Фриденсрайх Хундертвассер – прямая линия погубит человечество
Или зачем строить дом с разными окнами и кривыми полами
Больше всего Хундертвассер любил волнистые линии и спирали. Любовь эта была настолько серьезной, что однажды он устроил в Гамбурге художественную акцию «Бесконечная линия» — и когда публика собралась, он и два его помощника начали вести на стенах плавные линии, прямо от пола. Через несколько часов они продолжали этим заниматься, народ заскучал и стал расходиться, а администрация забеспокоилась. Но линии продолжали заполнять стены.
Работали художники несколько суток без перерыва, даже ночами, а когда им отключили свет в надежде все это прекратить, стали рисовать при свечах. Наконец терпение властей закончилось, и им запретили продолжать перформанс. Хундертвассер так рассердился, что ему не дали довести линии до центра потолка, где они должны были превратиться в его любимую спираль, что оставил должность приглашенного преподавателя в Высшей школе искусств Гамбурга и покинул город.
С учебными заведениями у Хундертвассера вообще были отношения сложные. Не уважал он их. Поступив в Венскую школу искусств в 1948 году, он проучился три месяца и ушел, посчитав, что там его ничему не научат. Отправился путешествовать, оказался в Париже, начал учебу уже в парижской Школе искусств — но бросил и ее, выдержав там всего один день. Когда же, став признанным мастером, начал преподавать сам в той самой Венской школе искусств, на первом же уроке шокировал студентов, заявив им, что если они в душе художники, учить их не нужно, а если не художники — невозможно. После чего велел им убираться и заняться настоящим делом вместо слушаний лекций.
Но знаменит он был не благодаря своим эксцентричным выходкам, хотя незамеченными они не оставались — о двух его демонстрациях в обнаженном виде в 1967 и 1968 годах говорят до сих пор. Кстати, снимал одежду он не ради эпатажа, а потому что считал, что нужно быть ближе к природе, и даже завещал похоронить себя без одежды.
Ходят слухи, что была и третья акция, где он предстал голым перед мэром Вены, защищая проект придуманного им дома. Но если учесть, что мэром была женщина и проект потом быстро утвердили, это похоже на анекдот.
Именно этот проект сделал его знаменитым архитектором. Стал он им в 55 лет, когда в 1983 году был заложен первый камень фундамента знаменитого многоквартирного дома Хундертвассера в Вене. Когда дом был готов, от жильцов не было отбоя, хотя арендная плата была чуть ли не самой высокой в Вене. Желающих поселиться там немало и сейчас, хотя многие не выдерживают больше двух-трех лет — жильцам досаждают неровные полы и почти полное отсутствие углов, что затрудняет планировку интерьеров. И вдобавок постоянные толпы туристов вокруг.
И все-таки дом, законченный в 1986 году, получился настолько удивительным, что число архитектурных заказов у художника стало расти очень быстро. Он оформляет в своем постепенно становящемся узнаваемым стиле промышленные здания, санатории, водонапорные башни, музеи, учебные заведения, винодельни и даже церковь.
Рядом с «домом Хундертвассера» в Вене возникает Венский дом искусств — тоже по его проекту. Ему заказывают преображать даже мусоросжигательные заводы — и он это делает, превращая их в радостные разноцветные строения.
Особая его гордость — общественный туалет в городке Кавакава в Новой Зеландии, неподалеку от которого Хундертвассер купил огромное поместье и проводил большую часть времени. Местные жители его обожают — благодаря ему и перестроенному им туалету в городе появились туристы.
И внутри там тоже интересно:
Что же это был за художник, и почему его творения не оставляют равнодушными никого, вызывая или упреки в безвкусице, или восхищение и любовь?
Факты биографии Хундертвассера полностью приводить мы не будем, это не самое интересное. Основное — родился он в Вене в 1928 году, и звали его тогда Фридрих Штовассер. После ухода из Венской Школы искусств он отправляется путешествовать и меняет свое имя на более звучное Фриденсрайх Хундертвассер — что можно перевести как «богатство мира и сто вод».
