понять), а английский язык он не знает?  


Да, пиктограмм (вернее, видов спорта в Олимпийской программе) с каждым разом прибавляется. Но не так уж драматично много. В Мюнхене в 1968-м было 23 вида спорта, в Лондоне-2012 — 26, в Париже-2024 — 32 вида спорта. Сложности сейчас придает то, что появились похожие дисциплины, которые нужно различать: баскетбол обычный и 3х3, волейбол классический и пляжный, множество видов велоспорта, новые виды спорта (брейк-данс и скалолазание), а кроме этого есть несколько видов борьбы (классическая и вольная, попробуйте различить!), гребли, фехтования.

Но все это как раз отличный вызов для дизайнера, проверка сил и проявление мастерства высочайшего уровня. Все основные дизайн-элементы, разработанные для Игр (прежде всего — официальные эмблема, маскот, комплект пиктограмм, комплект медалей и фирменная графика — паттерн, который мы видим на экранах, перебивках, в оформлении больших пространств стадионов и тому подобное), — все это должно пройти проверку по сотням факторов. И здесь, мне кажется, произошла тотальная недоработка. Все-таки не зря говорят, что дьявол кроется в деталях.

Пиктограммы Paris-2024

Насколько же по-разному можно изобразить футбол!

Munich 1972, Graphic Designers: Otl Aicher

Sydney 2000, Graphic Designers: Saunders Design

Athens 2004, Graphic Designers: ATHOC 2004 Image & Identity Department

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.