Казимир Малевич. Человек, поставивший точку


Галерея | 24 Марта 2014 | 4

«Беспредметность - единственная человеческая сущность действия, освобождающая от смысла практичности предмета как ложной подлинности». Казимир Малевич, патриарх, пророк, предтеча и мессия

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку

Нет, что там говорить, Малевич (1878/9-1935), конечно, гений и титан, но довольно бессовестный. Вот зачем он убил живопись*?

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку

Черный квадрат

Чем ему все эти домики, березки, рассветы/закаты, женщины голые мешали? Хотя, чего там – Ницше вон Бога нашего убил**, и ничего. Наш-то, Малевич, подобрее был – Бога реанимировал***. Наверное, Бог это учел, и Малевич теперь в раю ночует. А Ницше – в аду.

Рай этот, естественно, супрематический. Это такое трудно умопостигаемое пространство, которое Малевич придумал в утешение всем жителям Земли – что придумал, то и получи. Вот там душа Малевича, освобожденная от всего материального, и болтается сейчас в виде черного квадрата.

Поляк он был, Малевич-то. Киевский. А то некоторые думают, что еврей. Что весь вредный для ума и здоровья авангардизм евреи придумали. А вот он был поляк – поляки тоже немного в авангардизме виноваты – и папа его даже был шляхтич.

В Киеве Малевич немного поучился живописи у Николая Мурашко, такого украинского передвижника. Видимо, от него он понабрался идей о социальной роли искусства. А потом все Малевичи – их много было, одних детей целое пехотное отделение - переехали в Курск, и там тот Малевич, о котором я пишу, стал работать чертежником. Это ему потом тоже пригодилось.

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку

Супрематизм

Параллельно Малевич продолжал усердно заниматься живописью. А в 1904 году уехал в Москву и стал регулярно, два раза, поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда его ни разу не приняли. Поэтому он ходил учиться прекрасному в студию Федора Рерберга, несколько академизирующего реалиста и брата того самого Рерберга, который построил в Москве Киевский вокзал и Центральный телеграф. К нему Малевич ходил несколько лет. В общем, рисовать Малевич умел – это я вдребезги разбиваю аргумент тех, кто говорит, что он написал «Черный квадрат», потому что у него ничего больше не получалось.

Картинки в это время у Малевича были самые разнообразные. Немного импрессионизма,

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку

Весенний сад в цвету

нетипичный пуантилизм,

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку

Пейзаж

несколько Сезанна,

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку

Сестры

символизм.

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку
Городок

Последняя работа написана в 1910 году. Тогда же он познакомился с молодой шпаной из «Бубнового валета» и принял участие в его первой выставке. Работы его резко поменялись.

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку
Аргентинская полька

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку
Купальщик

Примитивизм, конечно. Существует в рамках установленного Ларионовым формата с упором на национальные традиции, но совершенно самостоятелен при этом. «Изображенные в картинах уродства человеческого тела и других форм происходят оттого, что творческая воля не согласна с этими формами и ведет борьбу с художником за свой выход из вещи», - говорил он про эти работы. Достаточно радикально для России того времени. Самое же главное то, что тут появляется мотив «выхода из вещи». Что-то будет потом…

Чуть позже он пишет такие вот кубофутуристические вещи.

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку
Точильщик

Как порядочный аналитический кубист Малевич дробит на составляющие элементы все, что попадает под руку, а как порядочный футурист он передает фазы движения. Повышенная яркость – это уже наше, отечественное.

Перед войной Малевич докатывается до прямо-таки протодадаистических практик.

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку

Англичанин в Москве

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку
Авиатор

Сам-то он называл это заумным реализмом и оправдывал это дело так: «Если рассмотреть строку, то она нафарширована, как колбаса, всевозможными формами, чуждыми друг другу и не знающими своего соседа. Может быть, в строке: лошадь, ящик, луна, буфет, табурет, мороз, церковь, окорок, звон, проститутка, цветок, хризантема. Если иллюстрировать одну строку наглядно, получим самый нелепый ряд форм». Т.е. Малевич тут уже относится к картине как к тексту и, как его коллеги по авангардизму из сопредельной поэтической банды типа Алексея Крученых и братьев Бурлюков, которые по-всякому измывались над родным языком, расчленяя слова на куски и соединяя их по-новому****, тоже все делит и потом собирает в новом порядке. Очень абсурдном. Ну, утверждает человек, что все связи в нашем мире неправильные, и предлагает свой вариант – так это можно трактовать. Но необязательно.

Незаметно наступил декабрь 1915 года… В Петроград пришла зима… Завьюжила метель, зазвенели извозчичьи бубенчики на головах у седоков… 19 декабря (по ст. стилю) в Художественном бюро Н. Е. Добычиной открылась «Последняя выставка футуристов 0,10». Пришли туда любители прекрасного – и офонарели. В красном углу, там, где у всех добрых христиан висят иконы, висел страшный, сатанинский черный-«Черный квадрат». Тьфу-тьфу-тьфу, тьфу-тьфу-тьфу… Чисто чернуха. Так состоялось одно из главных событий русского авангарда.

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку
«Последняя выставка футуристов 0,10»

Поскольку об этой адской картине с нейтральным геометрическим названием я уже писал, то добавлю здесь только то, чего там нет или что свежего я о нем узнал. Я же все время познаю новое и духовно расту, а как же.

Придумал его Малевич еще в 1913 году, когда делал декорации к опере «Победа над Солнцем» (музыка Михаила Матюшина, текст Алексея Крученых, пролог Велимира Хлебникова). Там черный квадрат был изображен на занавесе, который в нужный момент не разъезжался, а разрывался. Написал же "Квадрат" Малевич уже в 1915 году, но дату поставил – 1913. И это правильно, по-нашему, по-авангардистски – самое главное, когда придумал, а не когда сделал.

В первом приближении, когда «Черный квадрат» - орудие убийства живописи и монументальная констатация этого гуманного акта – ну, чтоб не мучилось - все более или менее понятно. Стремительная история русского искусства и личная эволюция Малевича, сопровождаемые радикальнейшим редукционизмом – напомню, что всего за три года до изобретения этого самого «Квадрата» он делал вполне невинные картинки, на которых все было понятно -

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку
Автопортрет

совершенно закономерно породили у него несколько апокалиптическое ощущение конца всякого традиционно понимаемого искусства, у которого отняли все, как тогда казалось, привычные средства изображения*****. В общем, самое радикальное в то время высказывание на вечную и популярную в ХХ веке тему «Смерть искусства».

Во втором приближении «Квадрат» - это приговор всей человеческой цивилизации с ее пафосом познания мира и прогрессизмом. Несмотря на все надежды и усилия коперников и галилеев с беспокойным сердцем и ищущим умом, мир остался таким же непознанным и непознаваемым, как и был. Мир и человек смотрят в «Квадрат» как в зеркало, но видят лишь черную онтологическую пустоту, ибо вещная, материальная их оболочка, составляющая основу нашей тутошней жизни – это тлен, обман, суета сует и бред сивой кобылы. Нет этого ничего и вообще ничего нет. Есть только великое Ничто. В сущности, «Черный квадрат» - это еще и объект, перед которым нужно медитировать с целью принять в организм эту идею «пустыни небытия» на уровне ощущений и набраться мужества перед вдруг открывшейся бездной. Все это сурово называлось черным супрематизмом.

Потом-то, в период цветного супрематизма, Малевич дал лишенному всяких надежд человечеству немного вздохнуть – говорю же, добрый он был. Теперь «Квадрат» стал чем-то вроде экрана, занавеса, которым он был изначально, за которым развертывалось грандиозное супрематическое пространство, некий космос, одновременно и воображаемый, и объективный, и мыслимый с большим натягом – плохо он укладывается в голове. Этот трансцендентный космос плохо описывается, плохо осознается, он должен постигаться ощущением, а что это за ощущение, Малевич четко не рассказал. Населен же он чистыми, самодостаточными сущностями, эйдосами, идеями, имеющими строгую геометрическую форму. И ничего телесно-материального, конечно. Это уж как положено.

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку
Супрематизм


Этот супрематический мир столь же сложен и разнообразен, как и тот, который нам известен. И, как в нормальном, обычном космосе, там нет верха, низа, права, лева, силы тяжести и других структурных признаков пространства. Вакуум, практически – эйдосы-то нематериальны.

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку
Супрематизм. Живописные объемы в движении

Можно всю эту историю представить и по-другому – типа, это не построение параллельного мира, а колоссальная попытка освободить этот мир от груза материальности с целью его окончательного и правильного понимания. Но легче нам, любителям прекрасного, от этого не делается. Очень большую работу надо провести над собой, чтобы весь этот конструкт Малевича в себя впитать. Но мы, по крайней мере, можем так, со стороны, оценить сложность, красоту и героическое напряжение его проекта. Прямо-таки экзистенциально-атеистическая сила. И при этом – явно религиозная по своему пафосу. Ну, или квазирелигиозная.

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку

Супрематизм

Потом Малевич опять посуровел, и завел для людей белый супрематизм.

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку
Белый квадрат на белом фоне

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку
Супрематизм

Это уже какой-то абсолют, в котором исчезают все сущности, пространство беспредельного чистого света.

Параллельно со всеми этими супрематизмами шла война, потом – революции, т.е. мир упорно настаивал на своей материальности и даже брутальности. Ладно бы Малевич сочинял свои концепции в какой-нибудь маленькой тихой стране. Это, безусловно, повышает уровень его интеллектуального героизма.

После революции и в 20-е гг. Малевич занимал разные бюрократические посты по части управления искусством, преподавал, воевал с Шагалом в Витебске******, писал теоретические работы, создал группу последователей УНОВИС – «Утвердителей нового искусства» - практически секту. Стал, короче, классиком. Но авангард не стоял на месте. Он все время подбрасывал тут нам. Новые радикалы считали совершенно необходимым что-то сделать с супрематизмом или с самим Малевичем – а с кем же еще воевать, все остальное-то значительно мельче. Конструктивист Татлин во время дискуссии вышибал из-под патриарха авангарда стул – ты говоришь о форме и цвете, а я – о конструкции и предмете, вот и сиди на своем. Другой нахал, Родченко, покушался на святое, на сам «Черный квадрат», обвинив его в безнадежном символизме, многословии и литературщине. И сделал, возможно, самый ранний образец минимализма, лишенный этих удручающих разум и душу недостатков.

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку

Александр Родченко. Три цвета. Желтый. Красный. Синий

В 1927 году Малевич впервые выехал за рубеж в Польшу и Германию, куда привез выставку, не вернувшуюся на родину и попавшую впоследствии в голландский музей Стеделийк, и все для того, чтобы через несколько десятилетий туда пробрался хулиган Александр Бренер и вступил с Малевичем в жесткое соавторство.

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку

Бренер/Малевич. Белый крест на белом фоне/Знак доллара

В общем, материально существующая действительность поджимала со всех сторон. Стареющий мастер вынужден был снова взяться за кисть – со времен белого супрематизма он аскетично молчал.

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку

Плотник

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку

Два крестьянина на фоне полей

Многие обвиняли Малевича в том, что он предал светлые, черные и цветные идеалы супрематизма и вернулся к фигуративной живописи. Некоторые даже говорили, что он сдался под давлением коммунистов – авангардизм к тому времени, к концу 20-х-началу 30-х гг., выходит из числа фаворитов. К соцреализму дело идет. Зря они так.

Эти крестьяне – никакая не фигуративная живопись, это тот же супрематизм, только с человеческой фигурой. Это супрематические квадратики и прямоугольнички, ставшие чем-то, напоминающим крестьян. Именно поэтому в них нет ничего индивидуального, они безлики, архетипичны и геометризированы.

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку

Девушки в поле

И даже эта картинка -

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку

Работница

никакой не компромисс. Это ж не баба, это ж робот, гомункулус, продукт социальной инженерии, идеологическая абстракция, коммуняцкий эйдос, обретающий плоть. Жуть.

В конце концов, супрематизм, по мысли Малевича, не еще один «изм». Это последнее, высшее искусство, supremus, и ему все равно, на каком языке говорить. Малевич ведь и первобытный орнамент считал супрематическим.

А тем временем у нас наступил тот самый соцреализм. Малевич практически перестал участвовать в художественных мероприятиях, отошел от дел – отвели, точнее. Впрочем, в 1935 году его поздние, типа реалистические портреты выставили. Последний раз. Следующий был только через 27 лет.

БОНУС

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку

Лицо крестьянской девушки

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку
Усовершенствованный портрет И. В. Клюна

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку
Композиция с Джокондой (Частичное затмение в Москве)

Во рту у Джоконды еще был окурок, ныне утрачен. Издевательство над шедевром мировой живописи совершено за пять лет до известной «Моны Лизы» Дюшана.

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку
Шел австриец в Радзивилы. Агитационный плакат

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку
Красный квадрат

Казимир Малевич. Человек, поставивший точку

Черный крест на красном овале

* Аллюзия на фразу Малевича, сказанную им после создания «Черного квадрата»: «Я убил живопись». Фраза известная, я решил ее не приводить.

** Аллюзия на фразу Ф. В. Ницше «Бог умер». Тоже очень известная фраза, тоже не привожу.

*** Аллюзия на название текста Малевича «Бог не скинут». Широко не известен, привожу.

**** Знаменитое «Дыр бул щыл убешщур скум дуб вы со бу мола р л эз» Крученых.

***** «Полночь искусства пробила... Супрематизм сжимает всю живопись в черный квадрат на белом холсте».

****** Это был практически рейдерский захват Народного художественного училища, созданного Шагалом. Ничего бизнесового, только искусство – учреждение было отжато в рамках борьбы двух идеологических систем в авангадизме.


 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Казимир Малевич. Человек, поставивший точку Казимир Малевич. Человек, поставивший точку Казимир Малевич. Человек, поставивший точку
ГАЛЕРЕЯ ГАЛЕРЕЯ ГАЛЕРЕЯ

Социалистический реализм. Круче всякого авангардизма

Осип Цадкин. Памятник воздвиг

Соц-арт. Ничего святого

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Но ведь это же полная хуета. (Гость) | 26.07.2014, 00:06
Сочинять бессмысленные сказочки а потом придумывать к ним бессмысленные объяснения которые не имеют никакого смысла. Рандом, как цель, в абсолюте. Художественная ценность нулевая. Философская ценность нулевая. Зато как цель этой картины можно принять, то что она наглядно показывает сколько претенциозных пиздюков которые даже не могут ответить на вопрос зачем? Всю эту хуету про сущности и формы можно приплести и к волоскам на жопе, но вопрос, зачем?
Александр (Гость) | 19.09.2014, 22:04
Слушай, ты наверное к искусству а тем более к живописи не имеешь никакого отношения, раз так рассуждаешь. Малевич был отличным художником, выше показаны картины, на которых виден его опыт и умения. Но он был не только художником, он ещё умел думать, и от своих задумок, от своего желания победить старость, от своего отвращения к застоявшемуся искусству он и отталкивался. Какое право ты имеешь осуждать его, если ты не удосужился ни внимательно посмотреть его картины, ни прочитать его манифесты и прочие труды? Какое право ты имеешь, если не можешь понять, что композиции, составленные Малевичем и другими супрематистами, при сравнении с картинами старых мастеров по композиции схожи? Малевич искал идеальную композицию, составлял их сотнями, и Черный квадрат - икона именно потому, что это та самая точка в живописи. Это идеальная композиция. Идеальное завершение одной эпохи и начало новой. Но всё что завещал Малевич испоганили и осквернили современные художники. Вместо того, чтобы двигаться вперед они решили откатиться не то, что в прошлое, а деградировать до неузнаваемости. Гиперреализм, вот что я имею ввиду. Глупые людишки ведутся на точное срисовывание с фотографий, всем очень нравятся бездумные художники без единой мысли. Баночка колы на фотке? Почему бы не срисовать её, ведь потом какое-нибудь быдло с деньгами обязательно купит. Вот это - настоящий обман и вымогательство, а то, что делали художники 20 века - было настоящее искусство.
Феликс (Гость) | 19.09.2014, 21:18
Спасибо за статью, приятно было прочесть.
Вадим Кругликов (Гость) | 06.10.2014, 13:12
Александр, вы, по-моему, путаете поп-арт с гиперреализмом. Тут есть тексты и о том, и о другом. Может быть, они смогут вас убедить в том, что это не бездумно без единой мысли.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров

Кейсы