Рисовать он начал очень рано, в 6 лет. К юношескому возрасту начал оформляться его стиль, на который сначала очень повлияли австрийские экспрессионисты Эгон Шиле и Вальтер Кампманн. Картины молодой Хундертвассер рисовал такие:
И они нравились, он быстро стал успешным художником: первая выставка прошла в
Вене в 1952 году, когда ему было всего 24 года.
На следующий год он рисует свою первую спираль, и это становится его любимой темой.
Почему именно спираль? В том самом 1953 году, когда Хундертвассер изобразил спираль, он впервые произнес: «Прямая линия ведет к гибели человечества». Потом он повторял это неоднократно в манифестах, интервью, текстах и выступлениях.
Яростная нелюбовь к прямым линиям и прославила его на весь мир — еще до того, как стать архитектором, он стал признанным мастером. Выставки Хундертвассера успешны, а круг его художественных интересов поразительно широк — он разрабатывает дизайн монет, делает эскизы почтовых марок и даже флагов.
Чайный сервиз:
Создает теорию «трансавтоматизма», где смешивается сюрреализм со свободным, природным самовыражением художественного видения.
Когда же по его проектам начали возводиться или перестраиваться здания, они немедленно становились достопримечательностями. Представлять и рисовать их он начал еще до того, как ему разрешили их строить:
Кроме своей художественной работы, Фриденсрайх стал всемирно известным борцом за экологию. Он выступает с манифестами, устраивает акции, сажает деревья, расхаживает голым — и все это с призывами вернуться к натуральной жизни.
Однажды он даже демонстративно съел упаковку от сыра, когда боролся за уменьшение пластика в магазинах.
Его ненависть к прямым линиям как раз и выросла из его любви к природе — как он считал, именно прямые линии разрушили рай. Природа жива именно потому, что все контуры там естественны и разнообразны, поэтому людям так хорошо на воле и тяжело в городах с их прямоугольными зданиями. Поэтому в созданных им строениях прямого нет почти ничего — плавные волнистые линии, ассиметричные окна и даже неровные полы. Окна он считал особенно важными, говоря, что в доме они главнее стен, и при этом в домах нет одинаковых окон — все они чем-то отличаются друг от друга.
В его проектах над окнами или даже из самих окон растут деревья. Вокруг дома тоже, и на балконах, и на крышах.
Его часто сравнивают с Гауди. Он действительно восхищался испанским мастером и явно что-то от него взял, кроме прихотливых форм — например, использовал много разноцветной мозаики, что превращало его строения в сказочные домики.
Но если Гауди считается гением, то о Хундертвассере спорят до сих пор — многие подозревают его в излишней эксцентричности и дурном вкусе. Он действительно был эксцентричен — например, всегда носил носки разного цвета, считая, что от однообразия устают глаза.
Но несмотря на все упреки, его здания по-прежнему собирают толпы любопытных и восхищенных зрителей.
Работал он всегда очень много и сразу во многих направлениях. Но последние его планы не сбылись — в 2000 году он скоропостижно умирает на борту яхты в океане. Было ему 72 года. Похоронен он рядом со своим поместьем в Новой Зеландии, как он и завещал — под тюльпановым деревом и без одежды.
А здания по его проектам остались, и продолжают строиться до сих пор, даже после его смерти.
Жилой комплекс «Лесная спираль» (Waldspirale), Дармштадт (Германия):
Мусоросжигательный завод в Австрии:
И в Токио:
Придорожный ресторан, Австрия:
Дом искусств в Вене:
Он же, внутри:
Винодельня «Дон Кихот» в Калифорнии:
Крытый рынок, Австрия:
Жилой комплекс Дождевая башня, Австрия:
Детский игровой дом, Япония:
Церковь Святой Варвары, Австрия: